2.4.125 На переборках форпика и ахтерпика, а также на переборках, ограничивающих машинное отделение, должны быть установлены горизонтальные ребра жесткости на 25% ширины переборки с каждого борта с моментом сопротивления не менее, чем у холостой вертикальной стойки. Стойка переборки, до которой будут доведены эти ребра, должна быть усилена.
2.4.126 Площадь поперечного сечения форштевня необходимо увеличить на 50% по сравнению с требуемой 2.4.100 - 2.4.104. При этом для судов, допускаемых к плаванию в мелкобитом льду толщиной 20 см и более, следует руководствоваться требованиями соответствующих пунктов Правил к судам классов "М" и "О", а при толщине мелкобитого льда менее 20 см - к судам классов "Р" и "Л". Кромки листов наружной обшивки, примыкающие к форштевню, должны быть защищены от действия льда.
2.4.127 Площадь поперечного сечения ахтерштевня должна быть увеличена на 15% по сравнению с требуемой 2.4.107 - 2.4.110. При этом для судов, допускаемых к плаванию в мелкобитом льду толщиной 20 см и более, следует руководствоваться требованиями соответствующих пунктов Правил к судам классов "М" и "О", а при толщине мелкобитого льда менее 20 см - к судам классов "Р" и "Л".
2.4.128 Винты и рули должны быть защищены от воздействия льда (крейсерская корма, противоледовые выступы и т.п.).
2.4.129 Набор в районе усиления корпуса для плавания в битом льду необходимо приваривать непрерывными швами.
Надстройки и уступы главной палубы
2.4.130 Поперечный набор надстроек должен быть установлен в одних плоскостях с поперечным набором основного корпуса.
Значение момента сопротивления поперечного сечения с присоединенным пояском бортовых шпангоутов надстроек судов классов "М" и "О" должно быть не менее 9 .
2.4.131 Толщина наружной обшивки бака и юта должна быть для судов класса "М" не менее 3,5 мм, а для судов класса "О" - не менее 3 мм.
2.4.132 Продольные стенки надстроек должны быть продолжены за концевые переборки надстроек на длину, равную высоте надстроек, и плавно сопряжены с палубой.
Ширстрек корпуса судна на протяжении не менее трех шпаций в корму от каждой концевой переборки надстройки, а также выступающая часть нижнего пояса обшивки надстройки и часть его, простирающаяся внутрь надстройки на длину, равную половине высоты надстройки, должны быть утолщены на 40% для судов класса "М", на 25% - класса "О" и на 10% - классов "Р" и "Л".
На том же протяжении, что и ширстрек, должен быть утолщен палубный стрингер верхней палубы на 20% для судов класса "М" и "О" и на 10% - классов "Р" и "Л".
Если длина бака и юта менее 0,25L, то утолщения можно не делать.
2.4.133 В месте уступа главной палубы должны быть предусмотрены специальные подкрепления. Карлингсы палуб должны быть плавно перевязаны. Ширстрек в месте уступа должен быть утолщен на 35% по обе стороны уступа не менее чем на три шпации.
Если уступ наклонный, то протяженность его должна быть не менее двух высот.
Длину участка, где главная и возвышенная палубы проходят одна над другой, следует выбирать из условий обеспечения общей прочности корпуса, а для судов длиной до 50 м - из условий, приведенных в 2.5.2, при включении в расчет площадей сечения настилов палуб и обшивки борта на этом участке согласно указаниям 2.2.32 - 2.2.34. При необходимости увеличения площади сечения настилов этих палуб путем постановки между ними продольных вертикальных бракет длина последних должна быть не менее двух их высот, а толщина - не менее требуемой для переборок в данном районе. Концы бракет должны быть закреплены в соответствии с указаниями 2.3.7. Бракеты должны быть подкреплены ребрами жесткости.
Если плоскости продольных стенок надстройки (рубки) не совмещены с плоскостями бортов, то они должны опираться на карлингсы, поставленные в плоскости этих стенок.
Фальшборт
2.4.134 Районы установки фальшборта, его протяженность, высоту и т.п. необходимо назначать в соответствии с требованиями 11.2.
2.4.135 Толщину листа фальшборта можно принимать на 2 мм меньше требуемой толщины обшивки борта в средней части судна, но не менее 2 мм.
2.4.136 Конструкция фальшборта в средней части судна должна быть такой, чтобы он не участвовал в общем изгибе корпуса.
