Тип дорожной одежды и область ее применения | Основной вид покрытия, материал и способ его укладки | |
Капитальный для дорог: I-в, II-в, III-в; I-к, II-к; I-л, II-л категорий | Цементобетонные монолитные и сборные; армобетонные монолитные, железобетонные монолитные и сборные; асфальтобетонные плотные из смесей, укладываемых в горячем и теплом состоянии, а также асфальтобетонные плотные из смесей, укладываемых в горячем и теплом состоянии, также вышеперечисленные покрытия, армированные геосинтетическими материалами | |
Облегченный для дорог: III-в, IV-в; II-к; III-к; I-л, II-л категорий | Асфальтобетонные плотные из смесей, укладываемых в горячем и теплом состоянии; из подобранного щебеночного или гравийного материала, обработанного вязким или жидким битумом в смесительной установке; из фракционированного щебня, обработанного вязким битумом в смесительной установке или методом пропитки с поверхностной обработкой; из щебеночных или гравийных смесей, обработанных жидким битумом методом смешения на дороге; из крупнообломочных (с размером фракций до 40 мм) и песчаных грунтов, обработанных битумной эмульсией с добавкой цемента в установке с поверхностной обработкой, а также вышеперечисленные покрытия, армированные геосинтетическими материалами | |
Переходный для дорог: III-в, IV-в; III-к; IV-к, II-л, III-л категорий | Из прочного фракционированного щебня, укладываемого по способу заклинки, из подобранного щебеночного и гравийного материала, шлака требуемой прочности, из местных каменных и гравелисто-песчаных грунтов, обработанных органическими или минеральными вяжущими с применением поверхностно-активных веществ (ПАВ), а также вышеперечисленные покрытия, армированные геосинтетическими материалами | |
Низший для дорог: IV-в, III-к, IV-к категорий и прочих дорог при ограниченном сроке эксплуатации | Из выровненного скального или крупнообломочного грунта; из грунтов, укрепленных различными скелетными добавками (щебнем, гравием, дресвой, шлаком, горелыми породами и другими местными материалами); из местных каменных материалов, грунтов, укрепленных местными вяжущими (гранулированным доменным шлаком, активными золами уноса и др.); все вышеперечисленные покрытия, армированные геосинтетическими материалами; покрытия, устраиваемые с применением дерева или бетона (лежневые, бревенчатые сплошные и колейные) | |
Примечание - Допускается применять и другие материалы для устройства дорожной одежды (отходы промышленности и т.п.), которые удовлетворяют требованиям нормативных документов и санитарным нормам. |
7.8.3 При выполнении расчетов и конструировании дорожных одежд необходимо руководствоваться рекомендуемыми расчетными значениями сроков их службы до капитального ремонта, приведенными в таблице 7.18.
7.8.4 Выбор типа покрытия для конкретных случаев проектирования осуществляется с учетом величины осевой нагрузки автотранспортных средств, грузооборота, срока службы дороги, наличия строительных материалов и других факторов.
Таблица 7.18
Тип дорожной одежды | Категория дороги | Срок службы в дорожно-климатической зоне, лет | |||
I, II | III | IV | |||
Капитальный жесткий | I-к, I-в | 20 | 22 | 25 | |
II-к, II-в | 17 | 20 | 22 | ||
III-к, III-в, IV-к, IV-в | 15 | 17 | 20 | ||
Нежесткий | Капитальный | I-к, I-в | 15 | 17 | 18 |
II-к, II-в, I-л | 13 | 14 | 15 | ||
III-к, III-в, IV-к, IV-в | 12 | 13 | 14 | ||
Облегченный | I-к | 12 | 13 | 14 | |
II-к, I-л | 11 | 12 | 13 | ||
III-к, IV-к, IV-в, I-с, II-л | 10 | 11 | 12 | ||
Переходный | I-к | 5 | 6 | 7 | |
II-к | 4 | 5 | 6 | ||
III-к, IV-к, IV-в, III-л | 3 | 4 | 5 |
7.8.5 Цементобетонные монолитные покрытия целесообразно использовать при эксплуатации автотранспортных средств с осевыми нагрузками от 100 до 800 кН и высоким грузооборотом (категория I-к, I-в) в случаях:
строительства дороги на дисперсных грунтах;
в районах, необеспеченных местными каменными материалами, применяемыми для устройства покрытий и верхних слоев основания.
