Дополнительный волновой изгибающий момент принимают постоянным на длине 0,5 L в средней части судна и уменьшающимся к оконечностям до нуля по линейной зависимости.
2.1.5 Расчетные местные нагрузки определяются в соответствии с указаниями 2.2.16-2.2.29 ч. I ПСВП при полувысоте расчетной волны r=1,75 м, принимаемой независимо от устанавливаемого судну ограничения по допустимой высоте волны. При этой же полувысоте расчетной волны вычисляются моменты сопротивления поперечного сечения балок набора по формулам, содержащимся в 2.4 ч. I ПСВП.
2.1.6 Толщины связей корпуса, мм, независимо от результатов расчета не должны быть менее указанных в табл. 2.1.6 с учетом примечаний к табл. 2.4.1 и пунктов 2.4.2-2.4.9 ч. I ПСВП.
Таблица 2.1.6
Наименование связи | Длина судна, м | ||
25 | 60 | 140 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Наружная обшивка | |||
1.1. Наружная обшивка (за исключением случаев, оговоренных в п.п. 1.2-1.6) | 5,0 | 6,0 | 9,0 |
1.2. Наружная обшивка, ограничивающая балластные и топливные цистерны | 6,0 | 7,0 | 9,5 |
1.3. Скуловой пояс | 6,0 | 7,0 | 10,0 |
1.4. Ширстречный пояс в средней части судна | 5,5 | 9,0 | 11,0 |
1.5. Обшивка днища в районе, отстоящем до 0,2 L в корму от носового перпендикуляра и на 0,04 В от основной плоскости | 5,5 | 7,5 | 10,5 |
1.6. Обшивка борта в носовой оконечности | 5,5 | 7,0 | 9,5 |
2. Настилы палуб и платформ | |||
2.1. Настил палубы (за исключением случаев, оговоренных в п.п. 2.2-2.5) | 5,0 | 6,5 | 9,5 |
2.2. Палубный стрингер в средней части судна | 5,5 | 9,0 | 11,0 |
2.3. Настил верхней палубы в оконечностях, в районе межлюковых перемычек, палуб юта и надстроек (не участвующих в общем изгибе корпуса), на участках, не защищенных надстройками. Настил палубы бака | 5,0 | 6,0 | 6,0 |
2.4. Настил верхней палубы за пределами средней части, палуб юта и надстроек (не участвующих в общем изгибе корпуса), на участках, защищенных надстройками. Настил платформ | 4,5 | 5,0 | 5,0 |
2.5. Настил палубы наливных судов в районе грузовых танков | 5,5 | 9,0 | 10,0 |
3. Грузовые настилы | |||
3.1. Настил второго дна грузовых судов (за исключением случаев, оговоренных в п. 3.2 и п. 3.3) | 5,0 | 7,0 | 7,0 |
3.2. Настил второго дна сухогрузных судов под грузовыми люками, если предусмотрена загрузка-разгрузка грейферами, и палуб судов-площадок в пределах грузовой площадки | 8,0 | 12,0 | 12,0 |
3.3. Настил второго дна наливных судов в районе расположения грузовых танков | 6,5 | 8,0 | 8,5 |
4. Переборки и внутренние борта | |||
4.1. Обшивка непроницаемых переборок и внутренних бортов (за исключением случаев, оговоренных в п.п. 4.2-4.13) | 4,0 | 5,0 | 5,0 |
4.2. Обшивка переборки форпика | 4,5 | 5,5 | 5,5 |
4.3. Обшивка внутренних бортов сухогрузных судов в районе грузовых трюмов | 5,0 | 6,5 | 7,0 |
4.4. Обшивка непроницаемых переборок (за исключением нижних листов) сухогрузных судов в районе грузовых трюмов | 4,5 | 6,5 | 6,5 |
4.5. Нижние листы непроницаемых переборок сухогрузных судов в районе грузовых трюмов | 5,0 | 6,5 | 7,0 |
4.6. Обшивка внутренних бортов судов с полным раскрытием грузовых трюмов, нижние листы внутренних бортов судов с неполным раскрытием грузовых трюмов и поперечных переборок в районе грузовых трюмов, если предусмотрена загрузка-разгрузка грейферами | 7,0 | 10,0 | 10,0 |
4.7. Верхний пояс переборок судов-площадок в пределах грузовой площадки | 5,5 | 9,0 | 9,0 |