2.4.137 Фальшборт должен быть подкреплен стойками, расстояние между которыми не должно превышать три шпации.
2.4.138 В районе бортовых клюзов и проходов к трапам должны быть установлены подкрепляющие стойки, а толщина листов фальшборта увеличена на 1 мм по сравнению с остальными листами.
Цистерны
2.4.139 Цистерны топлива и масла, нефтесодержащих и сточных вод могут быть выполнены вкладными и встроенными.
2.4.140 Цистерны должны быть сконструированы таким образом, чтобы содержащаяся в них среда не соприкасалась с обшивкой днища и бортов.
Расстояние от днища встроенной цистерны в самой низкой ее части до днищевой обшивки должно быть не менее 800 мм, а от бортовых стенок цистерны до бортовой обшивки его следует принимать таким, чтобы был обеспечен доступ для осмотра и ремонта. Такой доступ к вкладным цистернам необходимо обеспечить со всех сторон.
Для судов длиной менее 50 м по согласованию с Речным Регистром могут быть приняты иные решения, обеспечивающие защиту окружающей среды от загрязнения.
2.4.141 Толщины стенок встроенных цистерн и листовых конструкций следует принимать согласно п. 4.1 и п. 5.2 табл. 2.4.1.
Моменты сопротивления рамных и холостых связей необходимо принимать по аналогии с соответствующими связями переборок.
2.5 Дополнительные требования к отдельным типам судов
Суда длиной менее 50 м
2.5.1 Для судов всех классов длиной до 50 м и менее, если не соблюдаются требования 2.5.2, необходимо выполнить расчеты общей прочности согласно 2.2. В этом случае допускается определять изгибающий момент на основе использования данных по судну-прототипу, имеющему тот же архитектурно-конструктивный тип, что и рассматриваемое судно, близкие размерения, водоизмещение и схожее расположение машинного отделения по длине судна, или на основе постатейного подсчета изгибающего момента на миделе как алгебраической суммы моментов от нагрузки масс различных статей нагрузки и сил поддержания. При этом в любом случае абсолютная величина изгибающего момента, кНм, должна приниматься не менее
, (2.5.1)
где - для самоходных судов;
- для несамоходных судов;
D - водоизмещение судна в полном грузу, кН.
Распределение полученного таким образом значения по длине судна должно быть принято постоянным на участке, отстоящем на от миделя, и уменьшаться к оконечностям до нуля по линейному закону.
При выполнении указаний 2.3 и 2.4 расчеты местной прочности, требуемые в 2.2, можно не проводить (см. 2.1.6).
2.5.2 Для судов длиной 50 м и менее суммарное значение площади поперечного сечения продольных связей раздельно палубного и днищевого пояса, , должно быть не менее:
, (2.5.2)
где D - водоизмещение судна в полном грузу, т;
- коэффициент, определяемый по табл. 2.5.2;
Таблица 2.5.2
Класс судна | при длине судна, м | Класс судна | при длине судна, м | ||
25 | 50 | 25 | 50 | ||
"М" | 13 | 47 | "Р" | 50 | 193 |
"О" | 25 | 93 | "Л" | 132 | 483 |
- коэффициент, равный для самоходных судов 1,0/L для несамоходных судов 0,67/L;
- коэффициент, равный для связей палубного пояса, не несущих местной нагрузки, 0,65; для связей днищевого и палубного поясов, несущих местную нагрузку, 0,75;
- коэффициент, зависящий от относительного отстояния x/L рассматриваемого расчетного сечения от миделя и принимаемый равным: =1,0 при и =2,0-|x/L|/0,25 при | ;
х - отстояние рассматриваемого расчетного сечения от миделя, м.
Значение выражения, стоящего в скобках формулы (2.5.2), не должно приниматься более 0,125. Для сухогрузных судов, если на не защищенных от волнения акваториях допускается проведение грузовых операций в один слой одним краном или двумя кранами в одном направлении, суммарное значение площади поперечного сечения продольных связей раздельно для палубного и днищевого поясьев должно быть также не менее определяемого по формуле (2.5.2) при увеличенном на 20% значении коэффициента . Значения коэффициента должны приниматься в этом случае для класса судна, соответствующего разряду водного бассейна, в который входит эта акватория. Значение выражения, стоящего в скобках формулы (2.5.2), в этом случае не должно приниматься более 0,15.