.1 допускаемые амплитуды вертикальных колебаний кормовой оконечности определяются по формуле, мм:
, (2.6.26.1)
где N - фактическая частота колебаний, измеренная в эксперименте, Гц;
.2 допускаемые амплитуды колебаний опорных поверхностей фундаментов двигателей до частоты N = 10 Гц - 0,5; при частоте колебаний выше 10 Гц определяются по формуле, мм:
; (2.6.26.2)
.3 допускаемые амплитуды колебаний пластин в их центре определяются по формуле, мм:
, (2.6.26.3)
где а - короткая сторона пластины, мм;
t - толщина пластины, мм;
.4 допускаемые амплитуды колебаний холостого набора и ребер жесткости в середине пролета определяются по формуле, мм:
, (2.6.26.4)
где W - момент сопротивления поперечного сечения профиля с присоединенным пояском, ;
l - пролет холостого набора или ребра жесткости, м;
Е - модуль упругости первого рода материала, МПа;
i - момент инерции поперечного сечения профиля с присоединенным пояском, .
.5 допускаемые амплитуды колебаний рамного набора в составе перекрытия определяют как меньшее из двух значений, вычисленных по формулам (2.6.26.1) и нижеследующей, мм:
. (2.6.26.5)
Мероприятия по уменьшению вибрации
2.6.27 Если вибрация выше нормативной, должны быть разработаны и согласованы с Речным Регистром мероприятия, с помощью которых можно снизить ее до допускаемых норм.
Эффективность выполненных мероприятий должна быть подтверждена повторными измерениями вибрации на всех основных режимах работы главных и вспомогательных двигателей судна.
2.6.28 К мероприятиям, направленным на уменьшение общей вибрации с частотой, равной частоте вращения гребного вала, относят:
.1 проверку геометрии гребного винта (шага лопастей, шага сечений и взаимного расположения осевой линии лопастей по окружности винта и т.д.). При обнаружении отклонений, превышающих допускаемые стандартами или проектом, винт должен быть заменен;
.2 заполнение или откачку балластных цистерн;
.3 изменение частоты вращения гребного вала.
2.6.29 К мероприятиям, направленным на уменьшение общей вибрации с частотой, кратной числу лопастей гребного винта, относят:
.1 изменение положения гребного винта относительно корпуса судна или направляющей насадки;
.2 изменение числа лопастей гребного винта;
.3 изменение профиля выступающих частей для обеспечения плавности обтекания их водой;
.4 установку специальных устройств, выравнивающих поле скоростей в диске гребного винта;
.5 установку в корпусе над гребными винтами амортизирующих устройств.
2.6.30 Для уменьшения местной вибрации с частотой, кратной числу лопастей гребного винта, в дополнение к мероприятиям, перечисленным в 2.6.29, рекомендуется:
.1 утолщать или подкреплять промежуточными ребрами жесткости вибрирующие пластины;
.2 проверять правильность конструирования узлов крепления связей в местах пересечения продольного и поперечного набора; создавать замкнутые контуры набора; проверять качество выполнения сварных соединений.
2.6.31 Для уменьшения местной вибрации с частотой, кратной частоте вращения коленчатого вала двигателя, в дополнение к мероприятиям, перечисленным в 2.6.30, рекомендуется:
.1 устанавливать двигатели на амортизаторы или подвесные балочные фундаменты;
.2 соединять двигатели, установленные на амортизаторы, с другими объектами судовой техники с помощью эластичных муфт.
2.6.32 Приведенный перечень рекомендуемых мероприятий не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае на основе анализа результатов измерений вибрации следует осуществлять и другие мероприятия, снижающие вибрацию до установленных норм.
3 Конструкция корпуса водоизмещающих судов из легких сплавов
3.1 Общие требования
3.1.1 Настоящий раздел распространяется на водоизмещающие суда с корпусами из алюминиевых сплавов.
3.1.2 По вопросам, которые не рассматриваются в настоящем разделе, надлежит руководствоваться указаниями раздела 2.
3.2 Материал и минимальные толщины связей корпуса
3.2.1 Материалы, применяющиеся для изготовления элементов конструкций корпуса, регламентируемых настоящим разделом Правил, должны удовлетворять требованиям ч. V Правил.
3.2.2 Минимально допустимая толщина листов связей, входящих в состав корпуса, должна быть не менее, чем для стальных судов.
3.3 Определение размеров прочных элементов корпуса
3.3.1 Влияние гибкости корпуса на изгибающий момент и перерезывающую силу необходимо учитывать, если
, (3.3.1)
где L, B - расчетные длина и ширина судна по КВЛ, м;
Е - модуль упругости материала корпуса, Мпа (см. 2.1.9);
I - момент инерции поперечного сечения эквивалентного бруса, .