для судов "О" - 1,3;
класса
то же "Р" - 0,8;
" "Л" - 0,4.
5.2.3 Расчетный изгибающий момент, , и перерезывающая сила, кН, должны вычисляться по формулам (см. рис. 5.1.1):
, (5.2.3-1)
, (5.2.3-2)
где , - изгибающий момент, , и перерезывающая сила, кН, в рассматриваемом поперечном сечении при ходе судна на крыльях на тихой воде;
, - коэффициенты, зависящие от положения рассматриваемого поперечного сечения по длине судна и определяемые по формулам:
; (5.2.3-3)
, (5.2.3-4)
где j - номер расчетного шпангоута:
для крайнего носового шпангоута j = 0, а для крайнего кормового j = 20;
n - расчетная дополнительная перегрузка (отношение дополнительного ускорения в сечении над носовым крыльевым устройством при ходе судна на крыльях в условиях расчетного волнения к ускорению свободного падения).
Значение n должно определяться по прототипу или по результатам модельных испытаний. В случае отсутствия таких данных допускается определять его по формуле
, (5.2.3-5)
где - приведенное водоизмещение судна, т:
, (5.2.3-6)
- отстояние центра тяжести судна от точки приложения силы поддержания на носовом крыле (точка О на рис. 5.2.3-1);
k - коэффициент, равный:
0,035 для h = 1,5 м;
0,030 для h = 1,3 м;
0,020 для h = 0,8 м;
0,010 для h = 0,4 м.
m - коэффициент, определяемый по графику рис. 5.2.3-2 в зависимости от расчетного угла килеватости днища , град, в сечении А - А (рис. 5.2.3-3);
- скорость хода судна на крыльях в условиях расчетного волнения, определяемая по формуле
, (5.2.3-7)
здесь - скорость судна на крыльях на тихой воде, км/ч.
Для промежуточных значений высот волн коэффициент k определяется с помощью линейной интерполяции.
Значения и k должны уточняться по данным испытаний модели или судна-прототипа.
Значения n в формулах (5.2.3-1) и (5.2.3-2) не должны приниматься меньше:
1,0 для h = 1,5 м;
0,9 для h = 1,3 м;
0,6 для h = 0,8 м;
0,3 для h = 0,4 м.
Выбор расчетной высоты волны при ходе судна на крыльях (в диапазоне высот для соответствующего класса судна) должен производиться на основании технического задания на проектирование. Эта высота волны является ограничительной для движения судна на крыльях и должна заноситься в Инструкцию по эксплуатации.
5.2.4 При вычислении изгибающих моментов и перерезывающих сил должны выполняться следующие указания:
.1 кривую нагрузки следует строить одним из общепринятых способов не менее чем по 21 равноотстоящей ординате;
.2 расчетные значения сил поддержания крыльев, кН, определяются по формулам:
для носового крыла
, (5.2.4.2-1)
для кормового крыла
; (5.2.4.2-2)
где - расстояние между точками приложения сил поддержания на носовом и кормовом крыльях, м;
.3 точки приложения сил поддержания крыльев и определяются в соответствии с рис. 5.2.3-1;
.4 силы поддержания крыльев и распределяются по расчетным шпациям в зависимости от протяженности вдоль судна стоек носового (кормового) крыла.
5.2.5 Проверка общей прочности судна по нормальным напряжениям должна производиться в сечениях (см. рис. 5.1.1), в которых можно ожидать наибольших нормальных напряжений: