Ведомственные строительные нормы ВСН 01-82 "Инструкция по проектированию лесозаготовительных предприятий" (утв. приказом по Минлесбумпрому СССР от 10 августа 1982 г. N 236) стр. 18

Для дорог, не имеющих в грузовом направлении подъемов, по которым определяется вес поезда, наибольшая крутизна спуска в грузовом направлении рассчитывается на условия обеспечения движения по тормозным средствам и условия движения в негрузовом направлении порожних составов со скоростью не менее расчетной для принятого локомотива.
4.3.8. Величина руководящего подъема в негрузовом направлении может приниматься большей, чем величина руководящего подъема в грузовом направлении, и устанавливается в соответствии с топографическими условиями местности.
В трудных условиях, при значительном протяжении крутых спусков в грузовом направлении, руководящий подъем в негрузовом направлении допускается принимать уравновешенным руководящему подъему в грузовом направлении с учетом при этом тормозных возможностей поезда грузового направления.
4.3.9. Наибольшая допускаемая величина уравновешенного подъема определяется исходя из расчета полезной загрузки поезда в порожнем направлении в размере 20% от расчетной полезной весовой нормы поезда в грузовом направлении с проверкой на пропуск пассажирского состава и не должна превышать .
4.3.10. Наибольшая величина подъема в грузовом направлении на усах назначается в зависимости от рельефа местности с учетом их постройки с минимальными земляными работами и вывода с усов состава по частям, но не должна превышать .
Превышение указанных величин руководящих подъемов в грузовом направлении допускается на ветках и усах в особо сложных горных условиях рельефа при соответствующем обосновании в проекте.
4.3.11. На усах смежные элементы продольного профиля могут сопрягаться без вертикальных кривых.
4.3.12. Переломы продольного профиля на усах могут проектироваться вне зависимости от плана линии.
4.3.13. Наименьшая величина радиуса кривой в плане для усов должна приниматься: в нормальных условиях - 100 м; в трудных условиях - 60 м.
4.3.14. Переходные кривые и прямые вставки между кривыми в плане на усах не устраиваются.
4.3.15. Погрузочные пункты на усах дорог колеи 750 мм в трудных условиях допускается проектировать на уклонах не круче .
4.3.16. Погрузочные пункты на усах разрешается располагать на кривых радиусом не менее 100 м, а в исключительно трудных условиях они могут располагаться на обратных кривых указанного радиуса.

Земляное полотно

4.3.17. Ширина земляного полотна по верху на прямых участках усов принимается: в обычных грунтах - 2,7 м; в грунтах из скальных, крупнообломочных пород и песчаных (кроме мелких и пылеватых песков) - 2,4 м.
Ширина земляного полотна в кривых на усах не увеличивается.
4.3.18. Усы и ветки зимнего действия железных дорог колеи 750 мм следует по возможности проектировать без земляных работ с производством лишь срезки и засыпки местных неровностей рельефа. При этом может применяться устройство пути на удлиненных шпалах или клетках из бревен (выстилках), подбивка шпал местным грунтом и снегом.
4.3.19. Железнодорожные пути усов на болотах разрешается укладывать на выстилки из хвороста, лежни, удлиненные шпалы и деревянные клетки.

Верхнее строение и обустройства пути

4.3.20. Верхнее строение усов принимается для пропуска тягового и подвижного состава с нагрузкой на ось 4,5 т и менее с рельсами типа Р18 и количеством шпал на 1 км не менее 1400 шт.
На кривых участках пути радиусом 300 м и менее количество шпал на 1 км увеличивается на 10%.
4.3.21. Верхнее строение усов железных дорог колеи 750 мм устраивается безбалластным с укладкой рельсовой решетки из рельсов P18 на спланированное грунтовое основание, выстилки из хвороста или лесосечных отходов, лежни или деревянные клетки.
Конструкция и мощность верхнего строения на безбалластных усах принимается в зависимости от характеристики основания пути согласно табл. 35.
Таблица 35
Характеристика основания пути
Тип нижнего строения и способ усиления основания
Шпалы
количество на 1 км пути, шт.
длина, м
Песчаные и каменистые грунты, сухие и влажные минеральные грунты на водоразделах и склонахПутевая решетка укладывается непосредственно на спланированное грунтовое основание с подбивкой местным грунтом
1500
1,8
Минеральные грунты в низинах с замедленным стокомПутевая решетка укладывается на продольные лаги или на выстилку из хвороста или лесосечных отходов
1300
1,8
Длинные шпалы укладываются на спланированное основание
1600
2,5
Мокрые грунты при толщине растительного слоя до 20 смПутевая решетка укладывается на продольные лежни из хлыстов в 4-6 ниток; под лежни может быть уложена выстилка
1500
1,8
Длинные шпалы укладываются непосредственно на спланированное основание
1800
3
Торфяные болота с плотным заполнением до дна при глубине до 60 смПродольные лежни в 4-6 ниток из хлыстов, укладываемые на выстилке из мелколесья или частых поперечинах (через 15-30 см) из тонкомерного леса
1500
1,8
Длинные шпалы укладываются на выстилку толщиной 15 см после уплотнения
1800
3
Болота без плотного торфяного слоя различной степени разжижения, а также места перехода через водотоки и логаКлетки в три и более яруса в зависимости от осадки, глубины стояния воды и требуемой высоты; элементы клетки в местах пересечения врубаются; при звеньевой укладке верхние прогоны делаются пластинчатые или брусчатые
1500
1,8
Примечание. Конструкцию рельсового пути на усах со шпалами длиннее 1,8 м допускается применять только при невозможности организации звеньевого способа укладки.
4.3.22. На примыканиях веток и усов, как правило, применяются стрелочные переводы марки 1/7.
4.3.23. Временные переезды на ветках и усах для трелевочных машин и въезды к ним проектируются из пластин или бревен с засыпкой местным грунтом.
4.3.24. На ветках и усах в пунктах временной посадки и высадки рабочих вместо пассажирских платформ устраиваются посадочные площадки по длине пассажирского поезда шириной не менее 3 м, очищенные от бревен, пней, сучьев и других предметов.
4.3.25. Ширина полос земель, отводимых для лесовозных железных дорог колеи 750 м, устанавливается в соответствии с "Нормами отвода земель для железных дорог":
для магистралей - по нормам дорог соответствующих категорий,
для веток и усов - по нормам магистралей III категории.

5. Промплощадки лесозаготовительных предприятий

5.1. Нижние склады

Общие указания

5.1.1. Указания настоящего раздела распространяются на проектирование прирельсовых и береговых нижних складов лесозаготовительных предприятий. При проектировании береговых складов следует также руководствоваться "Инструкцией по проектированию лесосплавных предприятий".
5.1.2. Технологический процесс нижних складов разрабатывается на основе комплексной механизации и частичной автоматизации производственных процессов с учетом систем машин для нижних складов 1HC, 2НС, 3НС и 4НС.
5.1.3. Механизация и автоматизация производственных процессов на нижних складах осуществляется с применением, как правило, серийного оборудования.
Оборудование, не выпускаемое серийно, допускается применять в проектах экспериментальных (опытно-промышленных) складов или их участков.
Выбор типа и определения количества оборудования производятся на основе технико-экономических расчетов.
5.1.4. При проектировании нижних складов предусматривается рациональное использование древесного сырья с переработкой низкокачественной древесины и древесных отходов в технологическую щепу и другую продукцию, увеличивающую выход деловой древесины. Древесные отходы, включая отходы производства технологической щепы, используются в качестве топлива.
5.1.5. Нижние склады проектируются с использованием типовых, а также повторно применяемых экономичных индивидуальных проектов технологических линий и узлов.
5.1.6. При проектировании сооружений и устройств нижних складов следует применять минимальное количество типоразмеров элементов конструкций.
5.1.7. Временные нижние склады проектируются с применением упрощенной технологии и механизированного ручного инструмента.
5.1.8. Разделка и сортировка древесины проектируются с учетом целевого назначения лесопродукции и минимального числа сортиментов.
5.1.9. Штабелевочно-погрузочные операции проектируются по возможности с применением единого транспортного пакета.

Выгрузка хлыстов или деревьев с подвижного состава и создание запасов

5.1.10. Межоперационный запас древесины создается на площадках, непосредственно примыкающих к разгрузочно-раскряжевочным эстакадам.
Сезонный запас размещается либо непосредственно у разгрузочных эстакад, когда для этого имеются необходимые складские площади, либо на автономных площадках, связанных лесовозной дорогой круглогодового действия.
5.1.11. Типы и размеры штабелей хлыстов (деревьев) должны соответствовать технологической схеме работ на складе, применяемым механизмам и "Правилам техники безопасности и производственной санитарии в лесной промышленности и в лесном хозяйстве".
С целью повышения емкости штабелей рекомендуется укладка пачек хлыстов (деревьев) вразнокомелицу и в клетку. Штабели древесины укладываются только на подштабельное основание, устроенное на спланированной площадке.