Распоряжение Минтранса РФ от 11 ноября 2002 г. N НС-137-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания и Правил предотвращения загрязнения с судов" стр. 137

.4 применение для сварки сталей нормальной прочности категорий А, В, D, Е сварочных материалов, получивших одобрение для соответствующих категорий сталей А40, D40, Е40 возможно только на основании специального разрешения Речного Регистра для конкретных марок сварочных материалов;
.5 применение для сварки сталей повышенной прочности сварочных материалов категории 1Y допускается только для соединений с толщиной металла до 25 мм включительно;
.6 сварочные материалы, выбранные по табл. 7.2.4, могут быть назначены также и для сварки иной, чем предусмотрено указанной таблицей, стали, если по механическим свойствам и химическому составу эта сталь эквивалентна стали, для которой одобрен данный сварочный материал;
.7 электроды с рутиловым покрытием не должны применяться для сварки следующих соединений:
монтажных стыков между секциями,
всех стыков и пазов ледового пояса наружной обшивки,
стыков балок продольного набора, стыковых соединений судового корпуса толщиной более 20 мм,
массивных изделий (ахтерштевня, форштевня и т.п.), стыковых соединений, свариваемых в условиях жесткого контура.
.8 электроды с кислым типом покрытия не должны применяться для сварки конструкций, регламентированных частью I "Корпус";
.9 сварочные материалы, применяемые для сварки корпусных конструкций судов класса "М-СП(лед)" и ледоколов, подвергающихся непосредственному воздействию льда, должны удовлетворять требованиям 9.2.5. При этом отношение скоростей коррозии элементов сварного соединения должно находиться в пределах 0,9-1,1.
Таблица 7.2.4
Категория сварочного материала
Судостроительная сталь
нормальной прочности
повышенной прочности
А
В
D
Е
А32, А36, А40*
D32, D36, D40*
Е32, Е36, Е40*
1, 1S, 1T, 1М, 1ТМ
+
2, 2S, 2Т, 2М, 2ТМ
+
+
+
3, 3S, 3Т, 3М, 3ТМ
+
+
+
+
1Y, 1YS, 1YT, 1YM, 1YTM
+
+
2Y, 2YS, 2YT, 2YM, 2YTM
+
+
+
+
+
3Y, 3YS, 3YT, 3YM, 3YTM
+
+
+
+
+
+
+
* Сварочные материалы для сварки стали категорий А40, D40, Е40 должны обеспечивать в наплавленном металле механические свойства ( , , ) не ниже требуемых для стали указанных категорий.
7.2.5 По согласованию с Речным Регистром исправление подрезов, значения которых превышают указанные в 8.3.2, допускается производить заваркой или шлифовкой.

7.3 Сварка изделий судового машиностроения

7.3.1 Настоящие требования распространяются на сварку конструкций судового машиностроения, изготовляемых с применением основных и сварочных материалов, отвечающих требованиям настоящей части Правил. Изготовление конструкций из материалов, не регламентируемых Правилами, должно выполняться по согласованию с Речным Регистром.
7.3.2 Выбор сварочных материалов для сварки конструкций судовых технических средств производится исходя из конкретных марок стали, применяемых для их изготовления с учетом требований 7.2.4.
7.3.3 Если конструкции работают при повышенной температуре или в химически активной среде, сварочные материалы должны выбираться с учетом этих условий.
7.3.4 Для сварки деталей судового машиностроения из стали толщиной 30 мм и более должны применяться сварочные материалы, обеспечивающие стойкость сварного соединения против образования холодных трещин, либо изготовитель должен принять технологические меры (подогрев, термообработка, ограничение минимальной температуры окружающего воздуха при сварке и т.п.) для предотвращения образования холодных трещин.
7.3.5 Сварные швы конструкций, работающих при динамических нагрузках, должны быть выполнены с полным проваром. Переход от основного металла к шву должен быть плавным.
7.3.6 Возможность применения сварки для валов судового валопровода и коленчатых валов является в каждом случае предметом специального рассмотрения Речным Регистром. При этом должен быть выполнен неразрушающий контроль всех сварных швов и обеспечена усталостная прочность сварных соединений.
Объем необходимой опытной сварки и программа испытаний должны быть согласованы с Речным Регистром до начала работ.
7.3.7 Сварку, наплавку, металлизацию распылением и другие подобные методы при изготовлении и ремонте изделий судового машиностроения допускается применять по стандартам, согласованным с Речным Регистром.
Допускается восстанавливать изношенные или имеющие поверхностные трещины судовые валы из углеродистой стали, содержащей до 0,45% углерода, наплавкой, если износ или глубина трещин составляет не более 5% диаметра вала, но не более 15 мм. Работу выполняют по технологии, согласованной с Речным Регистром.
При этом вся поверхность вала до наплавки должна быть проверена на отсутствие трещин одобренным методом. Кроме того, должны быть проверены места, подготовленные под наплавку, и наплавленные участки. Обнаруженные трещины должны быть удалены механическим способом.
Вал перед наплавкой должен быть нагрет на всю толщину до температуры 350 - 650°С.
Указанную температуру необходимо поддерживать и контролировать в течение всей сварки. Охлаждать вал после сварки следует медленно.
Автоматическая одно- или двухзаходная наплавка под флюсом судовых валов из углеродистой стали с содержанием углерода не более 0,4% и марганца не более 0,8% допускается без их предварительного подогрева.
Наплавленный металл после предварительной механической обработки должен быть подвергнут поверхностной холодной прокатке роликами.

