Для дорог, не имеющих в грузовом направлении подъемов, по которым определяется вес поезда, наибольшая крутизна спуска в грузовом направлении рассчитывается на условия обеспечения движения по тормозным средствам и условия движения в негрузовом направлении порожних составов со скоростью не менее расчетной для принятого локомотива.
4.3.8. Величина руководящего подъема в негрузовом направлении может приниматься большей, чем величина руководящего подъема в грузовом направлении, и устанавливается в соответствии с топографическими условиями местности.
В трудных условиях, при значительном протяжении крутых спусков в грузовом направлении, руководящий подъем в негрузовом направлении допускается принимать уравновешенным руководящему подъему в грузовом направлении с учетом при этом тормозных возможностей поезда грузового направления.
4.3.9. Наибольшая допускаемая величина уравновешенного подъема определяется исходя из расчета полезной загрузки поезда в порожнем направлении в размере 20% от расчетной полезной весовой нормы поезда в грузовом направлении с проверкой на пропуск пассажирского состава и не должна превышать .
4.3.10. Наибольшая величина подъема в грузовом направлении на усах назначается в зависимости от рельефа местности с учетом их постройки с минимальными земляными работами и вывода с усов состава по частям, но не должна превышать .
Превышение указанных величин руководящих подъемов в грузовом направлении допускается на ветках и усах в особо сложных горных условиях рельефа при соответствующем обосновании в проекте.
4.3.11. На усах смежные элементы продольного профиля могут сопрягаться без вертикальных кривых.
4.3.12. Переломы продольного профиля на усах могут проектироваться вне зависимости от плана линии.
4.3.13. Наименьшая величина радиуса кривой в плане для усов должна приниматься: в нормальных условиях - 100 м; в трудных условиях - 60 м.
4.3.14. Переходные кривые и прямые вставки между кривыми в плане на усах не устраиваются.
4.3.15. Погрузочные пункты на усах дорог колеи 750 мм в трудных условиях допускается проектировать на уклонах не круче .
4.3.16. Погрузочные пункты на усах разрешается располагать на кривых радиусом не менее 100 м, а в исключительно трудных условиях они могут располагаться на обратных кривых указанного радиуса.
Земляное полотно
4.3.17. Ширина земляного полотна по верху на прямых участках усов принимается: в обычных грунтах - 2,7 м; в грунтах из скальных, крупнообломочных пород и песчаных (кроме мелких и пылеватых песков) - 2,4 м.
Ширина земляного полотна в кривых на усах не увеличивается.
4.3.18. Усы и ветки зимнего действия железных дорог колеи 750 мм следует по возможности проектировать без земляных работ с производством лишь срезки и засыпки местных неровностей рельефа. При этом может применяться устройство пути на удлиненных шпалах или клетках из бревен (выстилках), подбивка шпал местным грунтом и снегом.
4.3.19. Железнодорожные пути усов на болотах разрешается укладывать на выстилки из хвороста, лежни, удлиненные шпалы и деревянные клетки.
Верхнее строение и обустройства пути
4.3.20. Верхнее строение усов принимается для пропуска тягового и подвижного состава с нагрузкой на ось 4,5 т и менее с рельсами типа Р18 и количеством шпал на 1 км не менее 1400 шт.
На кривых участках пути радиусом 300 м и менее количество шпал на 1 км увеличивается на 10%.
4.3.21. Верхнее строение усов железных дорог колеи 750 мм устраивается безбалластным с укладкой рельсовой решетки из рельсов P18 на спланированное грунтовое основание, выстилки из хвороста или лесосечных отходов, лежни или деревянные клетки.
Конструкция и мощность верхнего строения на безбалластных усах принимается в зависимости от характеристики основания пути согласно табл. 35.
Таблица 35
Характеристика основания пути | Тип нижнего строения и способ усиления основания | Шпалы | |
количество на 1 км пути, шт. | длина, м | ||
Песчаные и каменистые грунты, сухие и влажные минеральные грунты на водоразделах и склонах | Путевая решетка укладывается непосредственно на спланированное грунтовое основание с подбивкой местным грунтом | 1500 | 1,8 |
Минеральные грунты в низинах с замедленным стоком | Путевая решетка укладывается на продольные лаги или на выстилку из хвороста или лесосечных отходов | 1300 | 1,8 |
Длинные шпалы укладываются на спланированное основание | 1600 | 2,5 | |
Мокрые грунты при толщине растительного слоя до 20 см | Путевая решетка укладывается на продольные лежни из хлыстов в 4-6 ниток; под лежни может быть уложена выстилка | 1500 | 1,8 |
Длинные шпалы укладываются непосредственно на спланированное основание | 1800 | 3 | |
Торфяные болота с плотным заполнением до дна при глубине до 60 см | Продольные лежни в 4-6 ниток из хлыстов, укладываемые на выстилке из мелколесья или частых поперечинах (через 15-30 см) из тонкомерного леса | 1500 | 1,8 |
Длинные шпалы укладываются на выстилку толщиной 15 см после уплотнения | 1800 | 3 | |
Болота без плотного торфяного слоя различной степени разжижения, а также места перехода через водотоки и лога | Клетки в три и более яруса в зависимости от осадки, глубины стояния воды и требуемой высоты; элементы клетки в местах пересечения врубаются; при звеньевой укладке верхние прогоны делаются пластинчатые или брусчатые | 1500 | 1,8 |
Примечание. Конструкцию рельсового пути на усах со шпалами длиннее 1,8 м допускается применять только при невозможности организации звеньевого способа укладки.
4.3.22. На примыканиях веток и усов, как правило, применяются стрелочные переводы марки 1/7.
4.3.23. Временные переезды на ветках и усах для трелевочных машин и въезды к ним проектируются из пластин или бревен с засыпкой местным грунтом.
4.3.24. На ветках и усах в пунктах временной посадки и высадки рабочих вместо пассажирских платформ устраиваются посадочные площадки по длине пассажирского поезда шириной не менее 3 м, очищенные от бревен, пней, сучьев и других предметов.
4.3.25. Ширина полос земель, отводимых для лесовозных железных дорог колеи 750 м, устанавливается в соответствии с "Нормами отвода земель для железных дорог":
для магистралей - по нормам дорог соответствующих категорий,
для веток и усов - по нормам магистралей III категории.
5. Промплощадки лесозаготовительных предприятий
5.1. Нижние склады
Общие указания
5.1.1. Указания настоящего раздела распространяются на проектирование прирельсовых и береговых нижних складов лесозаготовительных предприятий. При проектировании береговых складов следует также руководствоваться "Инструкцией по проектированию лесосплавных предприятий".
5.1.2. Технологический процесс нижних складов разрабатывается на основе комплексной механизации и частичной автоматизации производственных процессов с учетом систем машин для нижних складов 1HC, 2НС, 3НС и 4НС.
5.1.3. Механизация и автоматизация производственных процессов на нижних складах осуществляется с применением, как правило, серийного оборудования.
Оборудование, не выпускаемое серийно, допускается применять в проектах экспериментальных (опытно-промышленных) складов или их участков.
Выбор типа и определения количества оборудования производятся на основе технико-экономических расчетов.
5.1.4. При проектировании нижних складов предусматривается рациональное использование древесного сырья с переработкой низкокачественной древесины и древесных отходов в технологическую щепу и другую продукцию, увеличивающую выход деловой древесины. Древесные отходы, включая отходы производства технологической щепы, используются в качестве топлива.
5.1.5. Нижние склады проектируются с использованием типовых, а также повторно применяемых экономичных индивидуальных проектов технологических линий и узлов.
5.1.6. При проектировании сооружений и устройств нижних складов следует применять минимальное количество типоразмеров элементов конструкций.
5.1.7. Временные нижние склады проектируются с применением упрощенной технологии и механизированного ручного инструмента.
5.1.8. Разделка и сортировка древесины проектируются с учетом целевого назначения лесопродукции и минимального числа сортиментов.
5.1.9. Штабелевочно-погрузочные операции проектируются по возможности с применением единого транспортного пакета.
Выгрузка хлыстов или деревьев с подвижного состава и создание запасов
5.1.10. Межоперационный запас древесины создается на площадках, непосредственно примыкающих к разгрузочно-раскряжевочным эстакадам.
Сезонный запас размещается либо непосредственно у разгрузочных эстакад, когда для этого имеются необходимые складские площади, либо на автономных площадках, связанных лесовозной дорогой круглогодового действия.
5.1.11. Типы и размеры штабелей хлыстов (деревьев) должны соответствовать технологической схеме работ на складе, применяемым механизмам и "Правилам техники безопасности и производственной санитарии в лесной промышленности и в лесном хозяйстве".
С целью повышения емкости штабелей рекомендуется укладка пачек хлыстов (деревьев) вразнокомелицу и в клетку. Штабели древесины укладываются только на подштабельное основание, устроенное на спланированной площадке.