Для автотранспортных средств с осевыми нагрузками более 800 кН целесообразно применение железобетонных покрытий.
7.8.6 Сборное покрытие из железобетонных плит, а также дорожные одежды, армированные георешетками, рекомендуется использовать в случаях:
строительства дорог с большим количеством подземных коммуникаций;
на внутриплощадочных дорогах при слабых грунтах;
необходимости строительства дорог в короткие сроки при отсутствии местных строительных материалов.
7.8.7 Капитальные и облегченные типы дорожных одежд с применением органических вяжущих рекомендуется устраивать на межплощадочных и внутриплощадочных дорогах под осевые нагрузки до 115 кН. При осевых нагрузках более 115 кН указанные дорожные одежды целесообразно применять на скальных и крупноблочных грунтах, а на дисперсных грунтах, с применением геосинтетических материалов.
Покрытия переходного и низшего типов целесообразно устраивать на внутриплощадочных дорогах категории "к".
7.8.8 Нормативные требования, предъявляемые к материалам конструктивных слоев дорожной одежды, их приготовлению и укладке изложены в приложении Ж.
7.8.9 Значения нормативных требований при строительстве дорожных одежд капитального и облегченного типов принимают в соответствии с СП 34.13330, а для дорог с переходным типом покрытий - по таблице 7.20.
Таблица 7.20
Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр | Допустимое отклонение от проекта |
1 Высотные отметки по оси | Не более 20% замеров могут иметь отклонения до ±30 мм; остальные - до ±20 мм |
2 Ширина слоя оснований и покрытий | Не более 20% замеров могут иметь отклонения до -20 см; остальные - до ±10 мм |
3 Поперечные уклоны | Не более 20% замеров могут иметь отклонения от -0,02 до +0,03; остальные - до ±0,01 |
4 Ровность | |
4.1 Просвет под 3-метровой рейкой | Не более 10% замеров могут иметь значения до 20 мм; остальные - до ±10 мм |
Примечание - Кроме указанных параметров следует контролировать:- степень уплотнения слоев дорожных одежд;- сцепление колеса автомобиля с покрытием;- прочность материала в соответствии с требованиями стандартов. |
7.8.10 На дорогах I-к и II-к категорий, а также в случае применения усовершенствованных капитальных типов дорожных покрытий с использованием новых строительных материалов или нетиповых конструкций дорожных одежд приемочный контроль должны осуществлять специализированные организации.
7.8.11 Способы измерений приемочного контроля должны соответствовать требованиям настоящего подраздела. Объем измерений должен состоять не менее чем из 20 измерений, за исключением контроля плотности и прочности, принимаемых по приложению Ж.
7.8.12 При приемке работ дорог I-к, I-в, II-к, II-в, III-к и III-в, I-л, II-л категорий с капитальным и облегченным типами дорожных одежд предварительная оценка ровности поверхности в продольном направлении проводится с помощью ПКРС (прибор контроля ровности и сцепления), толчкомеров и других приборов, путем сплошного измерения на всем сдаваемом участке по каждой полосе движения. На основе такой оценки выбираются захватки, имеющие худшую ровность, для детального измерения ровности.
Участки дорог следует выбирать длиной не менее 300 м. Суммарная длина участков дорог, на которых проводится измерение, должна составлять не менее 10% длины сдаваемой дороги в однополосном исчислении. Каждый участок дороги должен быть привязан к проекту с указанием координат его начала и конца, границ прямолинейных отрезков, границ вертикальных выпуклых и вогнутых кривых и их радиусов, а также границ виражей. В случае протяженности дорог, сопоставимой с длиной рассматриваемого участка, измерение ровности осуществляют по всей длине дороги.
