Приказ Федеральной аэронавигационной службы от 14 ноября 2007 г. N 108 "Об утверждении типовых Технологий работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного простра стр. 22

при заходе на посадку по системе РСП или РСП+ОСП отклонения ВС по курсу или глиссаде на участке предпосадочной прямой между ДПРМ и БПРМ превышают предельно допустимые;
в воздушном пространстве на пути снижения ВС имеются препятствия, угрожающие безопасности полета;
на предпосадочной прямой возникла угроза нарушения безопасного интервала между ВС;
от диспетчера СДП (СДП МВЛ) не поступил доклад о том, что летная полоса свободна;
поверхность ВПП не отвечает установленным требованиям.
Диспетчер обязан своевременно информировать экипаж ВС:
о превышении ВС предельно допустимых отклонений по курсу и (или) глиссаде на участке предпосадочной прямой между ДПРМ и БПРМ (при наличии ПРЛ);
обо всех изменениях на ВПП (видимости от 2000 м и менее и высоты нижней границы облаков от 200 м и ниже);
об опасных метеоявлениях на предпосадочной прямой;
о сильных ливневых осадках с метеорологической дальностью видимости менее 1000 м;
о изменениях направления и скорости ветра у земли с учетом его порывов.
4.2.6. После посадки ВС диспетчер обязан:
наблюдать за пробегом ВС;
в конце пробега сообщить экипажу ВС время посадки и порядок освобождения ВПП;
получить от экипажа ВС доклад об освобождении ВПП;
указать условия и маршрут руления, исключающий одновременное его пересечение другими ВС, особенности движения по маршруту руления, номер и место стоянки;
контролировать движение ВС в пределах визуальной видимости и по докладам экипажей ВС до места стоянки (заруливание ВС на место стоянки и выруливание с нее производятся только по сигналам ответственного лица ИАС);
вести радиосвязь с экипажем ВС до места стоянки или перрона;
сделать отметку в журнале и сообщить корреспондентам в установленном порядке номер (позывной) ВС, номер рейса, тип (при необходимости) и время посадки.
При обнаружении посадки ВС за пределами ВПП доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру), выдать указание метеонаблюдателю на внеочередное метеонаблюдение, при необходимости объявить сигнал "Тревога".
Примечание. При полетах по ППП самолетов 1, 2 и 3 классов технология диспетчера КДП МВЛ составляется с учетом положений технологий работы диспетчеров ДПП, ДПК, СДП и ДПР.

Технология работы диспетчера ДПК МВЛ

Разделы: 1. Общие положения; 2. Подготовка к дежурству и прием дежурства; 3. Рубежи передачи обслуживания воздушного движения; 5. Обслуживание воздушного движения при полете в особых условиях и особых случаях в полете - разрабатываются в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с пунктами 1.6, 1.7, 1.8 и 1.10 настоящих типовых Технологий в части, касающейся их, применительно к местным условиям, а раздел 4 - с учетом следующих положений.

Раздел 4. Обслуживание воздушного движения

4.1. При вылете ВС диспетчер ДПК МВЛ обязан:
4.1.1. Получить от диспетчера АДП (АДП МВЛ) следующую информацию:
аэродром первой посадки (посадочную площадку);
время вылета;
номер и литер рейса;
тип и номер (позывной) ВС;
высоту (эшелон) полета по МВЛ (маршруту).
Оценить воздушную обстановку по ИВО (при его наличии), а при необходимости уточнить ее у диспетчера ДПК (при наличии).
Получить разрешение у диспетчера ДПК (при необходимости у диспетчера ПДП) на пересечение схемы полетов самолетов 1, 2 и 3 классов.
Передать диспетчеру СДП МВЛ разрешение (запрещение) на выпуск ВС, высоту и сторону разворота.
4.1.2. При установлении радиосвязи с экипажем взлетевшего ВС:
передать условия выхода ВС из зоны взлета и посадки (при необходимости) и сообщить о скоплениях и перелетах птиц (при их наличии);
определить обеспеченность безопасных интервалов при пересечении схемы захода на посадку самолетов 1, 2 и 3 классов (на аэродромах, где выход самолетов 4 класса и вертолетов установлен с пересечением этой схемы);
контролировать полет ВС с помощью имеющихся средств РТОП и по докладам экипажа ВС;
передать диспетчеру смежного диспетчерского пункта:
аэродром первой посадки (посадочной площадки);
номер и литер рейса;
тип и номер (позывной) ВС;
высоту (эшелон) полета по МВЛ (маршруту);
расчетное время пролета рубежа передачи ОВД, высоту (эшелон) полета;
получить от диспетчера смежного диспетчерского пункта подтверждение о принятии информации;
после доклада экипажа ВС о пролете рубежа передачи ОВД проконтролировать местоположение ВС (рубежа передачи) и дать указание экипажу ВС о переходе на связь с диспетчером смежного диспетчерского пункта, сообщить частоту его работы;
убедиться прослушиванием радиообмена или получением доклада от экипажа ВС в том, что диспетчер смежного диспетчерского пункта принял ОВД.
4.1.3. При выполнении авиационных работ в районе аэродрома:
контролировать по АРП и ИВО (при наличии отображения на ИВО) полет ВС в район выполнения авиационных работ и обратно;
давать разрешение экипажу ВС на начало работы и назначать ему время выхода на сеансы связи;