7.1.4 Сварочные работы допускается проводить при любой отрицательной температуре воздуха, если соблюдаются условия 7.1.2 и если сварочные материалы испытаны согласно 9.2.24 при температуре воздуха -25°С. В противном случае минимальная допустимая температура воздуха при сварке без подогрева должна быть установлена изготовителем сварочных материалов и зафиксирована при допуске сварочных материалов после проведения соответствующих испытаний.
В случаях, предусмотренных табл. 7.1.4, кромки каждой из соединяемых деталей перед сваркой должны быть подогреты на ширине 75 мм до температуры не менее 20°С.
Таблица 7.1.4
Температура воздуха, °С, ниже | Объект сварки |
-25 | Листы толщиной более 20 мм |
-15 | Поковки и отливки корпуса судна |
-10 | Конструкции из полуспокойной и кипящей стали |
-5 | Конструкции из низколегированной котельной сталиКотлы и сосуды, работающие под давлением (изготовление и ремонт) |
7.1.5 Сварка трубопроводов из низколегированной стали, трубопроводов главных паропроводов, а также трубопроводов, работающих при температуре более 350°С, должна производиться при температуре не ниже 0°С.
7.1.6 Конструктивные требования к сварным швам, обеспечивающие прочность сварных соединений, изложены в соответствующих частях Правил.
7.1.7 Разделка кромок деталей под сварку должна проводиться в соответствии со стандартами или по чертежам, согласованным с Речным Регистром.
7.1.8 Подготовка кромок под сварку должна производиться способами, удовлетворяющими требования Правил к сварным соединениям.
7.1.9 Свариваемые кромки деталей должны быть очищены от масла, влаги, окалины, ржавчины, краски и загрязнений.
Сварка стальных деталей, покрытых грунтом, разрешается без удаления грунта, если грунт допущен Речным Регистром в соответствии с требованиями приложения 8.
7.1.10 Если сварка конструкций выполняется при отрицательных температурах, свариваемые кромки должны быть очищены от снега, инея и льда и быть сухими.
7.1.11 Последовательность сварки конструкций должна быть такой, чтобы не возникали чрезмерные остаточные напряжения и деформации.
7.1.12 Если необходим подогрев деталей перед сваркой, при установлении температуры подогрева должны быть учтены: химический состав металла, способ сварки, толщина свариваемых деталей.
При сварке сложных конструкций температура подогрева является в каждом случае предметом специального рассмотрения Речным Регистром.
7.1.13 Сварка и резка под водой, а также сварочные работы на конструкциях, с обратной стороны которых во время сварки находится вода, являются предметом специального рассмотрения Речным Регистром.
7.1.14 При вварке листов, пластин и т.п. в жесткий контур должны быть приняты технологические меры, снижающие напряжения от сварки.
Примечание. Жестким контуром считается замкнутый по периметру вырез, один из размеров которого меньше шестидесяти толщин листов в данном месте. В сложных конструкциях контур может считаться жестким и при больших отношениях размеров выреза.
7.1.15 Правка конструкций может производиться только в ограниченном объеме. Допускается правка тепловая с механическим воздействием и тепловая без механического воздействия. При этом повреждение поверхности шва или листа не допускается. Температура нагрева при тепловой правке не должна превышать 650 °С, но в любом случае нагрев не должен приводить к структурным изменениям в металле.
7.1.16 Термическая обработка после сварки требуется в тех случаях, когда необходимо устранение остаточных напряжений.
Вид термической обработки устанавливается организацией в зависимости от свойств материала и согласовывается с Речным Регистром.
7.1.17 Сварка деталей, изготовленных холодной гибкой из судостроительной стали, допускается без термической обработки, если внутренний радиус изгиба соответствует стандартам. При отсутствии таких стандартов он должен быть не менее трех толщин листа.
7.1.18 Сварочные материалы с контролируемым содержанием водорода в наплавленном металле должны храниться и перед употреблением подвергаться прокаливанию согласно рекомендациям изготовителя.
7.1.19 Размеры угловых швов конструкций корпусов судов принимают в соответствии с требованиями ч. I Правил.
Для прочих конструкций размеры угловых швов принимают согласно требованиям тех частей Правил, к которым конструкция относится; если размеры сварных швов в этих частях не указаны, их определяют расчетом или по стандартам.