На выбранных участках следует проводить сплошной контроль ровности по всей длине путем измерения просветов под трехметровой рейкой и оценки неровностей с длинами волн 5, 10 и 15 м и нивелированием с шагом 5 м.
По данным нивелирования вычисляют абсолютные или относительные вертикальные отметки ( ) точек поверхности или основания дороги в местах разметки. По полученным отметкам вычисляются алгебраические разности отметок точек по формуле
,
где , , - отметки смежных точек;
i - порядковый номер точки разметки.
Вертикальные отметки точек вычисляют со сдвижкой на 5 м, при этом на каждом участке дороги должно быть получено не менее 50 значений амплитуд. При этом 90% отклонений должны находиться в пределах, указанных в таблице 7.21, а 10% отклонений не должны превышать соответствующие значения более чем в 1,5 раза.
Таблица 7.21
Категория дороги | Допустимое отклонение значений неровностей, мм, на измеряемой длине, м | ||
5 | 10 | 15 | |
I-в, II-в, I-к, II-к, I-л | 7 | 12 | 24 |
III-в, IV-в, III-к, IV-к, III-с, II-л, III-л | 10 | 16 | - |
7.8.13 При замерах ровности 3-метровой рейкой допустимые значения неровностей не должны превышать величин, приведенных в таблицах 7.17 и 7.18.
Допускается осуществлять контроль с помощью приборов и установок, оценки которых приведены к оценкам по методу трехметровой рейки и методу нивелирования. Все применяемые средства контроля должны быть сертифицированы.
7.8.14 Ровность поперечного стыка асфальтобетонного покрытия должна отвечать следующим требованиям:
90% значений просветов под 3-метровой рейкой не должны превышать 4 мм;
для 10% замеров допускаются отклонения до 8 мм;
в одном приложении рейки число просветов более 4 мм не должно превышать трех значений.
7.8.15 Сцепление протектора колеса автомобиля с увлажненной поверхностью покрытия характеризуется коэффициентом сцепления, определяемым специальными динамометрическими приборами типа ПКРС или другими сертифицированными приборами. Измерения сцепления следует производить не ранее чем через две недели после окончания строительства покрытия в соответствии с требованиями ГОСТ 30413.
Измерения следует выполнять по одной полосе наката колес автомобилей каждой полосы движения. На каждые 1000 м необходимо делать 3-5 измерений в зависимости от состояния покрытия по каждой полосе движения.
Значение коэффициента сцепления протектора колеса, имеющего рисунок, с поверхностью дороги должно быть не ниже 0,45 - 0,60 и соответствовать требованиям ГОСТ 30413.
При контроле коэффициента сцепления колеса с покрытием следует различать требования к этому показателю (при увлажненной поверхности покрытия) в зависимости от условий движения;
легкие - участки дорог прямые или на кривых радиусом 1000 м и более, горизонтальные или с продольным уклонами не более , с элементами поперечного профиля, соответствующими категориям дорог по настоящему своду правил, с укрепленными обочинами без пересечений на одном уровне, при уровне загрузки не более 0,3;
затрудненные - участки дорог на кривых в плане радиусами от 250 до 1000 м, на спусках и подъемах с уклонами от 30 до , участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при уровне загрузки в пределах 0,3 - 0,5;
опасные - участки дорог с видимостью менее расчетной, подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные, зоны пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям, при уровнях загрузки свыше 0,5.
7.8.16 Шероховатость дорожных покрытий следует измерять методом "песчаного пятна". На каждой полосе движения следует производить пять измерений на 1000 м по одной полосе наката.
Значения средней глубины впадин шероховатости по методу "песчаного пятна" не должны быть меньше:
для асфальтобетона и цементобетона 1 мм;
для поверхностной обработки 1,8 мм;
для цементобетона 1 мм.
7.8.17 Для обеспечения безопасных условий движения следует дополнительно контролировать: