где - расчетные напряжения в палубе надстройки, МПа;
- предел текучести материала продольных ребер днища, МПа.
Критические нормальные напряжения ребра определяются по графику рис. 3.3.7 в зависимости от отношения , где - эйлерово нормальное напряжение ребра, при вычислении которого ребро считается свободно опертым по концам.
5.2.15 Эйлеровы касательные напряжения пластин обшивки борта корпуса и стенки надстройки должны удовлетворять условию
, (5.2.15)
где - расчетные касательные напряжения пластин в сечении.
При определении пластины следует считать свободно опертыми по контуру.
5.3 Расчеты местной прочности
5.3.1 Значения местных нагрузок, задаваемые расчетным напором р, кПа, по длине судна, для проверки прочности пластин днищевой обшивки и продольных ребер днища должны приниматься равными (рис. 5.3.1-1):
- нагрузка на участке от нулевого расчетного шпангоута до сечения А-A (рис. 5.2.3-3),
; (5.3.1)
- на 10-м расчетном шпангоуте;
0,7 - на 20-м расчетном шпангоуте,
где - коэффициент, определяемый по графику рис. 5.3.1-2 в зависимости от отношения (здесь и - углы, измеряемые как показано на рис. 5.2.3-3, на 10-м расчетном шпангоуте и в сечении А-А).
Для сечений, расположенных по длине судна между сечением А, 10, 20 шпангоутами (см. рис. 5.3.1-1) значения расчетных напоров р определяют линейной интерполяцией.
Расчетные нагрузки по ширине днища должны приниматься равномерно распределенными.
Для судов, спроектированных на расчетную высоту волны h (при ходе судна на крыльях), значения коэффициента k равны:
0,035 при h = 1,5 м;
0,030 при h = 1,3 м ;
0,020 при h = 0,8 м;
0,015 при h = 0,4 м.
Для судов, спроектированных на промежуточные высоты волн, значения коэффициента k определяют линейной интерполяцией.
Значения , и m вычисляются в соответствии с указаниями 5.2.3.
5.3.2 Прочность флоров и днищевых перекрытий должна быть проверена на действие равномерно распределенной нагрузки, задаваемой напором, равным 0,5p, где р - напор для рассматриваемого флора или для среднего по длине перекрытия флора (при расчете перекрытия) согласно 5.3.1.
5.3.3. Расчетная нагрузка на обшивку и набор борта судна должна приниматься распределенной по высоте борта по трапеции и задаваться напором, равным от 3 кПа на уровне нижней кромки оконных вырезов до 0,5р на уровне скулы, где р - напор, определяемый в соответствии с 5.3.1 для обшивки и продольных ребер и в соответствии с 5.3.2 для шпангоутов и бортовых перекрытий.
5.3.4 Расчетная нагрузка должна задаваться напором:
для палуб и платформ, предназначенных для перевозки пассажиров и команды, а также для участков палуб надстроек, на которых пассажиры могут находиться при посадке, - 5 кПа;
для палуб в районе расположения кресел для пассажиров - 3,5 кПа;
для палуб надстроек - 3 кПа.
Эти нагрузки должны приниматься для участков палубы, ограниченных линией, для которой угол между касательной к обшивке и основной плоскостью составляет менее 30°.
5.3.5 Прочность бимсов и полубимсов палубы надстройки должна быть проверена на действие изгибающего момента, вычисленного по формуле, :
, (5.3.5-1)
где - коэффициент, определяемый по графику рис. 5.3.5;
B - ширина судна по палубе, м.
При определении изгибающего момента для бимсов значение d следует принимать равным, м:
при установке только бимсов
; (5.3.5-2)
при установке чередующихся бимсов и полубимсов
, (5.3.5-3)
где , - расстояния от рассматриваемого бимса до ближайших к нему бимсов или поперечных переборок, м.
При определении изгибающего момента для полубимсов значение d следует принимать равным
, (5.3.5-4)
где , - расстояния от рассматриваемого полубимса до ближайших к нему бимсов или поперечных переборок, м.
Допускается определять размеры бимсов и полубимсов, принимая нагрузку равномерно распределенной и равной 0,15d кН/м.
Момент инерции, , поперечного сечения бимсов и полубимсов с присоединенным пояском должен быть не менее
. (5.3.5-5)
5.3.6 Расчетный напор на лобовые стенки и окна надстройки должен приниматься равным: