Распоряжение Минтранса РФ от 11 ноября 2002 г. N НС-137-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания и Правил предотвращения загрязнения с судов" стр. 38

Общие требования

2.6.1 Настоящие требования установлены исходя из условий обеспечения прочности корпусных конструкций и надежности работы установленных на судне технических средств.
2.6.2 При проектировании судов должны быть выполнены расчеты общей и местной вибрации, которые должны быть включены в состав технического проекта, представляемого на согласование Речному Регистру.
2.6.3 При расчете вибрации необходимо проверить отсутствие резонанса путем сравнения частот свободных колебаний с частотами возмущающих сил, вызываемых работой главных и вспомогательных двигателей судна, гребных винтов и других возможных источников вибрации.
Необходимо проверить:
.1 общие вертикальные колебания корпуса судна первых двух тонов для расчетных случаев нагрузки судна в полном грузу и порожнем с балластом;
.2 местные колебания первого тона холостого набора, ребер жесткости и пластин наружной обшивки, палуб, платформ, переборок и стенок рамного набора.
2.6.4 Местные колебания необходимо проверять в следующих районах:
.1 днище на участке от транца до сечения, отстоящего в нос от центра диска гребного винта на расстоянии трех диаметров винта для одновинтовых судов и четырех диаметров винта для двух и трехвинтовых судов;
.2 отсеки судна, где расположены двигатели (главные и вспомогательные) и другие подобные технические средства;
.3 цистерны, примыкающие к машинному отделению.
2.6.5 Расчеты общей и местной вибрации, а также экспериментальное определение параметров вибрации следует выполнять для:
.1 головных судов серии;
.2 судов единичной постройки;
.3 судов после капитального ремонта;
.4 судов, на которых заменены главные и вспомогательные двигатели, другие подобные технические средства или установлены гребные винты с другими размерами.

Расчет общей вибрации

2.6.6 Для предотвращения резонанса частоты свободных колебаний первого тона должны отличаться не менее чем на 15%, а второго тона не менее чем на 20% от частот возмущающих сил, численно равных:
.1 частоте вращения гребного винта;
.2 частоте вращения гребного винта, умноженной на число лопастей;
.3 частоте вращения коленчатого вала двигателя;
.4 удвоенной частоте вращения коленчатого вала двигателя;
.5 частоте вращения коленчатого вала двигателя, умноженной на число рабочих циклов в цилиндрах двигателя за один оборот коленчатого вала, рассчитываемое по формуле:
, (2.6.6.5)
где k - коэффициент, равный: для двухтактного двигателя 1;
для четырехтактного двигателя 0,5;
i - число цилиндров двигателя;
.6 частоте движения черпаковой цепи при сбегании ее с верхнего барабана;
.7 частоте вращения нижнего черпакового барабана;
.8 частоте вращения механического разрыхлителя;
.9 частоте вращения механического разрыхлителя, умноженной на число режущих элементов.
2.6.7 Частоту свободных вертикальных колебаний первого тона применительно к корпусу следует определять по формулам, Гц:
.1 для грузовых судов (в том числе и наливных)
; (2.6.7.1)
.2 для пассажирских и грузопассажирских судов
; (2.6.7.2)
.3 для буксиров-толкачей
, (2.6.7.3)
где I - момент инерции площади миделевого сечения корпуса, ;
В - ширина судна, м;
T - осадка судна на мидель-шпангоуте, м;
D - водоизмещение судна, т;
L - длина судна по действующей ватерлинии, м.
Значения всех величин берутся для расчетных случаев нагрузки.
Момент инерции следует определять с учетом участия надстройки в общем изгибе корпуса согласно 2.2.34.
2.6.8 Частоту свободных вертикальных колебаний второго тона применительно к корпусу следует определять по формулам, Гц:
.1 для грузовых судов
; (2.6.8.1)
.2 для пассажирских и буксирных судов (толкачей)
. (2.6.8.2)