В - ширина по конструктивной ватерлинии на мидель-шпангоуте, м;

Н - высота внешнего борта на мидель-шпангоуте, м;

с - горизонтальный клиренс - наименьшее расстояние между внутренними бортами корпусов по конструктивной ватерлинии, м;

4.1.3 Требования распространяются на суда, отношения главных размерений которых удовлетворяют условиям:
L/H < 25; (4.1.3-1)


где
- вертикальный клиренс на миделе для судна в полном грузу.

4.1.4 Для постройки корпусов катамаранов необходимо применять сталь или алюминиевые сплавы, удовлетворяющие требованиям ч. V Правил и соответствующих стандартов.
4.1.5 В настоящем разделе рассматривается соединение корпусов катамарана между собой одним из следующих способов:
.1 прочной надстройкой или рубкой, длина которых не менее половины длины корпуса и у которых не менее чем 3 прочные поперечные переборки (в носовой, средней и кормовой частях надстройки или рубки);
.2 мостом, представляющим собой систему поперечных балок с односторонней или двусторонней зашивкой. Короткие надстройки в оконечностях с длиной не более 0,15L при расчете прочности следует рассматривать как часть моста.
4.1.6 В палубах корпусов катамарана, соединяемых с помощью моста, не допускаются вырезы шириной больше половины ширины одного корпуса и длиной больше половины длины трюма. Это требование не распространяется на вырезы, над которыми установлены надстройки или рубки с прочными стенками (переборками), если выполнены требования 4.4.3, а также 2.4.55 - 2.4.57.
Рекомендуется в машинном отделении в пределах длины главных двигателей устанавливать только рамные шпангоуты.
4.1.7 Приведенные в настоящем разделе указания по проверке прочности корпусов катамаранов применимы для судов с числом Фруда по длине, не превышающем 0,4.
4.1.8 В случае отступления от требований 4.1.5 - 4.1.7 настоящего раздела достаточную прочность судна и элементов его конструкции следует подтвердить специальными расчетами и исследованиями.
4.1.9 По всем вопросам, не затрагиваемым настоящим разделом, надлежит руководствоваться указаниями раздела 2 для катамаранов из стали или раздела 3 для катамаранов из легких сплавов.
4.1.10 Размеры связей корпуса катамарана могут быть выбраны на основании расчетов прочности, произведенных другими обоснованными методами, при одновременном представлении Речному Регистру расчета, выполненного в соответствии с требованиями настоящего раздела.
4.1.11 Прочностные показатели корпуса должны быть подтверждены испытаниями головного судна, проведенными по программе, согласованной с Речным Регистром.
В программе испытаний должны быть предусмотрены инструментальные измерения как ветроволновых условий, так и соответствующих им нагрузок и напряжений, а также возможность разделения последних на статически переменные и ударные составляющие.
Для оценки прочности элементов корпуса датчики следует устанавливать в сечениях, где по расчету ожидаются максимальные напряжения и деформации. Количество датчиков должно быть таким, чтобы получить эпюру распределения напряжений по сечению.
При испытаниях должно быть оценено напряженное состояние элементов соединительных конструкций, обеспечивающих поперечную прочность, в том числе поперечных переборок надстроек или рубок с прилегающими участками настилов. Датчики следует устанавливать около внутренних бортов и в диаметральной плоскости судна для оценки симметричных и несимметричных деформаций поперечных связей.
Должна быть обеспечена синхронная запись показаний датчиков.
4.1.12 Конструкция и размеры связей корпуса катамаранов должны удовлетворять требованиям 4.4.
Размеры связей корпуса судов длиной более 50 м необходимо также проверить расчетом в соответствии с требованиями 4.2 и 4.3.
4.2 Расчеты общей продольной прочности
4.2.1 Изгибающие моменты
и перерезывающие силы
на тихой воде следует вычислять путем интегрирования кривой нагрузки не менее чем по 21 равноотстоящей ординате.


4.2.2 Дополнительный волновой изгибающий момент в средней части судна,
,



для судов классов "М" и "О"

для судов классов "Р" и "Л"

Значения
не должны быть больше единицы.


ширине одного корпуса
, если длина судна
м для судов класса "М" и
м для судов остальных классов;



ширине судна В, если длина судна
м для судов класса "М" и
м для судов остальных классов;


промежуточные значения
между
и В находятся с помощью линейной интерполяции.



Таблица 4.2.2
Класс судна | Длина судна L, м | |||
20 | 60 | 100 | 140 | |
"М" | 0,0234 | 0,0172 | 0,0136 | 0,0116 |
"О" | 0,0207 | 0,0134 | 0,0099 | 0,0077 |
"Р" | 0,0168 | 0,0107 | 0,0078 | 0,0055 |
"Л" | 0,0123 | 0,0085 | 0,0061 | - |




