5.1.12. При расчетах емкости складов коэффициенты полнодревесности штабелей для хлыстов и деревьев принимаются по табл. 36.
Таблица 36
Способ укладки в штабели | Коэффициент полнодревесности для штабеля | |
деревьев | хлыстов | |
Пачками вразнокомелицу с укладкой в клетку | 0,33 | 0,35 |
Пачками вразнокомелицу | 0,30 | 0,32 |
Пачками вразнокомелицу с укладкой рядами | 0,29 | 0,31 |
Пачками комлями в одну сторону | 0,25 | 0,25 |
Россыпью вразнокомелицу с прокладками | 0,27 | 0,29 |
Россыпью комлями в одну сторону | 0,23 | 0,23 |
Обрезка сучьев
5.1.13. Обрезку сучьев на нижнем складе следует предусматривать на полуавтоматических линиях, установках, а также электромоторным инструментом с предварительным разделением пачки деревьев.
5.1.14. Уборка сучьев должна быть механизирована. Необходимо предусматривать дробление сучьев с целью получения технологической или топливной щепы.
5.1.15. При вывозке хлыстов необходимо предусматривать дообрубку сучьев на нижнем складе.
Раскряжевка хлыстов
5.1.16. Раскряжевку хлыстов рекомендуется производить на полуавтоматических установках или электромоторными пилами с предварительным механизированным поштучным разделением пачки. При этом необходимо предусматривать преимущественно двухступенчатую раскряжевку.
5.1.17. Компоновку разгрузочно-раскряжевочных эстакад рекомендуется производить преимущественно с учетом блочного размещения потоков, создания общих систем уборки отходов и отделения дров и короткомерной древесины.
5.1.18. Количество разгрузочно-раскряжевочных эстакад, работающих на один сортировочный транспортер, не должно быть более двух.
5.1.19. Длина разгрузочно-раскряжевочных эстакад определяется исходя из размещения на них хлыстов средней по лесосырьевой базе длины с 15% запасом по длине и обеспечения прохода шириной 1,5 м с комлевой стороны хлыста.
5.1.20. Ширина разгрузочно-раскряжевочных эстакад определяется в соответствии с применяемым разгрузочным механизмом. При вывозке деревьев и обрезке сучьев электроинструментом ширина эстакад принимается в пределах 20-30 м. При обрезке сучьев стационарными установками, а также при вывозке хлыстов ширина эстакады должна быть 12-18 м.
5.1.21. Уборка отходов от раскряжевки хлыстов должна быть механизирована.
5.1.22. Верхнее строение эстакад, на которых раскряжевка хлыстов осуществляется цепными пилами, проектируется с уклоном до 2° в сторону сортировочного устройства, а в продольном направлении от середины к краям эстакады - не более 0,5°. При подаче хлыстов на раскряжевку к стационарным установкам эстакада по длине выполняется горизонтальной.
Сортировка круглых лесоматериалов
5.1.23. Сортировка круглых лесоматериалов проектируется с помощью механизированных и автоматизированных линий, состоящих из лесотранспортеров, бревнообратывающих и лесонакопительных устройств.
5.1.24. Оси всех секций транспортеров в плане должны представлять собою одну прямую линию. В обоснованных случаях допускается располагать их под углом не более 6°.
5.1.25. Установка приводных и натяжных станций транспортеров, как правило, проектируется на открытых площадках.
5.1.26. Приводные станции транспортеров и конвейеров, как правило, устанавливаются на бетонные фундаменты (монолитные или сборные с деревянным верхом).
При грунтах, позволяющих забивку свай, допускается установка приводных станций на фундаменты свайной конструкции.
5.1.27. Для накатки круглых лесоматериалов на транспортеры следует предусматривать питатели поштучной выдачи бревен. В исключительных случаях допускается применять ручную накатку.
5.1.28. Высота эстакад сортировочных лесотранспортеров не должна превышать 2,2 м при максимальной высоте лесонакопителей 2 м.
Транспортеры других назначений могут быть с высотой эстакад до 6 м и более, определяемой условиями выгрузки из воды, подачи сырья в цех, выноса готовой продукции и уборки отходов.
