В - ширина по конструктивной ватерлинии на мидель-шпангоуте, м;
- ширина одного корпуса по конструктивной ватерлинии на мидель-шпангоуте, м;
Н - высота внешнего борта на мидель-шпангоуте, м;
- высота надводного борта на мидель-шпангоуте, м;
с - горизонтальный клиренс - наименьшее расстояние между внутренними бортами корпусов по конструктивной ватерлинии, м;
- вертикальный клиренс на i-м теоретическом шпангоуте - расстояние от расчетной ватерлинии до подшивки моста или нижней точки набора, измеренное в диаметральной плоскости судна, м.
4.1.3 Требования распространяются на суда, отношения главных размерений которых удовлетворяют условиям:
L/H < 25; (4.1.3-1)
; (4.1.3-2)
, (4.1.3-3)
где - вертикальный клиренс на миделе для судна в полном грузу.
4.1.4 Для постройки корпусов катамаранов необходимо применять сталь или алюминиевые сплавы, удовлетворяющие требованиям ч. V Правил и соответствующих стандартов.
4.1.5 В настоящем разделе рассматривается соединение корпусов катамарана между собой одним из следующих способов:
.1 прочной надстройкой или рубкой, длина которых не менее половины длины корпуса и у которых не менее чем 3 прочные поперечные переборки (в носовой, средней и кормовой частях надстройки или рубки);
.2 мостом, представляющим собой систему поперечных балок с односторонней или двусторонней зашивкой. Короткие надстройки в оконечностях с длиной не более 0,15L при расчете прочности следует рассматривать как часть моста.
4.1.6 В палубах корпусов катамарана, соединяемых с помощью моста, не допускаются вырезы шириной больше половины ширины одного корпуса и длиной больше половины длины трюма. Это требование не распространяется на вырезы, над которыми установлены надстройки или рубки с прочными стенками (переборками), если выполнены требования 4.4.3, а также 2.4.55 - 2.4.57.
Рекомендуется в машинном отделении в пределах длины главных двигателей устанавливать только рамные шпангоуты.
4.1.7 Приведенные в настоящем разделе указания по проверке прочности корпусов катамаранов применимы для судов с числом Фруда по длине, не превышающем 0,4.
4.1.8 В случае отступления от требований 4.1.5 - 4.1.7 настоящего раздела достаточную прочность судна и элементов его конструкции следует подтвердить специальными расчетами и исследованиями.
4.1.9 По всем вопросам, не затрагиваемым настоящим разделом, надлежит руководствоваться указаниями раздела 2 для катамаранов из стали или раздела 3 для катамаранов из легких сплавов.
4.1.10 Размеры связей корпуса катамарана могут быть выбраны на основании расчетов прочности, произведенных другими обоснованными методами, при одновременном представлении Речному Регистру расчета, выполненного в соответствии с требованиями настоящего раздела.
4.1.11 Прочностные показатели корпуса должны быть подтверждены испытаниями головного судна, проведенными по программе, согласованной с Речным Регистром.
В программе испытаний должны быть предусмотрены инструментальные измерения как ветроволновых условий, так и соответствующих им нагрузок и напряжений, а также возможность разделения последних на статически переменные и ударные составляющие.
Для оценки прочности элементов корпуса датчики следует устанавливать в сечениях, где по расчету ожидаются максимальные напряжения и деформации. Количество датчиков должно быть таким, чтобы получить эпюру распределения напряжений по сечению.
При испытаниях должно быть оценено напряженное состояние элементов соединительных конструкций, обеспечивающих поперечную прочность, в том числе поперечных переборок надстроек или рубок с прилегающими участками настилов. Датчики следует устанавливать около внутренних бортов и в диаметральной плоскости судна для оценки симметричных и несимметричных деформаций поперечных связей.
Должна быть обеспечена синхронная запись показаний датчиков.
4.1.12 Конструкция и размеры связей корпуса катамаранов должны удовлетворять требованиям 4.4.
Размеры связей корпуса судов длиной более 50 м необходимо также проверить расчетом в соответствии с требованиями 4.2 и 4.3.
4.2 Расчеты общей продольной прочности
4.2.1 Изгибающие моменты и перерезывающие силы на тихой воде следует вычислять путем интегрирования кривой нагрузки не менее чем по 21 равноотстоящей ординате.
4.2.2 Дополнительный волновой изгибающий момент в средней части судна, ,
, (4.2.2-1)
- коэффициент, который вычисляется по следующим формулам:
для судов классов "М" и "О"
; (4.2.2-2)
для судов классов "Р" и "Л"
. (4.2.2-3)
Значения не должны быть больше единицы.
- расчетная ширина, которую принимают равной:
ширине одного корпуса , если длина судна м для судов класса "М" и м для судов остальных классов;
ширине судна В, если длина судна м для судов класса "М" и м для судов остальных классов;
промежуточные значения между и В находятся с помощью линейной интерполяции.
- коэффициент, который определяется по табл. 4.2.2.
Таблица 4.2.2
Класс судна | Длина судна L, м | |||
20 | 60 | 100 | 140 | |
"М" | 0,0234 | 0,0172 | 0,0136 | 0,0116 |
"О" | 0,0207 | 0,0134 | 0,0099 | 0,0077 |
"Р" | 0,0168 | 0,0107 | 0,0078 | 0,0055 |
"Л" | 0,0123 | 0,0085 | 0,0061 | - |
- коэффициент, который принимается равным наибольшему из трех значений:
; (4.2.2-4)
; (4.2.2-5)
, (4.2.2-6)
- осадка носом при расчетной нагрузке судна, м;