3.3.2 При расчете балок набора ширину присоединенного пояска необходимо определять по следующим формулам:
.1 для продольных ребер днища и двойного дна, холостых шпангоутов и бимсов (рис. 3.3.2.1, а, г)
; (3.3.2.1)
.2 для флоров, бимсов и шпангоутов при продольной системе набора, кильсонов и карлингсов при поперечной системе набора, если они поддерживают балки главного направления (рис. 3.3.2.1, б, г),
, (3.3.2.2)
где - ширина присоединенного пояска согласно 3.3.2.1, см;
- коэффициент, равный нулю для сжатого присоединенного пояска и определяемый по табл. 3.3.2.2 для растянутого присоединенного пояска обшивки;
Таблица 3.3.2.2
р | при 100 t/a | |||||
0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | ||
МПа | ||||||
10 | 0,10 | 0,14 | 0,16 | 0,19 | 0,22 | |
20 | 0,14 | 0,16 | 0,18 | 0,21 | 0,24 | |
30 | 0,16 | 0,19 | 0,20 | 0,23 | 0,26 | |
40 | 0,18 | 0,22 | 0,23 | 0,25 | 0,28 | |
МПа | ||||||
10 | 0,11 | 0,15 | 0,17 | 0,20 | 0,23 | |
20 | 0,14 | 0,16 | 0,19 | 0,22 | 0,25 | |
30 | 0,16 | 0,19 | 0,21 | 0,23 | 0,26 | |
40 | 0,18 | 0,22 | 0,24 | 0,25 | 0,28 | |
МПа | ||||||
10 | 0,12 | 0,16 | 0,19 | 0,22 | 0,25 | |
20 | 0,14 | 0,17 | 0,20 | 0,23 | 0,26 | |
30 | 0,16 | 0,20 | 0,22 | 0,24 | 0,27 | |
40 | 0,19 | 0,23 | 0,25 | 0,25 | 0,29 | |
Примечание: - допускаемые напряжения, МПа; р - расчетное давление, кПа; t - толщина пластины, см. |
.3 для флоров, бимсов и шпангоутов при поперечной системе набора, кильсонов и карлингсов при продольной системе набора (рис. 3.3.2.1, в, г)
, (3.3.2.3)
где n - число жестких и редуцируемых участков;
- коэффициент, равный единице для растянутого присоединенного пояска и определяемый по графику на рис. 3.3.2.3 для сжатого присоединенного пояска обшивки.
Ширина присоединенного пояска во всех случаях не должна превышать 1/6 длины расчетного пролета рассматриваемой балки.
3.3.3 Стенки профиля при отношении высоты к толщине более 60 должны быть подкреплены ребрами жесткости.
3.3.4 Отношение ширины свободного пояска к его толщине не должно превышать значения, определяемого по формуле:
, (3.3.4)
где - предел текучести материала, МПа.
При этом отношение не должно превышать 14.
3.3.5 Для жестко заделанных пластин с распором максимальные напряжения в сечении на опорном контуре при действии поперечной нагрузки следует определять по графику рис. 3.3.5.
3.3.6 Для пластин, у которых напряжения в опорных сечениях не нормируются, от действия поперечной нагрузки следует находить по графику рис. 3.3.6.
3.3.7 Эйлеровы напряжения пластин, МПа, необходимо вычислять по формулам:
при сжатии вдоль длинной стороны опорного контура
; (3.3.7-1)
при сжатии вдоль короткой стороны опорного контура
; (3.3.7-2)
при действии касательных усилий (пластин борта)
, (3.3.7-3)
где t - толщина пластины, см;
а - длина короткой стороны, см;
b - длина длинной стороны, см;
k - коэффициент, определяемый по табл. 2.2.75.
Критические нормальные напряжения определяются по графику рис. 3.3.7.
3.3.8 Шпацию при поперечной системе набора следует принимать не более 500 мм.
При продольной системе набора днища и палуб шпация должна быть не более 600 мм.
В форпике шпация должна быть уменьшена до 400 мм.
3.3.9. Сплошные флоры необходимо устанавливать не реже чем через 3 шпации. Применение брикетных флоров запрещается.
3.3.10 Момент сопротивления поперечного сечения сплошных флоров, , должен быть не менее
, (3.3.10)
где Q - полная нагрузка на флор, кН;
- ширина трюма на уровне верхней кромки флора, м;
- допускаемые напряжения, МПа.
3.3.11 Кильсоны следует устанавливать таким образом, чтобы расстояние между ними для судов всех классов было не более 2 м. Значение момента инерции поперечного сечения среднего кильсона не должно быть меньше 1,5 значения требуемого момента инерции поперечного сечения сплошного флора, а боковых кильсонов - 0,75.
3.3.12 Минимальная толщина наружной обшивки должна быть назначена по результатам расчета.
3.3.13 Момент инерции поперечного сечения бортовой ветви рамного шпангоута, , должен быть не менее