2.2.40 При общем изгибе корпуса судна должны быть определены напряжения в его связях:
нормальные, МПа,

касательные на уровне характерных горизонтальных сечений по высоте эквивалентного бруса, МПа,

где
- наибольший расчетный изгибающий момент в поперечном сечении,
;


I - момент инерции поперечного сечения эквивалентного бруса,
;



S - статический момент относительно нейтральной оси части поперечного сечения эквивалентного бруса, лежащей по одну сторону горизонтального сечения, для которого определяются касательные напряжения,
;


Расчеты местной прочности
2.2.41 При расчетах местной прочности необходимо исходить из следующих положений:
.1 связи рамного набора - флоры, рамные бортовые шпангоуты и бимсы - должны рассматриваться как жесткие опоры для продольных днищевых, бортовых и палубных балок (ребер жесткости); кильсоны, бортовые стрингеры и карлингсы - соответственно для холостых днищевых и бортовых шпангоутов и бимсов; рамные стойки и шельфы переборок - соответственно для холостых горизонтальных и вертикальных ребер жесткости;
.2 переменность характеристик жесткости сечения рамных связей, обусловленную наличием книц, при раскрытии статической неопределимости системы учитывать не следует;
.3 пролеты стержней, составляющих шпангоутную раму, необходимо принимать по габаритным размерам (высоте борта и ширине корпуса судна, расстоянию между продольными переборками и т.п.);
.4 при определении напряжений в опорных сечениях балок набора наличие книц необходимо учитывать при расчете момента сопротивления поперечного сечения балки включением в него сечения кницы и при расчете изгибающего момента, действующего у кромки книц;
.5 при переменной высоте балок (флоров, бортовых рамных шпангоутов, рамных стоек переборок и т.д.) допускается использование в расчетах характеристик поперечного сечения в середине пролета балки;
.6 касательные напряжения в стенках рамного набора в районе выреза определяются путем деления перерезывающей силы на площадь поперечного сечения стенки, из которой исключена площадь поперечного сечения выреза.
2.2.42 При расчетах рамных шпангоутов необходимо исходить из следующих положений:
.1 прогиб бимсов и радиус закругления скулы не должны учитываться, стержни, составляющие раму, должны считаться прямолинейными, а длина их принимается в соответствии с указаниями 2.2.41.3;
.2 пиллерсы следует рассматривать как стержни сложной рамы с подвижными узлами, учитывая при расчете их жесткость при изгибе; при этом влияние книц на жесткость пиллерса может не приниматься в расчет. Допускается пренебрегать конечной жесткостью пиллерса при изгибе, считая, что он создает только продольные силы, уравнивая прогибы соединяемых балок;
.3 если продольные балки разгружают рамные шпангоуты (о чем можно судить по предварительному расчету перекрытия), разгружающее действие их следует учитывать в виде сосредоточенных реакций. Рамы без пиллерсов при отсутствии палубной нагрузки допускается рассчитывать как открытые, бортовые ветви которых в палубном узле свободно оперты на жесткие опоры;
.4 многоярусные рамы при отсутствии нагрузки на палубах допускается рассчитывать как одноярусные;
.5 бракетные флоры в каждом пролете между кильсонами допускается рассчитывать как балки, нагруженные снизу давлением воды, а сверху - груза. Верхние и нижние балки бракетных флоров, соединенные вертикальной стойкой в пролете, разрешается рассчитывать в предположении равенства прогибов балок в точках их соединения со стойкой.
2.2.43 При расчете прочности перекрытий коэффициент опорной пары балок главного направления определяется из расчета шпангоутной рамы.
Если расчет рамы не производится, то коэффициенты заделки флоров у скулы и бимсов у бортов следует определять по формуле

где
- коэффициент, значения которого принимают по табл. 2.2.43 в зависимости от количества продольных переборок, варианта нагрузки и отношения


l - пролет бортового шпангоута, м;

I - момент инерции поперечного сечения бимса или флора,
;

i - момент инерции поперечного сечения бортового шпангоута,
.

Таблица 2.2.43
Количество продольных переборок | Отношение ![]() | Значения ![]() | |
в грузу | порожнем | ||
Отсутствуют | - | 0,50 | 0,65 |
Одна | 1 | ![]() | 1,35 |
![]() | |||
Две и более | 1 | ![]() | 1,10 |
![]() |
2.2.44 Коэффициенты
заделки флоров и бимсов в зависимости от наличия на судне продольных переборок или ферм определяются следующим образом:

при расстояниях между соседними продольными переборками (фермами) или между продольной переборкой (фермой) и бортом, отличающихся друг от друга меньше чем на 20%,
;

то же, отличающихся друг от друга больше чем на 20%:
для меньших пролетов балок
;

для больших пролетов балок
.

2.2.45 Коэффициенты
заделки перекрестных связей в перекрытиях определяются следующим образом:

при длинах смежных отсеков, отличающихся друг от друга меньше чем на 20%, следует принимать
;

при длинах смежных отсеков, отличающихся друг от друга больше чем на 20%, коэффициент
рассчитывается по формуле:


где q'- среднее арифметическое значение нагрузок смежных отсеков, кПа;
q - нагрузка на рассчитываемое перекрытие, кПа;


2.2.46 Кильсоны и карлингсы, флоры и бимсы, соединенные на каждом рамном шпангоуте пиллерсами, можно рассчитывать как перекрытие, принимая их за одну балку суммарной жесткости и разнося реакции в узлах пропорционально жесткостям кильсонов и карлингсов.