7.4 Сварка судовых паровых котлов и сосудов, работающих под давлением

7.4.1 Сварные швы котлов должны быть замаркированы таким образом, чтобы можно было установить, какой сварщик производил сварку.
Продольные и кольцевые швы корпусов котлов должны выполняться с подваркой, исключая случаи, когда коэффициент прочности сварного шва принят равным 0,7 или меньше (см. 8.19 ч. II Правил).
Вырезы и отверстия в корпусе котла по возможности не должны перерезать кольцевые и продольные швы корпуса котла.
Допустимость приварки к корпусу котлов монтажных креплений, захватов и прочих деталей является в каждом случае предметом специального рассмотрения Речным Регистром.
Продольные и поперечные швы коллекторов, корпусов котлов и сосудов, работающих под давлением, должны выполняться встык. Если выполнение стыковых швов невозможно, конструкция шва является предметом специального рассмотрения Речным Регистром.
7.4.2 Выбор сварочных материалов для сварки котлов и сосудов под давлением производится исходя из конкретных марок стали, применяемых для их изготовления, с учетом требований 7.2.4.
7.4.3 Электроды с рутиловым и кислым покрытиями не допускается применять для сварки котлов и сосудов класса I (см. 8.2.1 ч. II Правил), для сварки котлов и сосудов классов II и III эти электроды допускаются при условии, если указанные изделия изготавливаются из углеродистой стали и толщина свариваемых деталей не превышает 20 мм.
7.4.4 Термообработка котлов и сосудов выполняется по стандартам или же принимаются во внимание рекомендации изготовителей стали.
Сварные соединения деталей, которые в связи с их размерами или специальной конструкцией нельзя подвергать термообработке целиком для снятия напряжений, по согласованию с Речным Регистром могут быть обработаны по частям. При этом термообработка должна проводиться равномерным нагревом достаточно широкого участка вдоль шва (около шести толщин листа с обеих сторон сварного шва) таким образом, чтобы распространение тепловых напряжений в другие районы деталей было исключено. Местная обработка сварочной горелкой не допускается.
7.4.5 Заделка отверстий в котлах вварными заглушками допускается при условии выполнения требований стандартов.
7.4.6 Ремонт изношенных стенок котлов и сосудов наплавкой допускается только по согласованию с Речным Регистром. Площадь наплавки должна быть не более 500 , а глубина - не более 30 % толщины листа. Если эти условия невыполнимы, дефектный участок следует заменить новым листом.
7.4.7 При изготовлении котлов, теплообменных аппаратов и сосудов, работающих под давлением, относящихся к классу I или II (см. 8.2.1 ч. II Правил), проверяют механические свойства швов сварных соединений, для чего сваривают контрольные планки в следующих случаях:
при изготовлении единичных изделий;
при серийном изготовлении - на головном образце изделия;
при изменении конструкций основных узлов и деталей изделия;
при использовании новых материалов и способов сварки.
В необходимых случаях Речной Регистр может потребовать изготовления контрольных планок для изделий, относящихся к классу III.
7.4.8 Контрольные планки должны прикрепляться к продольному шву котла или сосуда таким образом, чтобы сварной шов планок являлся продолжением шва изделия. Шов планок должен свариваться при тех же технологических условиях, что и шов изделия.
Из пробы должны быть изготовлены и испытаны: один поперечный образец на растяжение, два поперечных образца на изгиб, три образца на ударный изгиб, вырезанных согласно рис. 9.2.17-1.
Образцы для конструкций класса III должны изготовляться по требованию Речного Регистра. Условия вырезки образцов из проб и проведение испытаний должны соответствовать 9.2.26 и 9.2.27.

7.5 Сварка судовых трубопроводов