


здесь
- установочный угол дополнительного крыла или закрылка;



k - коэффициент, определяемый в соответствии с указаниями 5.4.1;


В случае отсутствия экспериментальных данных допускается принимать:

и

5.5 Нормы допускаемых напряжений и минимальные толщины
5.5.1 Допускаемые нормальные напряжения
, при расчетах общей и местной прочности должны приниматься равными меньшим из значений, указанных в табл. 5.5.1 (в долях предела текучести
или временного сопротивления материала
).



Таблица 5.5.1
Наименования конструкций | Характеристика расчетных напряжений от нагрузок | Нормируемые значения допускаемых нормальных напряжений |
Связи корпуса и надстройки | Напряжения от общего изгиба | ![]() ![]() |
Напряжения от местных нагрузок и напряжения при доковании: | ||
в наборе | ![]() ![]() | |
в обшивке | ![]() ![]() | |
Крылья и закрылки | Напряжения от расчетных нагрузок | ![]() ![]() |
Стойки крыльевых устройств | Напряжения от расчетных нагрузок | ![]() ![]() |
Детали подъемного устройства и подкрепления под них | Местные напряжения при подъеме краном | ![]() |
5.5.2 Допускаемые касательные напряжения
должны приниматься равными 0,57 соответствующих допускаемых нормальных напряжений:


5.5.3 Значение критического нормального напряжения элемента конструкции (пиллерса, раскоса и т.п.) должно быть не менее значения удвоенного нормального напряжения от расчетных нагрузок.
5.5.4 Толщины листов наружной обшивки, настила палуб и обшивки переборок независимо от марки материала не должны быть менее указанных в табл. 5.5.4.
Таблица 5.5.4
Наименование связи | Минимальная толщина листов связей корпуса для судна класса, мм | ||
"О" | "Р" | "Л" | |
Обшивка днища | 3,0 | 2,5 | 2,0 |
Обшивка борта | 2,5 | 2,0 | 1,5 |
Настил палуб и платформ корпуса, листы переборок | 2,0 | 2,0 | 1,5 |
Обшивка надстройки | 1,5 | 1,0 | 0,8 |
5.6 Расчеты и нормы вибрации
5.6.1 Проверка местной вибрации обязательна для отдельных судовых конструкций корпуса в районе кормовой оконечности и машинного отделения, а также для кормового крыльевого устройства и кронштейнов гребных валов.
5.6.2 Для предотвращения резонанса частоты свободных колебаний отдельных конструкций должны превышать частоты возмущающих сил при основных эксплуатационных режимах (ход судна на крыльях и в водоизмещающем состоянии):
.1 для кормового крыльевого устройства*(4) и кронштейнов гребных валов - частоту вращения гребного винта не менее чем на 30%;
.2 для пластин пустотелых крыльев - частоту вращения гребного винта и частоту вращения гребного винта, умноженную на число его лопастей*(4), не менее чем на 50%;
.3 для пластин и ребер жесткости днища корпуса в кормовой оконечности - частоту вращения гребного винта и частоту вращения гребного винта, умноженную на число его лопастей*(5), не менее чем на 50 и 30% соответственно;
.4 для пластин и для набора корпуса в районе машинного отделения - частоту вращения коленчатого вала и удвоенную частоту вращения коленчатого вала главных и вспомогательных двигателей, не менее чем на 50 и 30% соответственно.
5.6.3 Уменьшение разности частот по сравнению с регламентируемой 5.6.2 может быть разрешено при условии представления обоснованных данных, показывающих, что амплитуды и напряжения при вибрации не будут превышать допускаемых (см. 5.6.4 и 5.6.5).
5.6.4 Допускаемые амплитуды вибрации в центре пластин корпуса и надстройки не должны превышать значений, определяемых по формуле, мм:

где k - коэффициент, равный:
для пластин, приваренных по контуру сплошным двусторонним швом или приклепанных к набору, - 2,90;
для пластин, приваренных по контуру сплошным односторонним или прерывистым двусторонним швом, - 1,45;
а - короткая сторона пластины, см;
t - толщина пластины, см.
5.6.5 Вибрация набора считается допустимой, если наибольшие напряжения, замеренные или вычисленные по замеренным амплитудам, не превосходят 20 МПа.
5.6.6 В местах установки фундаментов двигателей, креплений крыльевых устройств к корпусу и в районе действия пульсирующих давлений от винтов приварка пластин по опорному контуру должна выполняться сплошным двусторонним швом
6 Конструкция корпуса судов на воздушной подушке
6.1 Общие требования
Область распространения
6.1.1 Требования настоящего раздела распространяются на пассажирские, разъездные и грузовые суда на воздушной подушке (СВП) скегового и амфибийного типов, способные двигаться в режимах парения и плавания в условиях водных бассейнов разрядов "О", "Р" и "Л" и удовлетворяющие условиям:


где Е - модуль нормальной упругости, кПа;
I - момент инерции поперечного сечения, вычисленный в предположении полного участия прочной надстройки в общем изгибе,
(для СВП без прочной надстройки - момент инерции поперечного сечения корпуса);

g - ускорение свободного падения,
.

Остальные обозначения см. 6.1.10.
Для скеговых СВП требования настоящего раздела распространяются на суда, отношения главных размерений которых удовлетворяют условиям:
L/H<20; (6.1.1-3)