, (3.3.13)
где I - момент инерции поперечного сечения флора, ;
Н - высота бортовой ветви шпангоута, м;
- ширина трюма на уровне верхней кромки флора, м.
3.3.14 При высоте борта от 2 до 3 м должен быть поставлен один бортовой стрингер, а при высоте борта более 3 м - два.
3.3.15 Толщину наружной обшивки борта следует принимать такой же, как и днища.
3.3.16 Критерием устойчивости балок перекрытий является отношение критического нормального напряжения к пределу текучести:
. (3.3.16)
Коэффициент определяется по графику рис. 3.3.7, он не должен быть меньше:
для продольного рамного набора палубных и днищевых перекрытий (карлингсов, кильсонов) судов всех типов - 0,95;
для продольных ребер жесткости палубных перекрытий:
если кильсоны участвуют в общем изгибе перекрытий - 0,9;
если кильсоны не участвуют в общем изгибе при ( и - соответственно длина и ширина перекрытия, м);
для продольных ребер жесткости палубных перекрытий:
открытых судов - 0,9; закрытых судов - 0,75;
для продольных ребер жесткости палубных и днищевых перекрытий судов-площадок - 0,7.
3.4 Допускаемые напряжения
3.4.1 Для напряжений от общего изгиба и от местной нагрузки и для суммарных напряжений за опасные нормальные напряжения , имеющие постоянный характер, следует принимать, МПа:
.1 при растяжении
, (3.4.1.1)
где - условный предел текучести материала, соответствующий остаточной деформации 0,2%, МПа.
Значения k принимаются равными:
для клепанных конструкций - 0,9;
для сварных конструкций:
при - 0,7;
при - 0,8,
где t - толщина соединяемых элементов конструкций, мм.
.2 при сжатии
. (3.4.1.2)
.3 за опасные касательные напряжения принимается величина равная
. (3.4.1.3)
3.4.2 Нормируемые значения допускаемых нормальных и касательных напряжений приведены в табл. 3.4.2.
Таблица 3.4.2
Наименование и характеристика связей корпуса | Характеристика расчетных напряжений от нагрузок | Нормируемые значения допускаемых напряжений в долях от опасных напряжений |
1. Жесткие связи эквивалентного бруса, участвующие только в общем изгибе и не несущие местной нагрузки (продольные палубные связи) | Нормальные и касательные напряжения от общего изгиба | 0,75 |
2. Жесткие связи эквивалентного бруса, участвующие в общем изгибе и несущие местную нагрузку | То же | 0,60 |
Суммарные нормальные и касательные напряжения от общего изгиба и изгиба перекрытия: | ||
в пролете | 0,75 | |
на опоре | 0,90 | |
3. Продольные ребра жесткости, участвующие в общем изгибе и несущие местную нагрузку | Суммарные нормальные и касательные напряжения от общего и местного изгиба: | |
в пролете | 0,80 | |
на опоре | 0,90 | |
4. Поперечный набор | Нормальные и касательные напряжения в рамных шпангоутах, бимсах и флорах, холостых шпангоутах и бимсах от местной нагрузки: | |
в пролете | 0,80 | |
на опоре | 0,90 | |
5. Обшивка и настилы корпуса, листы переборок и цистерн | Нормальные напряжения от местной нагрузки: | |
в пролете | 0,85 | |
на опоре | 0,95 | |
6. Продольные и поперечные переборки (в том числе стенки цистерн): рамные стойки и шельфы, холостые стойки | Нормальные напряжения от местной нагрузки: | |
в пролете | 0,80 | |
на опоре | 0,90 | |
7. Пиллерсы и раскосы, проверяемые на устойчивость | Нормальные напряжения от местной нагрузки: | |
для изолированно работающих связей | 0,50 | |
для пересекающихся раскосов | 0,75 (но не более ) |
3.5 Сварные соединения
3.5.1 Тавровые соединения с двусторонними швами следует применять при сварке:
.1 узлов соединения основных связей конструкций корпуса (флоров к кильсонам, шпангоутов к стрингерам, бимсов к карлингсам и комингсам и т.п.);
.2 непроницаемых переборок, флоров, кильсонов и т.п. к наружной обшивке и настилам;
.3 конструкций корпуса в районах машинного отделения, расположения движителей и местах действия местной вибрационной, переменной и ударной нагрузок;
.4 фундаментов под двигатели (главные и вспомогательные) и другие механизмы.
3.5.2 Применение прерывистых угловых швов в тавровых соединениях конструкций прочного корпуса не допускается.
3.5.3 При односторонней приварке должны быть обварены вокруг с переходом шва на другую сторону на длину не менее 30 мм свободные концы стенок балок, ребер, книц и поясков, а также участки стенок балок и переборок у вырезов.
4 Конструкция корпуса катамаранов
4.1 Общие требования
4.1.1 Требования настоящего раздела распространяются на следующие типы катамаранов классов "М", "О", "Р" и "Л":
.1 самоходные однопалубные сухогрузные суда с кормовым расположением машинного отделения;
.2 пассажирские суда;
.3 буксиры и толкачи.
4.1.2 Основные размерения катамаранов:
L - длина по конструктивной ватерлинии, м;