4.8. Обшивка внутренних бортов, а также поперечных переборок, разграничивающих заполненные и не заполненные грузом отсеки наливных судов в районе грузовых танков (за исключением нижних и верхних поясьев) | 5,5 | 7,0 | 7,5 |
4.9. Верхний пояс внутренних бортов, а также поперечных переборок, разграничивающих заполненные и не заполненные грузом отсеки наливных судов в районе грузовых танков | 6,0 | 8,5 | 9,0 |
4.10. Нижний пояс внутренних бортов, а также поперечных переборок, разграничивающих заполненные и не заполненные грузом отсеки наливных судов в районе грузовых танков | 7,0 | 8,0 | 8,5 |
4.11. Обшивка поперечных переборок, разграничивающих на наливных судах отсеки, заполненные грузом (за исключением верхнего пояса) | 5,0 | 6,5 | 7,0 |
4.12. Верхний пояс обшивки поперечных переборок, разграничивающих на наливных судах отсеки, заполненные грузом | 5,5 | 8,5 | 9,0 |
5. Прочие связи | |||
5.1. Листовые конструкции и стенки балок рамного набора под грузовым настилом судов-площадок и настилом второго дна сухогрузных судов под грузовыми люками, если предусмотрена загрузка-разгрузка грейферами | 6,0 | 9,0 | 9,0 |
5.2. Листовые конструкции и балки набора внутри балластных цистерн | 5,5 | 7,0 | 7,0 |
5.3. Подпалубный набор и набор переборок внутри грузовых танков и топливных цистерн | 6,0 | 8,0 | 8,0 |
5.4. Непрерывные продольные комингсы грузовых люков | 7,5 | 10,0 | 12,0 |
5.5. Поперечные комингсы грузовых люков | 5,5 | 8,0 | 10,0 |
5.6. Листы шахт машинно-котельных отделений и капов машинного отделения, стенки надстроек, не участвующих в общем изгибе корпуса | 4,0 | 4,5 | 5,0 |
Примечания: 1. Требуемая п. 1.5 толщина обшивки днища может быть уменьшена на 0,5 мм в районах корпуса, в которых днищевой набор состоит из продольных ребер жесткости и балок поперечного набора, установленных на каждой шпации.2. Для судов с санообразной формой обводов носовой оконечности требование п. 1.5 распространяется на участок корпуса, расположенный на 4% ширины судна выше плоского участка днища в районе носового подъема.3. Требования к минимальной толщине наружной обшивки в носовой оконечности (п. 1.5 и п. 1.6) распространяются на суда, допускаемые к эксплуатации в море с минимальной осадкой Т_н < 0,035L. При больших величинах минимальной осадки толщина наружной обшивки в носовой оконечности должна приниматься в соответствии с требованиями табл. 2.4.1 ч. 1 ПСВП для судов класса "М". |
2.1.7 Усиления корпуса согласно 2.4.96 и 2.4.97 ч. I ПСВП должны быть выполнены на длине от носового перпендикуляра до цилиндрической вставки, но не менее чем на длине 0,2L от носового перпендикуляра.
2.1.8 В той части корпуса, которая указана в 2.1.7, дополнительно следует устанавливать промежуточные бортовые шпангоуты, которые должны быть перевязаны с ближайшими продольными связями палубы днища. Установка таких шпангоутов не требуется на участках, где шпация не более 400 мм.
Момент сопротивления поперечного сечения промежуточных шпангоутов должен быть не менее 0,75 момента сопротивления поперечного сечения основных холостых шпангоутов.
2.1.9 Флоры, устанавливаемые в плоскостях холостых шпангоутов в корму от переборки форпика в той части корпуса, которая указана в 2.1.7, должны иметь толщину стенки, одинаковую с толщиной стенки флоров, устанавливаемых в плоскостях рамных шпангоутов, и высоту не менее 1/3 высоты двойного дна в этом районе и не менее 2,5 высоты продольных ребер жесткости.