Толщина шва (его расчетная высота) должна быть: при ручной сварке ; при автоматической сварке (для первого прохода) , где а - высота равнобедренного треугольника, вписанного в сечение валика (рис. 7.1.19).
Соотношение между катетом углового шва и высотой равнобедренного треугольника, вписанного в сечение валика, принимают k = 1,4а или а = 0,7k.
При замене предусмотренной проектом ручной сварки автоматической толщина или катет шва (в зависимости от того, что принято в основу расчета) могут быть уменьшены, но не более чем на 30% для однослойных швов. Для многослойных швов размер указанного уменьшения является предметом специального рассмотрения Речным Регистром.
7.2 Сварка корпусов судов и судового оборудования
7.2.1 Сварку деталей необходимо осуществлять по технологии, обеспечивающей наименьшие напряжения, вызываемые сваркой. Работы по прихватке должны выполнять только лица, имеющие соответствующую квалификацию. Для прихватки надлежит использовать сварочные материалы категории, требуемой для сварки данной конструкции, или на одну категорию выше. Прихватки не должны иметь дефектов, ухудшающих качество сварных соединений.
По требованию Речного Регистра прихватки должны быть проверены на отсутствие трещин или других дефектов.
Трещины, обнаруженные в местах постановки прихваток, должны быть устранены разделкой и заваркой.
Временные крепежные детали при сварке допускается применять в минимальном количестве, а их приварку и прихватку необходимо выполнять без подрезов, трещин и других недопустимых дефектов.
Выхваты и другие повреждения основного металла, образовавшиеся при удалении временных креплений, должны быть заварены с последующей зачисткой, обеспечивающей плавный переход к основному металлу. При зачистке значение утонения основного металла не должно превышать предельных отклонений по толщине листов, регламентируемых стандартами.
Выступающие остатки швов крепежных деталей должны быть удалены с последующей зачисткой с указанных конструкций корпусов судов:
.1 расчетной палубы (листы и продольный набор, включая непрерывные продольные комингсы грузовых люков);
.2 днища (листы и продольный набор);
.3 бортов;
.4 ширстрека и скулового пояса (листы и продольный набор);
.5 переборок, ограничивающих цистерны;
.6 рамного набора в танках;
.7 конструкций, расположенных в районе интенсивной вибрации.
Допускается оставлять утолщения, не превышающие регламентированных стандартами предельных отклонений на усиление сварных швов.
Необходимость зачистки выступающих остатков швов временных крепежных деталей на остальных конструкциях корпусов судов устанавливает проектант.
7.2.2 При сварке стыковых соединений допускается взаимное смещение листов до 0,1 толщины листа, но не более 3 мм.
7.2.3 Исправление кромок наплавкой в случаях, вызванных неправильной обработкой деталей или неточной сборкой, может быть выполнено только по согласованию с Речным Регистром.
7.2.4 Сварочные материалы выбирают в зависимости от категории свариваемой стали согласно табл. 7.2.4. При этом следует руководствоваться следующими требованиями:
.1 для выполнения сварных соединений, в которых сталь нормальной прочности сваривается со сталью повышенной прочности, могут применяться сварочные материалы, соответствующие низшей категории из допускаемых табл. 7.2.4 и настоящего пункта для каждой стали в отдельности (например, в сварном соединении сталей категорий D и Е32 могут применяться сварочные материалы категории 2);
.2 для выполнения сварных соединений в которых свариваются стали одинаковых уровней прочности, но с разными требованиями по температуре испытаний на ударный изгиб, могут применяться сварочные материалы низшей категории из допускаемых табл. 7.2.4 для каждой стали в отдельности (например, для сварного соединения сталей категорий D32 и Е32 могут применяться сварочные материалы категории 2Y);
.3 для выполнения сварных соединений из сталей повышенной прочности, а также при сварке стали повышенной прочности со сталью нормальной прочности должны применяться сварочные материалы с контролируемым содержанием диффузионного водорода согласно табл. 9.2.4. Применение для этих целей сварочных материалов с неконтролируемым содержанием диффузионного водорода возможно только по специальному разрешению Регистра для сталей с углеродным эквивалентом (см. 3.2.2 настоящей части) после проведения испытаний по согласованной с Речным Регистром программе;