в сечении I-I, где наибольший изгибающий момент;
в ослабленных сечениях II-II и III-III средней части судна;
в сечении IV-IV, расположенном в районе носового крыльевого устройства, при отсутствии в нос от крыльевого устройства сплошного участка стенки надстройки.
Если расчетный изгибающий момент в сечении I-I отличается от момента в сечении II-II или III-III менее чем на 10%, расчет общей прочности в сечении I-I можно не проводить.
5.2.6 При определении моментов сопротивления эквивалентного бруса в сечениях I-I, II-II и III-III должны учитываться связи корпуса и надстройки, а в сечении IV-IV- только связи корпуса.
Если надстройка клепаная, а корпус сварной, связи надстройки должны вводиться в эквивалентный брус с коэффициентом 0,9.
5.2.7 При наличии часто расположенных оконных вырезов в надстройке должны быть предусмотрены два крайних сплошных участка стенок надстройки длиной с (см. рис. 5.1.1), превышающей высоту окна не менее чем на 20%, или выполнены конструктивные мероприятия, исключающие участие надстройки в общем изгибе судна.
5.2.8 Сжатые пластины вводятся в состав эквивалентного бруса с редукционным коэффициентом

где
- критическое нормальное напряжение сжатой пластины, определяемое по графику рис. 3.3.7 в зависимости от отношения
, где
- эйлерово нормальное напряжение пластины, МПа, которое при продольной системе набора необходимо вычислять по формуле (3.3.7-1)




Редуцированию не подлежат части пластины, прилегающие к продольным балкам шириной (с каждой стороны балки), равной:
0,25a при
, (5.2.8-2)

20t при
, (5.2.8-3)

где а - расстояние между продольными балками;
t - толщина пластины.
5.2.9 Расчетные нормальные напряжения в крайних связях эквивалентного бруса должны вычисляться по формулам:


где
,
- расчетные напряжения в верхней и нижней связях эквивалентного бруса (надстройки), МПа;




для сечений, проходящих через сплошные участки стенок надстройки (вне оконных вырезов), а также для сечения IV-IV (см. рис. 5.1.1) - 1,0;
для сечений в районе оконных вырезов - 0,85 и 1,40 соответственно;



При клепаной надстройке и сварном корпусе коэффициент
следует уменьшить на 10%.

5.2.10 Проверка общей прочности судна по касательным напряжениям должна производиться в сечениях, в которых можно ожидать наибольших касательных напряжений:
в сечениях V-V и VI-VI (см. рис. 5.1.1), где действует наибольшая перерезывающая сила;
в ослабленных сечениях;
в сечениях по крайним сплошным участкам стенок надстроек.
5.2.11 Расчетные касательные напряжения должны определяться по формуле, МПа:

где
- расчетная перерезывающая сила в поперечном сечении, кН;

I - момент инерции сечения эквивалентного бруса,
;

S - статический момент части сечения эквивалентного бруса, лежащей выше или ниже нейтральной оси, взятый относительно этой оси,
;


5.2.12 В сечениях, ослабленных оконными или дверными вырезами, расчетные касательные напряжения
должны определяться по формуле (5.2.11) без учета части надстройки выше выреза.

5.2.13 В сечениях по крайним сплошным участкам стенок надстройки расчетные касательные напряжения
, МПа, принимаются равными большим из вычисленных в соответствии с указаниями 5.2.11 и по формуле


где
- расчетные напряжения в палубе надстройки в сечении II - II (см. рис. 5.1.1), МПа;

f - площадь поперечного сечения продольных связей надстройки выше оконных вырезов в сечении II-II с учетом редуцирования,
;

k - коэффициент, равный:
для крайнего сплошного участка стенок надстройки, расположенного в районе крыльевого устройства, - 3,0;
для крайнего сплошного участка стенок надстройки, расположенного в средней части судна, - 1,5;
t, с - соответственно толщина и длина рассматриваемого крайнего сплошного участка стенки надстройки, см.
5.2.14 Критические нормальные напряжения должны удовлетворять условиям:
для продольных ребер палубы надстройки

для продольных ребер днища