Свободные кромки таких флоров должны быть подкреплены фланцами или поясками.
Расстояние между продольными балками в этом районе следует принимать не более 500 мм.
2.1.10 В форпике должно быть не менее трех карлингсов. Высота стенки карлингсов и рамных бимсов должна быть не менее 2,5 высот холостых бимсов.
2.1.11 Момент сопротивления W площади поперечного сечения холостых бимсов с присоединенными поясками на отдельных участках палубы в районе, указанном в 2.1.7, должен быть не менее, :
, (2.1.11)
где d - расстояние между бимсами, м;
- наибольший пролет бимсов, измеренный между карлингсами или между карлингсами и продольной переборкой или бортом, м.
2.1.12 Усиления, требуемые в 2.4.98 ч. I ПСВП, должны быть выполнены на длине от кормовой переборки машинного отделения до кормовой оконечности, включая ахтерпик.
2.1.13 В машинном помещении каждый второй шпангоут должен быть рамным.
2.1.14 Момент сопротивления W площади поперечного сечения карлингсов с присоединенным пояском для машинного помещения должен быть не менее, :
, (2.1.14)
где - средняя ширина площади палубы, поддерживаемой карлингсом, м;
- наибольший пролет карлингса, измеренный между поперечными переборками или центрами пиллерсов и поперечной переборкой, м.
Профиль поперечного сечения бимсов необходимо принимать таким же, как и карлингса.
2.1.15 На судах класса "М-СП (лед)" должны быть выполнены усиления корпуса в соответствии с требованиями 2.4.113 ч. I ПСВП, назначенными из условий эпизодического плавания в мелкобитом, подвижном, плавучем льду толщиной не более 0,4 м.
2.1.16 В расчетах общей прочности корпуса в конце срока службы судна средние остаточные толщины связей корпуса рекомендуется определять с учетом значений расчетных скоростей изнашивания, приведенных в табл. 2.1.16.
2.1.17 Для пассажирских судов длиной 50 м и более значение изгибающего момента на тихой воде , кНм, используемого в 2.2.12 ч. I ПСВП при определении расчетного изгибающего момента в средней части судна при прогибе и перегибе, должно вычисляться в соответствии с 2.2.4 ч. I ПСВП и приниматься по абсолютной величине не менее определяемого по формуле:
, (2.1.17-1)
где - коэффициент полноты водоизмещения;
- коэффициент, значения которого определяют по формуле:
; (2.1.17-2)
- коэффициент, значения которого определяют по табл. 2.1.17-1;
- коэффициент, значения которого определяют с помощью следующего уравнения:
(2.1.17-3)
или принимают по табл. 2.1.17-2;
- коэффициент, значения которого определяют по табл. 2.1.4-1 или рассчитывают с помощью уравнения (2.1.4-3);
- коэффициент, значения которого вычисляют по формуле:
; (2.1.17-4)
, - коэффициенты, значения которых следует определять согласно 2.1.4.
Изгибающий момент, определяемый с помощью зависимости (2.1.17-1), принимают постоянным на длине 0,5L в средней части судна и уменьшающимся к оконечностям до нуля по линейной зависимости (аналогично на рис. 2.1.4).
