16.1.19. Пассажиры и грузы, перевозимые на воздушных судах по заявкам заказчика, оформляются в установленном порядке. Ответственность за соответствие фактической массы загрузки значениям, указанным в заявлении на перевозку, несет заказчик. Ответственность за соблюдение предельной взлетной и посадочной массы воздушного судна несет командир воздушного судна.
 16.1.20. Одиночные самостоятельные перелеты (без провозки) с базового аэродрома к месту работ и обратно, а также с одного рабочего аэродрома (площадки) на другой в районе авиационных работ разрешается выполнять командирам воздушных судов, допущенных к внетрассовым полетам с правом подбора посадочных площадок с воздуха.
 16.1.21. Заявки на выполнение работ по отстрелу диких животных, связанных с использованием воздушных судов, выполняются только при наличии соответствующего разрешения (заявки) от уполномоченных на это органов.
Авиационно-химические работы
 16.2. В период выполнения массовых авиационно-химических работ (далее - АХР) для технического обслуживания и обеспечения полетов, оперативного руководства и контроля эксплуатантом может организовываться функционирование опорных баз.
 Каждое воздушное судно перед первым вылетом с базового аэродрома проверяется в контрольном полете (облете) при полной полетной массе и установленной сельскохозяйственной аппаратурой.
 Результаты облета записываются в формуляр и бортовой журнал воздушного судна.
 16.2.1. Полеты с базового аэродрома к месту АХР и обратно, а также с одного аэродрома (посадочной площадки) на другой выполняются по ПВП.
 16.2.2. АХР разрешается выполнять:
 в равнинной и холмистой местности - при видимости не менее 3000 м (на вертолетах - 2000 м) и высоте нижней границы облаков не ниже 150 м, а также предгорьях и горных долинах на удалении крайней точки полета от склонов не менее 5 км;
 в горной местности - при видимости не менее 5 км и высоте нижней границы облаков не ниже 300 м с обеспечением превышения высоты нижней границы облаков над высотой полета не менее 100 м.
 16.2.3. Условия выполнения полетов АХР:
 разрешение летным экипажам на выполнение АХР выдается при фактической погоде не ниже установленного минимума командно-летному составу, находящемуся в районе работ, при условии постоянного контроля с его стороны за изменением погоды. В случае ухудшения метеорологических условий, полеты должны быть прекращены;
 принимают решение командиры воздушных судов, имеющие самостоятельный налет на АХР не менее 500 часов, допуск к полетам с правом подбора посадочных площадок с воздуха и соответствующее разрешение в задании на полет, на выполнение полетов по фактической погоде при следующих условиях:
 видимость 5000 м и более;
 высота нижней границы облаков на 100 м выше установленного минимума;
 прогнозом погоды не предусматривается усиление скорости ветра более допустимой для воздушного судна данного типа и вида АХР;
 время полета до обрабатываемого участка не более 20 минут.
 В случае ухудшения погоды ниже указанных значений командир воздушного судна прекращает выполнение полетов.
 16.2.4. До начала обработки участка командир воздушного судна определяет (наземным способом или с воздуха) расположение препятствий и характерных ориентиров.
 Полет с целью такого облета участка выполняется по прямоугольному маршруту на высоте не менее 50 м над препятствиями.
 16.2.5. Полеты при обработке участков (полей, садов, виноградников и т.п.) в равнинной местности должны выполняться на высотах не ниже 5 м, а над верхушками отдельных деревьев леса - не ниже 10 м.
 16.2.6. Полеты для обработки участков разрешается начинать не ранее 30 минут до восхода солнца, а в горной местности - днем (с восходом солнца).
 Указанные полеты после захода солнца не допустимы.
 16.2.7. Полеты воздушного судна к обрабатываемым участкам и обратно выполняются по кратчайшему безопасному маршруту на высоте не менее 50 м над препятствиями.
 16.2.8. При обработке участков развороты над препятствиями должны выполняться на высоте не менее 50 м на самолетах и 30 м на вертолетах. Крены воздушных судов выдерживаются в соответствии с РЛЭ или эквивалентным ему документом.
 Препятствия, расположенные на границах участка, разрешается пролетать с превышением не менее 10 м, а над высоковольтными ЛЭП - не менее 20 м.
 16.2.9. Порядок и условия выполнения полетов по обработке участков со сложным рельефом местности, а также при наличии на них высоковольтных ЛЭП определяются инструкцией по обработке таких участков, утверждаемой в установленном порядке.
 16.2.10. Полеты вдоль проводов над участками, пересеченными воздушными линиями связи и электропередач, разрешается выполнять:
 с подветренной стороны на расстоянии от линии проводов не менее 50 м при скорости ветра, не превышающей 8 м/с;
 с наветренной стороны на расстоянии от линии проводов не менее 50 м при скорости ветра до 5 м/с и не менее 100 м при скорости ветра от 6 до 8 м/с.
 16.2.11. Для обработки участков на склонах гор маршруты заходов должны выполняться, как правило, вдоль горизонталей склона. Развороты для последующих заходов должны выполняться в сторону понижения местности. Заходы вверх по склону разрешается производить при сохранении рабочей высоты и скорости, не менее установленной РЛЭ.
 16.2.12. Загрузку вертолета с вращающимися винтами при выполнении АХР допустимо производить только под руководством лиц авиационно-технического состава.
 16.2.13. При выполнении полетов на АХР летному экипажу воздушного судна запрещается:
 оглядываться назад для наблюдения за выходом химикатов (удобрений и т.п.);
 обрабатывать участки, выполнять взлеты и посадки, если высота солнца над горизонтом менее 15°, а курсовой угол солнца менее 30°;
 выполнять эволюции в целях устранения задержки выхода химикатов (удобрений и т.п.);
 совершать несанкционированные полеты, в том числе над населенными пунктами, и брать на борт воздушного судна лиц, не связанных с выполнением задания;
 выполнять полеты без включенных средств сбора полетной информации;
 членам летного экипажа покидать рабочее место до завершения полета.
Воздушные съемки
 16.3. К полетам по воздушным съемкам относятся: аэрофотосъемочные; поисково-съемочные; аэросъемочные; аэровизуальные и т.п.
 16.3.1. Перед началом работ, при необходимости, командир воздушного судна должен произвести рекогносцировочный полет над районом съемок (на высоте не менее безопасной).
 16.3.2. При выполнении съемочных полетов на истинной высоте менее 50 м:
 сами развороты производятся на высоте не менее 50 м;
 угол крена не более 30°;
 с выпускными устройствами - не более 20°.
 16.3.3. Допускается производить одновременно полеты двух воздушных судов над одним участком, если расстояние между параллельными маршрутами не менее 20 км. При этом командиры воздушных судов должны быть на радиосвязи друг с другом для своевременной информации о своем местонахождении.
 На выполнение воздушной съемки группой воздушных судов эксплуатантом готовится для утверждения в установленном порядке инструкция.
 16.3.4. Полеты по выполнению воздушных съемок в условиях Арктики, Антарктики, на островах открытых морей и океанов осуществляются в соответствии с требованиями настоящих Правил, руководств (программ) по видам съемок, инструкциями по организации и производству полетов данных регионов.
		