Распоряжение Минтранса РФ от 11 ноября 2002 г. N НС-137-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания и Правил предотвращения загрязнения с судов" стр. 48

в сечении I-I, где наибольший изгибающий момент;
в ослабленных сечениях II-II и III-III средней части судна;
в сечении IV-IV, расположенном в районе носового крыльевого устройства, при отсутствии в нос от крыльевого устройства сплошного участка стенки надстройки.
Если расчетный изгибающий момент в сечении I-I отличается от момента в сечении II-II или III-III менее чем на 10%, расчет общей прочности в сечении I-I можно не проводить.
5.2.6 При определении моментов сопротивления эквивалентного бруса в сечениях I-I, II-II и III-III должны учитываться связи корпуса и надстройки, а в сечении IV-IV- только связи корпуса.
Если надстройка клепаная, а корпус сварной, связи надстройки должны вводиться в эквивалентный брус с коэффициентом 0,9.
5.2.7 При наличии часто расположенных оконных вырезов в надстройке должны быть предусмотрены два крайних сплошных участка стенок надстройки длиной с (см. рис. 5.1.1), превышающей высоту окна не менее чем на 20%, или выполнены конструктивные мероприятия, исключающие участие надстройки в общем изгибе судна.
5.2.8 Сжатые пластины вводятся в состав эквивалентного бруса с редукционным коэффициентом
, (5.2.8-1)
где - критическое нормальное напряжение сжатой пластины, определяемое по графику рис. 3.3.7 в зависимости от отношения , где - эйлерово нормальное напряжение пластины, МПа, которое при продольной системе набора необходимо вычислять по формуле (3.3.7-1)
- допускаемое нормальное напряжение при общем изгибе судна.
Редуцированию не подлежат части пластины, прилегающие к продольным балкам шириной (с каждой стороны балки), равной:
0,25a при , (5.2.8-2)
20t при , (5.2.8-3)
где а - расстояние между продольными балками;
t - толщина пластины.
5.2.9 Расчетные нормальные напряжения в крайних связях эквивалентного бруса должны вычисляться по формулам:
; (5.2.9-1)
; (5.2.9-2)
где , - расчетные напряжения в верхней и нижней связях эквивалентного бруса (надстройки), МПа;
, - коэффициенты равные:
для сечений, проходящих через сплошные участки стенок надстройки (вне оконных вырезов), а также для сечения IV-IV (см. рис. 5.1.1) - 1,0;
для сечений в районе оконных вырезов - 0,85 и 1,40 соответственно;
- расчетный изгибающий момент в рассматриваемом поперечном сечении (см. 5.2.3);
, - моменты сопротивления для верхней и нижней связей эквивалентного бруса (см. 5.2.6);
При клепаной надстройке и сварном корпусе коэффициент следует уменьшить на 10%.
5.2.10 Проверка общей прочности судна по касательным напряжениям должна производиться в сечениях, в которых можно ожидать наибольших касательных напряжений:
в сечениях V-V и VI-VI (см. рис. 5.1.1), где действует наибольшая перерезывающая сила;
в ослабленных сечениях;
в сечениях по крайним сплошным участкам стенок надстроек.
5.2.11 Расчетные касательные напряжения должны определяться по формуле, МПа:
, (5.2.11)
где - расчетная перерезывающая сила в поперечном сечении, кН;
I - момент инерции сечения эквивалентного бруса, ;
S - статический момент части сечения эквивалентного бруса, лежащей выше или ниже нейтральной оси, взятый относительно этой оси, ;
- сумма толщин обшивки бортов корпуса или стенок надстройки на уровне нейтральной оси эквивалентного бруса, см.
5.2.12 В сечениях, ослабленных оконными или дверными вырезами, расчетные касательные напряжения должны определяться по формуле (5.2.11) без учета части надстройки выше выреза.
5.2.13 В сечениях по крайним сплошным участкам стенок надстройки расчетные касательные напряжения , МПа, принимаются равными большим из вычисленных в соответствии с указаниями 5.2.11 и по формуле
, (5.2.13)
где - расчетные напряжения в палубе надстройки в сечении II - II (см. рис. 5.1.1), МПа;
f - площадь поперечного сечения продольных связей надстройки выше оконных вырезов в сечении II-II с учетом редуцирования, ;
k - коэффициент, равный:
для крайнего сплошного участка стенок надстройки, расположенного в районе крыльевого устройства, - 3,0;
для крайнего сплошного участка стенок надстройки, расположенного в средней части судна, - 1,5;
t, с - соответственно толщина и длина рассматриваемого крайнего сплошного участка стенки надстройки, см.
5.2.14 Критические нормальные напряжения должны удовлетворять условиям:
для продольных ребер палубы надстройки
; (5.2.14-1)
для продольных ребер днища
, (5.2.14-2)