Таблица 2.1.16
N п/п | Наименование связи | Рекомендуемые средние скорости изнашивания, мм/год | ||
М-СП | М-ПР | О-ПР | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Палубный настил | |||
1.1 | Палубный настил | 0,06 | 0,04 | 0,04 |
1.2 | Палубный настил в районе расположения балластных цистерн | 0,07 | 0,05 | 0,05 |
1.3 | Палубный настил судов площадок, перевозящих навалочные грузы | 0,15 | 0,13 | 0,13 |
1.4 | Палубный настил в районе грузовых танков наливных судов | 0,15 | 0,13 | 0,13 |
1.5 | Палубный настил в районе грузовых танков наливных судов, перевозящих сырую нефть | 0,21 | 0,19 | 0,19 |
2 | Бортовая обшивка | |||
2.1 | Борт при отсутствии второго борта: | |||
2.1.1 | Надводный | 0,08 | 0,05 | 0,05 |
2.1.2 | в районе ниже ватерлинии в полном грузу | 0,10 | 0,07 | 0,06 |
2.2 | Борт при наличии второго борта (отсеки двойного борта предназначены для груза, топлива или балласта): | |||
2.2.1 | Надводный | |||
цистерны заполнены топливом | 0,13 | 0,10 | 0,10 | |
цистерны заполнены балластом | 0,12 | 0,08 | 0,06 | |
2.2.2 | ниже ватерлинии в полном грузу | |||
цистерны заполнены топливом | 0,15 | 0,12 | 0,11 | |
цистерны заполнены балластом | 0,13 | 0,08 | 0,07 | |
3 | Днищевая обшивка | |||
3.1 | скуловой пояс и прилегающий к нему пояс днищевой обшивки | 0,12 | 0,10 | 0,09 |
3.2 | прочие поясья обшивки днища | 0,09 | 0,07 | 0,06 |
3.3 | в районе топливных цистерн | 0,14 | 0,11 | 0,11 |
3.4 | в районе балластных отсеков | 0,12 | 0,08 | 0,07 |
3.5 | в районе грузовых танков | 0,14 | 0,11 | 0,11 |
4 | Настил второго дна | |||
4.1 | в районе топливных цистерн | 0,14 | 0,11 | 0,11 |
4.2 | в районе балластных отсеков | 0,10 | 0,07 | 0,06 |
4.3 | в трюмах, если предусматривается выполнение грузовых операций грейферами | 0,17 | 0,14 | 0,13 |
5 | Обшивка второго борта | |||
5.1 | Обшивка второго борта судов, не перевозящих грузы навалом | |||
5.1.1 | верхний и средний поясья | 0,06 | 0,05 | 0,04 |
5.1.2 | нижний пояс | 0,13 | 0,08 | 0,07 |
5.1.3 | в районе топливных цистерн | 0,14 | 0,11 | 0,11 |
5.1.4 | в районе балластных отсеков | 0,10 | 0,08 | 0,07 |
5.2 | обшивка второго борта судов, перевозящих навалочные грузы | |||
5.2.1 | верхний и средний поясья | 0,12 | 0,09 | 0,08 |
5.2.2 | нижний пояс | 0,17 | 0,14 | 0,13 |
6 | Обшивка продольных и поперечных переборок | |||
6.1 | Водонепроницаемые переборки | |||
6.1.1 | верхний и средний поясья | 0,06 | 0,05 | 0,04 |
6.1.2 | нижний пояс | 0,10 | 0,08 | 0,07 |
6.2 | Переборки между трюмами для навалочных грузов | |||
6.2.1 | верхний и средний поясья | 0,11 | 0,08 | 0,08 |
6.2.2 | нижний пояс | 0,17 | 0,14 | 0,13 |
6.3 | Переборки между грузовыми танками | |||
6.3.1 | верхний пояс | 0,16 | 0,13 | 0,13 |
6.3.2 | средний пояс | 0,12 | 0,09 | 0,09 |
6.3.3 | нижний пояс | 0,15 | 0,13 | 0,12 |
6.4 | Переборки между грузовыми танками судов, перевозящих сырую нефть | |||
6.4.1 | верхний пояс | 0,22 | 0,19 | 0,19 |
6.4.2 | средний пояс | 0,16 | 0,13 | 0,13 |
6.4.3 | нижний пояс | 0,21 | 0,18 | 0,17 |
7 | Набор палуб | |||
7.1 | Продольные подпалубные балки, бимсы и карлингсы палуб, ограничивающие: | |||
7.1.1 | грузовые трюмы сухогрузных судов и районы судовых помещений | 0306 | 0,04 | 0,04 |
7.1.2 | грузовые танки | 0,16 | 0,13 | 0,13 |
