Распоряжение Минтранса РФ от 11 ноября 2002 г. N НС-137-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания и Правил предотвращения загрязнения с судов" стр. 51

- коэффициент подъемной силы при угле атаки , соответствующем выходу на дополнительное носовое крыло;
; (5.4.3-2)
здесь - установочный угол дополнительного крыла или закрылка;
- угол дифферента при выходе на дополнительное носовое крыло на тихой воде;
- угол нулевой подъемной силы профиля дополнительного крыла или закрылка;
k - коэффициент, определяемый в соответствии с указаниями 5.4.1;
- площадь дополнительного носового крыла или закрылка, .
В случае отсутствия экспериментальных данных допускается принимать:
(5.4.3-3)
и
. (5.4.3-4)

5.5 Нормы допускаемых напряжений и минимальные толщины

5.5.1 Допускаемые нормальные напряжения , при расчетах общей и местной прочности должны приниматься равными меньшим из значений, указанных в табл. 5.5.1 (в долях предела текучести или временного сопротивления материала ).
Таблица 5.5.1
Наименования конструкций
Характеристика расчетных напряжений от нагрузок
Нормируемые значения допускаемых нормальных напряжений
Связи корпуса и надстройкиНапряжения от общего изгиба
или
Напряжения от местных нагрузок и напряжения при доковании:
в наборе
или
в обшивке
или
Крылья и закрылкиНапряжения от расчетных нагрузок
или
Стойки крыльевых устройствНапряжения от расчетных нагрузок
или
Детали подъемного устройства и подкрепления под нихМестные напряжения при подъеме краном
5.5.2 Допускаемые касательные напряжения должны приниматься равными 0,57 соответствующих допускаемых нормальных напряжений:
. (5.5.2)
5.5.3 Значение критического нормального напряжения элемента конструкции (пиллерса, раскоса и т.п.) должно быть не менее значения удвоенного нормального напряжения от расчетных нагрузок.
5.5.4 Толщины листов наружной обшивки, настила палуб и обшивки переборок независимо от марки материала не должны быть менее указанных в табл. 5.5.4.
Таблица 5.5.4
Наименование связи
Минимальная толщина листов связей корпуса для судна класса, мм
"О"
"Р"
"Л"
Обшивка днища
3,0
2,5
2,0
Обшивка борта
2,5
2,0
1,5
Настил палуб и платформ корпуса, листы переборок
2,0
2,0
1,5
Обшивка надстройки
1,5
1,0
0,8

5.6 Расчеты и нормы вибрации

5.6.1 Проверка местной вибрации обязательна для отдельных судовых конструкций корпуса в районе кормовой оконечности и машинного отделения, а также для кормового крыльевого устройства и кронштейнов гребных валов.
5.6.2 Для предотвращения резонанса частоты свободных колебаний отдельных конструкций должны превышать частоты возмущающих сил при основных эксплуатационных режимах (ход судна на крыльях и в водоизмещающем состоянии):
.1 для кормового крыльевого устройства*(4) и кронштейнов гребных валов - частоту вращения гребного винта не менее чем на 30%;
.2 для пластин пустотелых крыльев - частоту вращения гребного винта и частоту вращения гребного винта, умноженную на число его лопастей*(4), не менее чем на 50%;
.3 для пластин и ребер жесткости днища корпуса в кормовой оконечности - частоту вращения гребного винта и частоту вращения гребного винта, умноженную на число его лопастей*(5), не менее чем на 50 и 30% соответственно;
.4 для пластин и для набора корпуса в районе машинного отделения - частоту вращения коленчатого вала и удвоенную частоту вращения коленчатого вала главных и вспомогательных двигателей, не менее чем на 50 и 30% соответственно.
5.6.3 Уменьшение разности частот по сравнению с регламентируемой 5.6.2 может быть разрешено при условии представления обоснованных данных, показывающих, что амплитуды и напряжения при вибрации не будут превышать допускаемых (см. 5.6.4 и 5.6.5).

5.6.4 Допускаемые амплитуды вибрации в центре пластин корпуса и надстройки не должны превышать значений, определяемых по формуле, мм:
, (5.6.4)
где k - коэффициент, равный:
для пластин, приваренных по контуру сплошным двусторонним швом или приклепанных к набору, - 2,90;
для пластин, приваренных по контуру сплошным односторонним или прерывистым двусторонним швом, - 1,45;
а - короткая сторона пластины, см;
t - толщина пластины, см.
5.6.5 Вибрация набора считается допустимой, если наибольшие напряжения, замеренные или вычисленные по замеренным амплитудам, не превосходят 20 МПа.
5.6.6 В местах установки фундаментов двигателей, креплений крыльевых устройств к корпусу и в районе действия пульсирующих давлений от винтов приварка пластин по опорному контуру должна выполняться сплошным двусторонним швом

6 Конструкция корпуса судов на воздушной подушке

6.1 Общие требования

Область распространения

6.1.1 Требования настоящего раздела распространяются на пассажирские, разъездные и грузовые суда на воздушной подушке (СВП) скегового и амфибийного типов, способные двигаться в режимах парения и плавания в условиях водных бассейнов разрядов "О", "Р" и "Л" и удовлетворяющие условиям:
; (6.1.1-1)
, (6.1.1-2)
где Е - модуль нормальной упругости, кПа;
I - момент инерции поперечного сечения, вычисленный в предположении полного участия прочной надстройки в общем изгибе, (для СВП без прочной надстройки - момент инерции поперечного сечения корпуса);
g - ускорение свободного падения, .
Остальные обозначения см. 6.1.10.
Для скеговых СВП требования настоящего раздела распространяются на суда, отношения главных размерений которых удовлетворяют условиям:
L/H<20; (6.1.1-3)