2.4.111 Если на судне установлен брусковый киль, размеры его поперечного сечения должны быть не менее, чем вычисленные по формулам:
h = 100 + L; b = 12 + 0,4L, (2.4.111)
где h, b - высота и ширина брускового киля, мм.
2.4.112 Кронштейны гребных валов могут быть однолапыми или двулапыми; лапы должны быть расположены под углом 80 - 100° одна относительно другой; осевые линии лап должны пересекаться на оси гребного вала.
Размеры двулапых кронштейнов должны быть не менее рассчитанных по формулам:
(2.4.112)
где , - соответственно толщина лапы и ступицы, мм;
d - диаметр гребного вала, мм;
- площадь поперечного сечения лапы, ;
- длина ступицы, мм.
Толщину стенки ступицы двулапых кронштейнов на судах длиной до 25 м можно уменьшать до 0,25d.
Лапы кронштейнов должны крепиться к набору корпуса и к наружной обшивке на сварке. Толщина листов наружной обшивки в районе крепления лап кронштейнов должна быть увеличена на 25% по сравнению с толщиной обшивки в кормовой оконечности, определяемой в соответствии с табл. 2.4.1.
Усиления корпуса для плавания в битом льду
2.4.113 Суда всех классов, эпизодически плавающие в мелкобитом льду, должны иметь подкрепления, требования к которым приведены в 2.4.115 - 2.4.129. Эти требования ориентированы на толщину мелкобитого льда, указанную в табл. 2.4.113.
Таблица 2.4.113
Знак категории ледовых усилений | Толщина мелкобитого льда, см |
лед 10 | 10 |
лед 20 | 20 |
лед 30 | 30 |
лед 40 | 40 |
2.4.114 Суда, предназначенные для плавания в более тяжелых ледовых условиях, чем указанные в табл. 2.4.113 должны иметь дополнительные подкрепления корпуса, одобренные Речным Регистром и спроектированные с учетом типа, назначения и условий плавания судна.
2.4.115 По всей длине судна следует установить ледовый пояс наружной обшивки, верхняя граница которого должна проходить на 0,5 м выше грузовой ватерлинии, а нижняя - на 0,5 м ниже ватерлинии порожнем, с учетом возможного дифферента судна.
Если в носовой части судна между ватерлинией порожнем и листами днищевой наружной обшивки расстояние по высоте меньше 0,5 м, толщина всей наружной обшивки ниже грузовой ватерлинии в носовой части до цилиндрической вставки, но не менее чем на длине, равной ширине судна, должна быть такой же, как толщина ледового пояса.
2.4.116 Толщина листов ледового пояса , мм, должна быть не менее указанной в табл. 2.4.116.
Таблица 2.4.116
Знак категории ледовых усилений | L, м | t_л, мм | ||
носовая часть судна | район ахтерпика | на остальной длине судна | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
лед 40 | 60 | 11,3 | 7,2 | 6,9 |
140 | 13,8 | 10,8 | 10,4 | |
160 | 14,4 | 11,7 | 11,3 | |
лед 30 | 25 | 6,3 | 4,8 | 4,6 |
80 | 10,0 | 7,2 | 6,9 | |
140 | 12,5 | 9,6 | 9,2 | |
160 | 13,3 | 10,4 | 10,0 | |
лед 20 | 25 | 5,6 | 4,8 | 4,6 |
80 | 8,8 | 7,2 | 6,9 | |
140 | 10,0 | 8,4 | 8,1 | |
160 | 10,4 | 8,8 | 8,5 | |
лед 5 и лед 10 | 25 | 5,0 | 3,6 | 3,5 |
80 | 7,5 | 6,0 | 5,8 | |
Примечания:1. Под носовой частью судна понимается район, кормовая граница которого совпадает с третьим практическим шпангоутом цилиндрической вставки, а для судов с цилиндрической вставкой менее 0,3L - со шпангоутом, на котором угол между касательной к ватерлинии судна в полном грузу и ДП равен 7°, но не менее чем на протяжении, равном ширине судна.2. Если шпация принята больше а_0, то толщины обшивки ледового пояса, указанные в таблице, должны быть увеличены на величину, мм:Дельта t=0,8(a/a_0-1)t_лгде а - фактическая шпация, мм:а_0 - нормальная шпация, принимаемая равной: а_0 = 400 мм - для района носовой части судна (см. прим. 1 к настоящей таблице): а_0 = 550 мм - для остальных районов корпуса.3. Если шпация принята меньше а_0 и/или связи выполнены из сталей повышенной прочности, то толщины обшивки ледового пояса, указанные в таблице, могут быть уменьшены на величину, мм: Дельта t=(1-a/a_0 x 15,3/кв.корень(R_eH)t_л где а, а_0 - см. прим. 2 (при а > а_0 принимается а = а_0);R_eH - предел текучести материала связи, МПа. |
2.4.117 Размеры шпации должны быть не более:
.1 в носовой части судна до третьего шпангоута цилиндрической вставки, а для судов с цилиндрической вставкой длиной менее 0,3L до шпангоута, на котором угол между касательной к ватерлинии судна в полном грузу и ДП 7°, но не менее чем на длине, равной ширине судна, - 400 мм;
.2 на остальной длине судна - 550 мм.
2.4.118 Допускается назначить шпацию как для судна без ледовых подкреплений при условии постановки промежуточных бортовых шпангоутов, момент сопротивления поперечного сечения которых удовлетворяет 2.4.121.
2.4.119 Момент сопротивления поперечного сечения для рамных бортовых шпангоутов с присоединенным пояском W, , должен быть не менее определяемого по формулам:
.1 в носовой части судна согласно 2.4.117.1,
; (2.4.119-1)
.2 в районе ахтерпика; (2.4.119-2)
; (2.4.119-2)
.3 на остальной длине судна
, (2.4.119-3)
где d - расстояние между рамными бортовыми шпангоутами, м;
- высота борта, м, в соответствующем районе судна.
2.4.120 Момент сопротивления поперечного сечения основных холостых бортовых шпангоутов с присоединенным пояском W, , должен быть не менее определяемого по формулам:
.1 в носовой части судна согласно 2.4.117.1,
; (2.4.120-1)
.2 в районе ахтерпика
; (2.4.120-2)
.3 на остальной длине судна
, (2.4.120-3)
где а - шпация (расстояние между основными холостыми бортовыми шпангоутами), м;
l - наибольшее расстояние, измеренное по борту между днищем (настилом второго дна) и бортовым стрингером, между бортовыми стрингерами или бортовым стрингером и палубой, м, в соответствующем районе судна.
2.4.121 Момент сопротивления поперечного сечения промежуточных бортовых шпангоутов с присоединенным пояском должен быть не менее 75% требуемого момента сопротивления поперечного сечения основных холостых шпангоутов с присоединенным пояском.
2.4.122 По всей длине судна в районе ледового пояса должны быть бортовые стрингеры, причем один из них следует установить несколько ниже грузовой ватерлинии. При малых изменениях эксплуатационных осадок может быть установлен один стрингер.
2.4.123 Нижние участки бортовых промежуточных шпангоутов должны перекрывать скулу.
Рекомендуется закреплять их на ближайшей связи набора днища или крепить к настилу второго дна.
Верхние концы промежуточных шпангоутов должны быть доведены до палубы, платформы или бортового стрингера, но не должны быть ниже верхней кромки ледового пояса.
2.4.124 На судах с полными обводами оконечностей в форпике и ахтерпике шпангоуты следует устанавливать нормально к обшивке.