Приказ Федеральной аэронавигационной службы от 14 ноября 2007 г. N 108 "Об утверждении типовых Технологий работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного простра стр. 21

4.1.7. Контролировать по АРП и/или ИВО (при наличии) выход ВС из района аэродрома и информировать экипаж ВС о воздушной, метеорологической и орнитологической обстановке (при необходимости).
При отклонении ВС от установленной схемы или маршрута предупредить об этом экипаж ВС, а в горной местности дать команду о наборе безопасной высоты.
При выходе ВС из зоны взлета и посадки (аэродромного круга полетов) получить от экипажа ВС сообщение о переводе шкалы давления барометрического высотомера на отсчет, соответствующий минимальному атмосферному давлению по маршруту, приведенному к уровню моря (при полете ниже нижнего эшелона).
4.1.8. После доклада экипажа ВС о пролете рубежа (контрольного ориентира) передачи ОВД и условиях выполнения полета (по запросу диспетчера):
проконтролировать по АРП и/или ИВО движение ВС и сообщить экипажу ВС пеленг (место) в случаях отклонения ВС от маршрута (МВЛ);
дать указание экипажу ВС о переходе на связь с диспетчером смежного диспетчерского пункта, сообщив частоту его работы;
убедиться в приеме ОВД диспетчером смежного диспетчерского пункта по его сообщению или по докладу экипажа ВС и записать время передачи ОВД.
4.1.9. При выполнении авиационных работ в районе аэродрома:
контролировать по докладам экипажа полет ВС в район выполнения авиационных работ и обратно, используя имеющиеся средства РТОП и авиационной электросвязи;
давать разрешение экипажу ВС на начало работы и назначать ему время выхода на сеансы связи;
информировать экипаж ВС о воздушной, метеорологической и орнитологической обстановке (при необходимости);
получить от экипажа ВС время прибытия в район работы, посадки на площадку и взлета с нее, выполнения работы в соответствии с планом.
4.2. При прилете ВС диспетчер обязан:
4.2.1. Получить от диспетчера смежного диспетчерского пункта информацию о прилетающем ВС:
номер и литер рейса;
тип и номер (позывной) ВС;
высоту (эшелон) полета по МВЛ (маршруту);
расчетное время пролета рубежа передачи ОВД (контрольного ориентира) и прибытия на аэродром посадки;
запасный аэродром (при сложных метеоусловиях).
Подтвердить диспетчеру смежного диспетчерского пункта прием полученной информации.
Примечание. Диспетчер КДП МВЛ при транзитном полете ВС должен получить от диспетчера смежного диспетчерского пункта дополнительную информацию:
план на пролет ВС;
расчетное время прибытия ВС в конечный пункт маршрута.
4.2.2. При входе ВС в район аэродрома (на рубеже передачи ОВД) и установлении с экипажем ВС радиосвязи:
проконтролировать местоположение ВС по направлению (направлению и дальности при наличии отображения на ИВО), сообщить экипажу ВС пеленг (местоположение) в случаях отклонения ВС от заданного маршрута (МВЛ);
дать подтверждение диспетчеру смежного диспетчерского пункта о приеме ВС на ОВД;
передать экипажу ВС порядок снижения, местоположение других ВС в районе аэродрома, а также при отсутствии на аэродроме передачи информации АТИС или МВ-канала вещания погоды - высоту нижней границы облаков, видимость на ВПП и опасные метеоявления (при их наличии);
уточнить у экипажа ВС время прибытия на аэродром посадки (при необходимости).
сообщить номер ВПП (МПУ ВПП посадки), давление на аэродроме (в мм рт. ст. или миллибарах), контрольную высоту (на горных аэродромах при отсутствии АТИС), направление и высоту полета по кругу;
информировать экипаж ВС о воздушной и орнитологической обстановке (при необходимости);
получить от экипажа ВС сообщение о переводе шкалы давления барометрического высотомера на отсчет, соответствующий давлению на аэродроме, значение текущей высоты;
проконтролировать по АРП положение ВС по направлению (по направлению и дальности при наличии отображения на ИВО);
сообщить экипажу ВС азимут (место) в случаях отклонения ВС от заданного маршрута (МВЛ);
разрешить экипажу ВС вход в круг к установленной точке на схеме и заход на посадку.
Примечания.
1. Если экипаж ВС на эшелоне перехода не доложил об установке давления аэродрома на высотомерах, диспетчер обязан потребовать от него установки давления аэродрома на высотомерах и доклада о текущей высоте полета на эшелоне перехода (значение текущей высоты сообщается экипажем при заходе на посадку на горном аэродроме, не оборудованном системой наблюдения ОВД, позволяющей диспетчеру отслеживать по ИВО текущую высоту ВС).
2. При расхождении значений контрольной и текущей высот более чем на 50 м диспетчер обязан запретить снижение ВС и потребовать от экипажа ВС проверки установки давления аэродрома на высотомерах (повторно сообщив экипажу ВС давление аэродрома) и доклада о текущей высоте полета на эшелоне перехода.
4.2.3. Контролировать по докладам экипажа ВС, АРП и ИВО (при наличии отображения на ИВО) выдерживание ВС установленной схемы снижения и захода на посадку. При отсутствии на аэродроме передачи информации АТИС или МВ-канала вещания погоды сообщить экипажу ВС:
направление и скорость ветра у земли;
видимость на ВПП (видимость);
высоту нижней границы облаков;
состояние посадочной полосы и коэффициент сцепления;
при производстве полетов с запасной ВПП - ее местоположение и маркировку.
Примечание. Во всех случаях экипажу ВС сообщается видимость при температуре окружающего воздуха минус 45°С и ниже.
4.2.4. При высоте нижней границы облаков 200 м и ниже и видимости на ВПП (видимости) 2000 м и менее диспетчер обязан до подхода ВС к четвертому развороту получить от техника-наблюдателя АМСГ (АМЦ) уточненные данные об этих метеоэлементах и сообщить их экипажу ВС. При получении от экипажей ВС сообщений о наличии опасных метеоявлений диспетчер передает эти сведения в АМСГ (АМЦ) и диспетчерам смежных диспетчерских пунктов.
4.2.5. После выполнения ВС четвертого разворота:
убедиться, что летная полоса свободна;
получить доклад от экипажа ВС о просмотре посадочных знаков (при их наличии и при заходе на посадку по ПВП) и готовности к посадке до пролета ДПРМ при заходе на посадку до ППП, при довороте на посадочный курс (на предпосадочной прямой) по ПВП, в зоне визуального маневрирования при визуальном заходе на посадку и разрешить посадку;
визуально наблюдать за снижением, приземлением и пробегом ВС, при обнаружении внешних признаков его неисправности немедленно сообщить об этом экипажу ВС.
Диспетчер обязан запретить посадку ВС и дать указание его экипажу об уходе на второй круг, если: