в сечении I-I, где наибольший изгибающий момент;
в ослабленных сечениях II-II и III-III средней части судна;
в сечении IV-IV, расположенном в районе носового крыльевого устройства, при отсутствии в нос от крыльевого устройства сплошного участка стенки надстройки.
Если расчетный изгибающий момент в сечении I-I отличается от момента в сечении II-II или III-III менее чем на 10%, расчет общей прочности в сечении I-I можно не проводить.
5.2.6 При определении моментов сопротивления эквивалентного бруса в сечениях I-I, II-II и III-III должны учитываться связи корпуса и надстройки, а в сечении IV-IV- только связи корпуса.
Если надстройка клепаная, а корпус сварной, связи надстройки должны вводиться в эквивалентный брус с коэффициентом 0,9.
5.2.7 При наличии часто расположенных оконных вырезов в надстройке должны быть предусмотрены два крайних сплошных участка стенок надстройки длиной с (см. рис. 5.1.1), превышающей высоту окна не менее чем на 20%, или выполнены конструктивные мероприятия, исключающие участие надстройки в общем изгибе судна.
5.2.8 Сжатые пластины вводятся в состав эквивалентного бруса с редукционным коэффициентом
, (5.2.8-1) где
- критическое нормальное напряжение сжатой пластины, определяемое по графику рис. 3.3.7 в зависимости от отношения
, где
- эйлерово нормальное напряжение пластины, МПа, которое при продольной системе набора необходимо вычислять по формуле (3.3.7-1)
- критическое нормальное напряжение сжатой пластины, определяемое по графику рис. 3.3.7 в зависимости от отношения
, где
- эйлерово нормальное напряжение пластины, МПа, которое при продольной системе набора необходимо вычислять по формуле (3.3.7-1)
- допускаемое нормальное напряжение при общем изгибе судна. Редуцированию не подлежат части пластины, прилегающие к продольным балкам шириной (с каждой стороны балки), равной:
0,25a при
, (5.2.8-2)
, (5.2.8-2)20t при
, (5.2.8-3)
, (5.2.8-3) где а - расстояние между продольными балками;
t - толщина пластины.
5.2.9 Расчетные нормальные напряжения в крайних связях эквивалентного бруса должны вычисляться по формулам:
; (5.2.9-1)
; (5.2.9-2) где
,
- расчетные напряжения в верхней и нижней связях эквивалентного бруса (надстройки), МПа;
,
- расчетные напряжения в верхней и нижней связях эквивалентного бруса (надстройки), МПа;
,
- коэффициенты равные: для сечений, проходящих через сплошные участки стенок надстройки (вне оконных вырезов), а также для сечения IV-IV (см. рис. 5.1.1) - 1,0;
для сечений в районе оконных вырезов - 0,85 и 1,40 соответственно;
- расчетный изгибающий момент в рассматриваемом поперечном сечении (см. 5.2.3);
,
- моменты сопротивления для верхней и нижней связей эквивалентного бруса (см. 5.2.6); При клепаной надстройке и сварном корпусе коэффициент
следует уменьшить на 10%.
следует уменьшить на 10%. 5.2.10 Проверка общей прочности судна по касательным напряжениям должна производиться в сечениях, в которых можно ожидать наибольших касательных напряжений:
в сечениях V-V и VI-VI (см. рис. 5.1.1), где действует наибольшая перерезывающая сила;
в ослабленных сечениях;
в сечениях по крайним сплошным участкам стенок надстроек.
5.2.11 Расчетные касательные напряжения должны определяться по формуле, МПа:
, (5.2.11) где
- расчетная перерезывающая сила в поперечном сечении, кН;
- расчетная перерезывающая сила в поперечном сечении, кН; I - момент инерции сечения эквивалентного бруса,
;
; S - статический момент части сечения эквивалентного бруса, лежащей выше или ниже нейтральной оси, взятый относительно этой оси,
;
;
- сумма толщин обшивки бортов корпуса или стенок надстройки на уровне нейтральной оси эквивалентного бруса, см. 5.2.12 В сечениях, ослабленных оконными или дверными вырезами, расчетные касательные напряжения
должны определяться по формуле (5.2.11) без учета части надстройки выше выреза.
должны определяться по формуле (5.2.11) без учета части надстройки выше выреза. 5.2.13 В сечениях по крайним сплошным участкам стенок надстройки расчетные касательные напряжения
, МПа, принимаются равными большим из вычисленных в соответствии с указаниями 5.2.11 и по формуле
, МПа, принимаются равными большим из вычисленных в соответствии с указаниями 5.2.11 и по формуле
, (5.2.13) где
- расчетные напряжения в палубе надстройки в сечении II - II (см. рис. 5.1.1), МПа;
- расчетные напряжения в палубе надстройки в сечении II - II (см. рис. 5.1.1), МПа; f - площадь поперечного сечения продольных связей надстройки выше оконных вырезов в сечении II-II с учетом редуцирования,
;
; k - коэффициент, равный:
для крайнего сплошного участка стенок надстройки, расположенного в районе крыльевого устройства, - 3,0;
для крайнего сплошного участка стенок надстройки, расположенного в средней части судна, - 1,5;
t, с - соответственно толщина и длина рассматриваемого крайнего сплошного участка стенки надстройки, см.
5.2.14 Критические нормальные напряжения должны удовлетворять условиям:
для продольных ребер палубы надстройки
; (5.2.14-1) для продольных ребер днища
, (5.2.14-2)