3.1.1. Если производственные задачи определяют необходимость длительной работы судна в прибрежной полосе, вода для опреснения должна забираться в максимально возможном удалении от берега и от известных источников загрязнения (населенные пункты, промышленные предприятия и т.п.).
3.1.2. В дополнении к соответствующим требованиям Санитарных правил с целью предотвращения загрязнения опресненной воды за счет исходной не рекомендуется проводить прием и опреснение морской воды при работе судна в месте большого скопления других судов (например, на ограниченном участке рыбопромыслового района), а также при нахождении судна в дрейфе.
3.2. Вода, получаемая на дистилляционных опреснительных установках при температуре испарения более 80°С, может непосредственно использоваться для мытья и хозяйственных целей. При всех прочих способах опреснения должно быть предусмотрено обеззараживание опресненной воды перед ее использованием в этих целях.
3.3. Вода, получаемая на дистилляционных опреснительных установках любого типа, может использоваться для питья только после коррекции ее солевого состава (минерализации) и обеззараживания.
3.4. Применение для минерализации зарубежных устройств, основанных на фильтрации воды через различные минеральные препараты или введении в воду солевых таблеток либо растворов, не обеспечивает получение доброкачественной в гигиеническом отношении воды. Использование этих устройств может быть допущено только после их переоборудования в соответствии с требованиями, изложенными в п. 3.10 настоящих Методических указаний.
3.5. В настоящее время минерализацию опресненной воды на судах разрешается проводить только методами, разработанными Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта совместно с Институтом геохимии и аналитической химии АН СССР, НИИ пластмасс, которые основаны на введении в опресненную воду солевой рецептуры с использованием либо минерализатора типов MB и МД, либо электродиализного минерализатора. Применение других методов минерализации может быть разрешено только после их изучения и согласования с Министерством здравоохранения СССР.
3.6. Для минерализации дистиллята по методу, указанному в п. 3.5, могут применяться только соли, расфасованные и упакованные промышленным способом в соответствии с ТУ химической промышленности 6-09-3457-83 (приложение 5) или заменяющим их документом, согласованным с Министерством здравоохранения СССР. Какие-либо произвольные изменения состава набора солей, а также расфасовка и упаковка их местными береговыми организациями или экипажами судов недопустимы.
3.7. Опресненная вода, подвергающаяся минерализации, должна иметь исходное общее солесодержание (определяемое по солемеру опреснительной установки) не выше 20 мг/л.
3.8. Комплекты солей ТУ 6-09-3457-78 рассчитаны на получение воды с общим солесодержанием 500 мг/л. Последние исследования Научно-исследовательского института гигиены водного транспорта показали, что оптимальное солесодержание опресненной воды после ее минерализации составляет 250-500 мг/л и что в практике водоснабжения судов можно ориентироваться на нижнюю границу этого диапазона, т.е. повышать солесодержание опресненной воды только до уровня 250 мг/л.
3.9. В зависимости от метода минерализации, типа дозаторной установки допустимы отклонения содержания солей в пределах не более +-10-15%.
3.10. Для минерализации воды по способу, указанному в пп. 3.5-3.8, должны применяться установки и аппараты, позволяющие готовить минерализованную воду с составом, соответствующим нормативам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР, и при этом с минимальными затратами рабочего времени и с максимальным соблюдением требований гигиены и техники безопасности.
3.11. Как правило, должны применяться минерализаторы, прошедшие гигиеническую апробацию и выпускаемые серийно или изготовленные заводским способом. В настоящее время этим требованиям удовлетворяют автоматизированные минерализаторы типизированного ряда МД и минерализаторы вымывного типа, разработанные Клайпедским отделением Гипрорыбфлота (тип MB) и ЦКБ "Ленинская кузница". Допустимы также переделки систем минерализации на некоторых типах судов зарубежной постройки с использованием имеющегося (или встроенного) оборудования, как минерализаторов вымывного типа. Такая переделка может проводиться только по согласованию с организациями и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и только в заводских условиях. Производить какие-либо изменения в системе минерализации силами экипажа в рейсе недопустимо.
3.12. Основной запас комплектов солей для минерализации следует хранить в сухом помещении при температуре не выше 25°С (температура плавления хлористого кальция). Не следует создавать на судне излишне больших запасов солей, так как при длительном хранении может ухудшаться их качество (пожелтение и т.п.).
3.13. Минерализатор должен быть установлен в изолированном помещении, в котором должны быть оборудованы стеллажи для хранения рабочего запаса комплектов минерализующих солей, раковина с подводом холодной и горячей воды, рабочее место оператора (стол, стул, инструменты для вскрытия пакетов) и средства личной гигиены (дезинфицирующий раствор, мыло, щетки). Допускается установка минерализаторов вымывного типа (MB) в машинном отделении в местах, исключающих попадание на минерализатор горюче-смазочных материалов, забортной воды. Рядом с минерализатором должен быть оборудован стол с инструментом для вскрытия пакетов.
3.14. При использовании для питьевого водоснабжения питьевой минерализованной воды рекомендуется иметь ее запас, не превышающий пятисуточную потребность. При хранении питьевой минерализованной воды свыше пяти суток необходимо подвергнуть ее дополнительному обеззараживанию.
3.15. В связи с возможностью существенного ограничения судового запаса воды (п. 3.14) для хранения минерализованной воды должны использоваться только емкости, расположение и конструкция которых наилучшим образом удовлетворяют санитарным требованиям (как правило, вкладные). Антикоррозионная защита емкостей и их обработка должны выполняться в соответствии с требованиями пп. 2.6, 3.10, 3.11 настоящих указаний.
3.16. Минерализованную опресненную воду следует обеззараживать сразу после приготовления, т.е. перед закачкой в цистерны запаса и при подаче из этих цистерн в распределительную сеть (потребителям).
3.17. Наиболее адекватным и рекомендуемым методом обеззараживания минерализованной воды является обработка ее ультрафиолетовым излучением. Приемлемым методом является также озонирование. Применение хлорирования не рекомендуется из-за существенных недостатков, с которыми связана реализация этого метода в судовых условиях (необходимость хранения запасов активных препаратов и приготовления их растворов, возможность существенных ошибок в дозировании хлора и т.п.), а также потому, что хорошие физико-химические показатели и относительно низкая бактериальная обсемененность минерализованной воды обеспечивают надежность ее обработки безреагентными методами.
На судах, которые снабжают в море питьевой водой другие суда, следует применять консервирование минерализованной воды серебром в соответствии с п. 2.7.
4. Дезинфекция судовых систем водоснабжения
4.1. Целью дезинфекции систем водоснабжения является профилактика или устранение уже имеющегося загрязнения самой системы и соответственно находящейся в ней воды.
4.2. Обязательными основаниями для проведения дезинфекции систем водоснабжения являются:
подготовка судна к эксплуатации после постройки, ремонта или межрейсовой стоянки;
проведение работ по ремонту систем водоснабжения, при которых в них могут быть внесены бактериальные загрязнения (замена или ремонт насосов и секций трубопроводов, работы в цистернах для хранения воды и т.п.);
ухудшение качества судового запаса воды по бактериологическим показателям ниже требований ГОСТ 2874-73, не устраняющееся после двукратного обеззараживания воды.
Решение о проведении дезинфекции всей системы или отдельных ее частей принимается представителями организаций и учреждений санитарно-эпидемиологической службы по месту постройки, ремонта или стоянки судна.
4.3. Все работы по подготовке к дезинфекции систем водоснабжения и ее проведению должны выполняться только в заводских условиях или во время портовой стоянки судна под непосредственным руководством представителей организаций и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
4.4. До начала дезинфекционных работ ответственный за них представитель организаций и учреждений санитарно-эпидемиологической службы совместно с судовым медицинским работником и компетентным представителем администрации судна должны составить план их проведения. Для этого с помощью проектной документации уточняется схема систем водоснабжения судна, учитываются все водоразборные точки в дезинфицируемой системе и все имеющиеся ответвления, определяются объемы дезинфицируемых цистерн и трубопроводов* с целью расчета потребного количества дезинфицирующих средств и растворов.
4.5. Перед проведением дезинфекции члены экипажа и другие лица, находящиеся на судне, должны быть предупреждены по судовой радиотрансляционной сети о начале дезинфекционных работ, необходимости закрыть все краны и запрещении открывать их и пользоваться водой до специального разрешения. Рекомендуется повторить это сообщение несколько раз во время проведения работ.
4.6. Подготовительные работы должны выполняться судостроительными, судоремонтными заводами или базовыми организациями флота и только силами специальных бригад, создаваемых на этих предприятиях для работы в системах водоснабжения (см. п. 2.6.5).
4.7. Для подготовки сети к дезинфекции из нее спускается вода, закрываются все краны и другие водоразборные устройства. Для очистки емкостей из них после слива воды необходимо тщательно удалить щеткой накопившиеся осадки через грязевой выпуск; если выпуск отсутствует, грязь нужно удалить промыванием водой с помощью гибкого шланга, вводимого в нижнюю точку емкости, и насоса, не связанного с системой водоснабжения. Если покрытие емкости частично или полностью разрушено, его необходимо восстановить до начала дезинфекционных работ. Непосредственно перед началом дезинфекции все емкости тщательно промывают водопроводной водой; емкости, доступ в которые и осмотр затруднены из-за особенностей конструкции, тщательно промывают водопроводной водой под напором через приемный патрубок и при открытом грязевом выпуске.
4.8. Для дезинфекции используются хлорные препараты имеющиеся в продаже: хлорная известь, хлорамин, ДТСГК (двутретиосновная соль гипохлорита кальция).
4.9. Все операции по дезинфекции судовых систем водоснабжения можно разделить на дезинфекцию емкостей и дезинфекцию водоразводящей сети.
4.10. Дезинфекция емкостей проводится методом орошения дезинфицирующим раствором всех внутренних поверхностей или методом наполнения емкостей соответствующим раствором. Первый метод более приемлем для обработки больших емкостей, второй - для малых и труднодоступных для работы в них емкостей. Выбор метода в каждом случае зависит от особенностей судовой системы и конкретных условий и определяется ответственным за дезинфекцию представителем организации или учреждения санитарно-эпидемиологической службы.
4.11. При применении метода орошения до начала работ готовится (в некорродирующей емкости) осветленный раствор хлорной извести либо растворы хлорамина или ДТСГК с концентрацией активного хлора в 200-250 мг/л (методы приготовления приведены в приложении 1) в количестве, определяемом из расчета расхода раствора 0,3-0,5 л на 1 м2 поверхности обрабатываемой емкости (обработке подлежат все без исключения внутренние поверхности емкостей).
4.11.1. Дезинфицирующий раствор должен наноситься на обрабатываемые поверхности под напором, с помощью дезинфекционной аппаратуры (гидропульты).
4.11.2. Через 1,5 ч после завершения обработки все обработанные поверхности следует 3-4 раза тщательно промыть проточной водопроводной водой (из шланга). Обработанная вода выпускается через грязевой выпуск или откачивается через шланг**.
4.11.3. По окончании промывки цистерны она может быть заполнена водой из берегового водопровода. Ввод ее в эксплуатацию может быть разрешен только после получения результатов лабораторного исследования воды (см. п. 4.13.4).
4.12. При использовании метода наполнения готовятся концентрированные растворы хлорных препаратов с таким расчетом, чтобы при добавлении к воде в полном объеме обрабатываемой цистерны концентрация активного хлора составляла 75-100 мг/л.
4.12.1. Дезинфицирующие растворы желательно вводить в емкость одновременно с заполнением ее водой (для обеспечения хорошего перемешивания). Если это невозможно по техническим причинам, то раствор вводится после заполнения емкости водой на 50-60% ее объема, а остальное количество воды заливается после введения раствора.
4.12.2. После контакта в течение не менее 8 ч хлорированная вода удаляется через грязевой выпуск или откачивается, после чего емкость промывается водой из городского водопровода до тех пор, пока содержание активного хлора в промывной воде не снизится до 0,5-0,3 мг/л. Емкость вводится в эксплуатацию после получения положительных результатов бактериологического анализа воды (см. п. 4.3.4).
4.13. Дезинфекцию водоразводящей сети проводят путем заполнения ее раствором хлора (после слива воды из всех кранов, особенно концевых).
4.13.1. Для дезинфекции используется раствор с концентрацией активного хлора 75-100 мг/л, который готовят в предварительно продезинфицированной (пп. 4.10-4.12) судовой цистерне в количестве, соответствующем (с некоторым запасом) предварительно рассчитанному объему трубопроводов (см. примечание к п. 4.4).
4.13.2. После приготовления раствора хлора все краны в сети открывают и насосом закачивают раствор в сеть. Закачку производят до тех пор, пока в наиболее удаленных от места подачи раствора точках концентрация активного хлора в вытекающей воде составит не менее 50% от заданной концентрации (при невозможности организовать определение остаточного хлора раствор закачивают до появления в вышеуказанных точках воды с ощутимым запахом хлора).
4.13.3. После заполнения сети по требованиям, указанным в п. 4.13.2, все краны закрываются и раствор оставляют в сети на срок не менее 8 ч. Для исключения утечек воды через случайно открываемые краны в этот период следует установить возле кранов предостерегающие надписи и давать повторные объявления о проведении дезинфекции по судовой радиосети.
4.13.4. По окончании контактного периода вся вода из сети спускается через краны, а из цистерны - через грязевой выпуск или при его отсутствии откачивается шлангом. После этого цистерна заполняется водопроводной водой, затем открываются все водоразборные краны и чистая вода из цистерны закачивается в сеть для промывки последней. Промывка системы проводится под напором, при открытых кранах, в течение не менее 15-20 мин, после чего из наиболее отдаленных от цистерн точек отбирают пробы воды для определения содержания в ней остаточного хлора.
Если его концентрация снизится до 0,3-0,5 мг/л, промывку заканчивают; при более высоких концентрациях промывку продолжают до снижения содержания остаточного хлора до вышеуказанного уровня. По окончании промывки необходимо провести бактериологическое исследование воды (отбираемой из концевых точек) и при получении результатов, удовлетворяющих требованиям ГОСТ 2874-73, сеть может быть введена в эксплуатацию. При неудовлетворительном результате бактериологического исследования должны быть приняты меры для нахождения и устранения причины загрязнения воды в сети, во всех случаях необходимо провести повторную дезинфекцию сети до получения положительных результатов бактериологического анализа воды.
5. Контроль за судовым водоснабжением
5.1. Общие обязанности по контролю за водоснабжением на судах распределяются в соответствии с пп. 1.3-1.4 настоящих Методических указаний.
5.2. Судовой медицинский работник обязан регулярно контролировать своевременность и строгое соблюдение режимов водообработки, обеспеченность экипажа водой в соответствии с санитарными нормами, соблюдение гигиенических требований при приеме и передаче воды с судна на судно, при хранении шлангового хозяйства для передачи воды, при проведении минерализации воды, обеспеченность судна комплектами солей для минерализации и обеззараживающими агентами.