5.1.29. Расстояние между верхними и нижними направляющими брусьями эстакад транспортеров не должно быть менее 0,8 м.
5.1.30. Расстояние между опорами (пролет) на горизонтальных и наклонных участках эстакады принимается не более 6 м, а на участках вертикальных кривых - не более 3 м.
5.1.31. Переломы продольного профиля эстакад продольных транспортеров проектируются в виде вертикальных кривых радиусом не менее: для выпуклых - 30 м, вогнутых - 80 м.
Угол между соседними пролетами на вертикальной кривой профиля эстакады не должен превышать 6°.
5.1.32. Для предохранения от быстрого износа верхних и нижних направляющих брусьев эстакады должны предусматриваться дополнительно направляющие в виде деревянных накладок, металлических угольников или полосовой стали.
5.1.33. Вдоль лесотранспортеров высотой 1 м и более должны предусматриваться тротуары шириной:
для прохода людей и сбрасывания бревен вручную - 1,5 м;
для прохода людей и сбрасывания бревен с помощью сбрасывателей (между крайним положением сбрасывателя и бортом тротуара) - 1 м.
Тротуар предусматривается с противоположной стороны сбрасывания бревен.
Устройство проходов со стороны лесонакопителей запрещается. Тротуары должны иметь перила высотой 1 м с бортами по низу высотой 0,2 м над уровнем тротуара. Уровень несущей ветви продольных транспортеров должен быть выше уровня бокового тротуара не более чем на 0,3 м.
5.1.34. Для защиты рабочих от ветра и атмосферных осадков при ручной сброске вдоль сортировочных лесотранспортеров должны устраиваться навесы со сплошной задней стенкой на всю длину транспортера.
5.1.35. Максимальный угол наклона цепного транспортера должен быть не более 22°. В особых случаях - в стесненных условиях - угол наклона может быть увеличен до 25°.
5.1.36. Управление электроприводами всех секций транспортеров должно быть централизовано и иметь предупреждающую двухстороннюю световую и звуковую сигнализацию. Устройства для остановки транспортеров должны располагаться по всей длине транспортера.
5.1.37. Сбрасывание бревен с лесотранспортера должно быть, как правило, механизированно, с дистанционным централизованным управлением.
5.1.38. Для накопления круглых лесоматериалов, сбрасываемых с лесотранспортера, предусматриваются лесонакопители по числу мест сброса.
Емкость и габариты лесонакопителей должны соответствовать грузоподъемности и габаритам штабелевочно-погрузочных механизмов.
5.1.39. Для обслуживания лесонакопителей устраиваются лестницы с перилами из расчета одна лестница на два лесонакопителя.
5.1.40. Для перехода через транспортеры предусматривается устройство переходных мостиков шириной 0,8 м.
Разделка низкокачественной и тонкомерной древесины
5.1.41. Поперечную разделку низкокачественной и тонкомерной древесины рекомендуется предусматривать автоматическими циркульными пилами или слешерными установками с предварительным механизированным поштучным отделением бревен и, как исключение, цепными пилами. Установку механизмов следует предусматривать на отдельных площадках с целью повышения производительности основных технологических потоков.
5.1.42. Расколку низкокачественной древесины следует проектировать на специальных линиях с применением гидравлических (механических) колунов.
5.1.43. Сортировка короткомерных лесоматериалов проектируется с помощью механизированных и автоматизированных линий, состоящих из ленточных конвейеров, бревносбрасывающих и лесонакопительных устройств.
5.1.44. Готовую продукцию в зависимости от применяемого технологического процесса рекомендуется хранить в полужестких стропах, контейнерах, кучах, штабелях или поленницах.
Штабелевка и погрузка круглых лесоматериалов
5.1.45. При проектировании штабелевочно-погрузочных работ необходимо предусматривать, как правило, однотипное оборудование.
5.1.46. Для обеспечения безопасности рабочих, занятых на погрузке в железнодорожные вагоны, следует предусматривать устройство вдоль погрузочного фронта специальной площадки-эстакады на уровне верха вагона.