7.1.3 | грузовые танки судов, перевозящих сырую нефть | 0,22 | 0,19 | 0,19 |
7.1.4 | топливные цистерны | 0,16 | 0,13 | 0,13 |
7.1.5 | балластные отсеки | 0,12 | 0,08 | 0,07 |
7.2 | Комингсы грузовых люков | 0,06 | 0,04 | 0,04 |
8 | Набор бортов и переборок | |||
8.1 | Продольные балки, основные и рамные шпангоуты, вертикальные стойки и горизонтальные рамы бортов и переборок, ограничивающие: | |||
8.1.1 | грузовые трюмы сухогрузных судов и районы судовых помещений | 0,08 | 0,05 | 0,05 |
8.1.2 | грузовые танки | 0,16 | 0,13 | 0,13 |
8.1.3 | грузовые танки судов, перевозящих сырую нефть | 0,22 | 0,19 | 0,19 |
8.1.4 | топливные цистерны | 0,16 | 0,13 | 0,13 |
8.1.5 | балластные отсеки | 0,17 | 0,11 | 0,10 |
9 | Набор днища и второго дна | |||
9.1 | Вертикальный киль, днищевые стрингеры, флоры и продольные балки днища при отсутствии второго дна: | |||
9.1.1 | в районе грузовых трюмов | 0,10 | 0,07 | 0,06 |
9.1.2 | в балластных отсеках | 0,12 | 0,08 | 0,07 |
9.2 | Вертикальный киль, днищевые стрингеры, флоры и продольные балки днища и второго дна в отсеках двойного дна: | |||
9.2.1 | не предназначенных для заполнения | 0,10 | 0,07 | 0,06 |
9.2.2 | в топливных цистернах | 0,16 | 0,13 | 0,13 |
9.2.3 | в балластных отсеках | 0,12 | 0,08 | 0,07 |
Примечания: | 1. Для судов смешанного плавания всех классов, предназначенных для эксплуатации только в морях Северного Ледовитого океана, средние скорости изнашивания связей корпуса, могут быть приняты по табл. 2.2.88 ч. I ПСВП, как для судов внутреннего плавания. 2. Для судов класса "М-СП", предназначенных для эксплуатации только в Балтийском и Белом морях, средние скорости изнашивания могут быть приняты, как для судов класса "М-ПР".3. Для судов, предназначенных для эксплуатации в бассейнах Черного, Мраморного, Ионического, Адриатического, Эгейского, Средиземного, Каспийского и Аравийского морей (независимо от основного символа в формуле класса) рекомендуемые средние скорости изнашивания связей наружного и внутреннего бортов должны приниматься в соответствии с требованиями к судам класса "М-СП". Для прочих связей - не менее требуемых для судов класса "М-ПР".4. В случае если при проверке прочности в конце срока службы средние скорости изнашивания уменьшались с учетом примечаний 1 и 2 к настоящей таблице, районы плавания судов, применительно к которым было допущено такое уменьшение, должны быть указаны в спецификации в качестве разрешенных для эксплуатации.
Таблица 2.1.17-1
Характеристика связей корпуса | при , МПа | |||
235 | 315 | 355 | 390 | |
Участвующие в общем изгибе и не несущие местную нагрузку | 1,645 | 1,572 | 1,585 | 1,598 |
Участвующие в общем изгибе и несущие местную нагрузку | 1,410 | 1,474 | 1,534 | 1,591 |
Таблица 2.1.17-2
L | 50 | 65 | 80 | 95 | 110 | 125 | 140 |
0,257 | 0,315 | 0,366 | 0,392 | 0,381 | 0,370 | 0,351 |
2.1.18 Расчетные давления на стенки и палубы надстроек и рубок судов определяются:
на боковые стенки - по табл. 2.1.18-1;
на открытые палубы, не предназначенные для размещения груза - по табл. 2.1.18-2;
на концевые стенки - по табл. 2.1.18-3.
В табл. 2.1.18-1 - 2.1.18-3 значения х/L = 0,5 и х/L = -0,5 соответствуют сечениям по носовому и кормовому перпендикулярам при осадке судна по конструктивную ватерлинию, x/L = 0 - миделевому сечению.