Приказ Минтранса РФ от 17 июля 2008 г. N 108 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" стр. 52

выполнение правил полетов государства, в воздушном пространстве которого выполняется полет;
обеспечивать выполнение иммиграционных, таможенных и карантинных правил, установленных государством пребывания;
обеспечивать правильное оформление судовых, грузовых, таможенных, карантинных и иммиграционных документов.

XVI. Общие правила выполнения авиационных работ

16.1. Авиационные работы гражданскими воздушными судами выполняются в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей.
16.1.1. Полеты для выполнения авиационных работ в зависимости от их цели, правил выполнения и особенностей технологии выполнения подразделяются на следующие основные виды:
авиационно-химические работы;
воздушные съемки;
лесоавиационные работы;
строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы;
транспортно-связные работы;
авиационные работы в Арктике, Антарктике, на островах открытых морей и океанов;
авиационные работы, проводимые с морских судов и морских буровых установок;
авиационные работы с целью проведения санитарных мероприятий;
авиационные экспериментальные и научно-исследовательские работы.
16.1.2. Эксплуатант особенности выполнения авиационных работ определенных видов предусматривает в РПП, в том числе:
условия и порядок выполнения конкретных (определенных) видов авиационных работ;
определение порядка использования, а при необходимости - и поддержания в эксплуатационном состоянии неконтролируемых аэродромов, посадочных площадок и их оборудования;
санитарные, экологические и иные условия обеспечения выполнения авиационных работ исходя из их особенностей;
ограничения на выполнение авиационных работ, связанные с экологическими особенностями соответствующей территории или с особым режимом нахождения на этой территории транспортных средств и людей;
создание и порядок использования жилищно-бытовых условий для отдыха членов экипажей воздушных судов;
осуществление контроля их выполнения.
16.1.3. В случаях, предусмотренных технологией работ, в состав экипажа воздушного судна могут включаться специалисты заказчика (летчики-наблюдатели, штурманы, бортоператоры и т.п.), имеющие действующие летные свидетельства соответствующего образца и застрахованные в установленном порядке.
16.1.4. Летный состав и другие специалисты, направляемые для выполнения авиационных работ, должны иметь соответствующую специальную подготовку.
16.1.5. При работе в отрыве от базового аэродрома задание на полет выдается на весь период работы.
16.1.6. Полеты с целью производства авиационных работ выполняются в условиях погоды и времени суток, установленных для данного вида работ.
16.1.7. Перед началом работ, а также при задержке воздушного судна в пункте назначения (процессе работы) на время, превышающее срок действия имеющегося прогноза погоды, командир воздушного судна обязан получить другой действующий на необходимый период времени прогноз, проанализировать фактическую погоду и принять решение на выполнение полета.
16.1.8. При невозможности получения прогноза погоды по наземным каналам командиру воздушного судна, имеющему самостоятельный налет более 1000 часов и допуск к внетрассовым полетам с правом подбора посадочных площадок с воздуха, разрешается произвести взлет для получения прогноза погоды по радио при фактической погоде не ниже минимума командира воздушного судна.
Полеты с целью выполнения перелетов или производства авиационных работ без прогноза погоды не допускаются.
16.1.9. При выполнении авиационных работ после посадки на промежуточном, а при повторных вылетах и на аэродроме базирования командиру воздушного судна разрешается принимать решение, а диспетчеру давать разрешение на вылет по радио при соблюдении следующих условий:
подготовка к предстоящему полету проведена в полном объеме перед началом работы (по докладу командира воздушного судна);
на маршруте, основных и запасных аэродромах (площадках) не произошло изменений, препятствующих выполнению полета;
срок действия прогноза погоды обеспечивает выполнение задания на полет (прогноз погоды можно получать по радио);
время стоянки воздушного судна не превышает одного часа. В этом случае ответственность за обоснованность принятия решения на вылет несет командир воздушного судна.
16.1.10. При полетах по выполнению авиационных работ в контролируемом воздушном пространстве, командир воздушного судна обязан доложить органу ОВД, в зоне управления которого он находится, о начале (приостановлении, окончании) работ, а также поддерживать с ним контрольную радиосвязь не реже чем через 30 минут, если этим органом ОВД не установлен иной порядок.
16.1.11. Посадочные площадки (аэродромы), как правило, выбираются наземным поиском. В отдельных случаях разрешается их подбор с воздуха лицом командно-летного состава, имеющим соответствующий допуск и полномочия.
16.1.12. В случае подготовки аэродромов (акваторий), посадочных площадок и их оборудования под производство полетов и вида авиационных работ представителями хозяйственных организаций обязательно осуществление контроля такой подготовки уполномоченными авиационными специалистами.
На каждый аэродром (посадочную площадку) разрабатывается и утверждается в установленном порядке инструкция по производству полетов.
16.1.13. На отдельных видах авиационных работ, при производстве которых предусмотрены полеты с подбором посадочных площадок с воздуха, на легких самолетах и вертолетах разрешается выполнять такие полеты командирам воздушных судов, имеющим допуск к полетам с правом подбора посадочных площадок с воздуха.
16.1.14. К полетам с подбором посадочных площадок с воздуха относятся:
полеты, в процессе которых производится посадка воздушного судна на неподготовленные заранее участки местности, а также операции, выполняемые на вертолете в режиме висения вне аэродрома;
первичные для командира воздушного судна полеты, кроме авиационно-химических работ, с посадками на заблаговременно подготовленные аэродромы и посадочные площадки, где отсутствуют средства радиосвязи и не осуществляется руководство полетами.
16.1.15. При выполнении преднамеренной посадки вне аэродрома командир воздушного судна перед заходом на посадку должен осмотреть предполагаемое место посадки в целях оценки его размеров, уклонов и состояния поверхности.
Осмотр должен начинаться с высоты не менее 100 м над препятствиями и выполняться со снижением в выбранном направлении посадки до высоты не менее 10 м.
16.1.16. Командир воздушного судна по заявке представителя заказчика в целях производственной необходимости имеет право изменять маршрут полета и место посадки в пределах района работ с предварительным информированием об этом в контролируемом воздушном пространстве органа ОВД.
16.1.17. Выполнение указаний (просьб, предложений) представителя заказчика, которые противоречат требованиям настоящих Правил, правил по выполнению вида авиационных работ и заданию на полет, не допустимо.
16.1.18. Производство строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных операций, перевозка грузов на вертолетах с применением внешней подвески не допускается, если заказчик:
не обеспечил соблюдение технологии подготовки грузов к транспортировке и соблюдение правил по технике безопасности;
со своей стороны не назначил в официальном порядке ответственного руководителя указанных видов работ.
Командир вертолета в таких случаях делает соответствующую запись на обратной стороне заявки на полет.