2.2.28 В зависимости от конструктивных особенностей судна должны быть учтены и другие сочетания местных нагрузок, которые вызывают наибольшие местные напряжения.
2.2.29 При перевозке автомобилей и другой колесной техники с пневматическими шинами, а также при использовании автопогрузчиков давление колеса следует считать равномерно распределенным по его отпечатку и равным давлению в шине. Отпечаток одного колеса автомобиля следует считать прямоугольником со сторонами и (сторона ориентирована по ширине колеса). Размеры сторон принимаются равными, см:
для диагональной шины
, (2.2.29-1)
, (2.2.29-2)
для радиальной шины (маркировка содержит знак "Р", "R" или "Radial")
, (2.2.29-3)
, (2.2.29-4)
где - давление в шине, МПа;
Q - нагрузка на шину, кН;
В - ширина шины, см;
D - диаметр шины, см;
- коэффициент динамичности, равный =1 для вилочного погрузчика и =1,1 для автомобилей.
Если на стадии проектирования неизвестно, какие шины будут использоваться на колесной технике, то следует принимать значения и для колеса, имеющего меньшую площадь отпечатка.
Для вилочного погрузчика принимается, что вся нагрузка (вес погрузчика с перевозимым грузом) передается только передней осью.
Расчеты общей прочности
2.2.30 Определение напряжения от общего изгиба следует проводить для двух случаев: прогиба - при сжатой палубе и перегиба - при сжатом днище.
Расчет следует выполнять для тех сечений корпуса, в которых можно ожидать наибольшие суммарные напряжения, например, в наиболее слабом сечении средней части судна, в местах окончания основных продольных связей, в сечениях у границ перехода одной системы набора в другую или в случае изменения материала корпуса.
2.2.31 В эквивалентный брус включаются все продольные связи корпуса, находящиеся в рассматриваемом сечении и идущие непрерывно на протяжении большем, чем удвоенная высота борта, при условии, что соединение этих связей с корпусом обеспечивает участие их в общем изгибе (см. также 2.4.43).
2.2.32 Если ширина выреза (рис. 2.2.32) в палубе меньше 0,05 ширины непрерывного участка палубы в данном месте, то такой вырез при вычислении момента сопротивления поперечного сечения корпуса судна не учитывается. Если ширина выреза равна или больше 0,05 ширины непрерывного участка палубы в данном месте, то в эквивалентный брус включаются только связи, находящиеся вне выреза по ширине палубы. При этом за пределами выреза по длине палубы часть связей в эквивалентный брус не включается.
2.2.33 Прерывистые связи в районе их окончания следует включать в эквивалентный брус в соответствии с рис. 2.2.32 и 2.2.33 (заштрихованные участки в эквивалентный брус не включаются).
2.2.34 Одноярусные надстройки (рубки) или надстройки первого яруса, опирающиеся не менее чем на 3 поперечные переборки, следует включать в эквивалентный брус в соответствии с рис. 2.2.33.
На концевых участках продольных стенок надстроек (рубок) не должно быть часто расположенных оконных и других вырезов, ширина которых больше расстояния между вырезами.
2.2.35 В эквивалентный брус не включаются ограждения грузовых палуб судов-площадок и привальные брусья всех судов.
Специальные меры по исключению привальных брусьев или ограждений судов-площадок из участия в общем изгибе судна не должны вызывать повышенной концентрации напряжений.
2.2.36 Элементы эквивалентного бруса и нормальные напряжения в нем следует рассчитывать методом последовательных приближений с редуцированием гибких связей - пластин обшивки, внутреннего дна, платформ, палуб, бортов и продольных переборок.
За окончательное приближение следует принимать такое, при котором разность нормальных напряжений от общего изгиба судна в конечном и предыдущем приближениях не превышает 5% для каждой из крайних кромок эквивалентного бруса.
2.2.37 Редуцированию не подлежат:
.1 части пластин, прилегающие к продольным связям, шириной, равной 0,25 короткой стороны опорного контура с каждой стороны связи (рис. 2.2.37-1 и 2.2.37-2), но не превышающей 25 толщин пластины;
.2 скуловой лист на протяжении скулового закругления;
.3 пластины растянутой зоны эквивалентного бруса при продольной системе набора.
2.2.38 При продольной системе набора редукционные коэффициенты сжатых пластин определяются по формуле
, (2.2.38)
где - абсолютное значение сжимающего напряжения в жестких связях, МПа, на уровне центра тяжести пластины, полученного при расчете эквивалентного бруса в соответствующем приближении;
- критическое напряжение сжатой пластины, вычисляемое согласно 2.2.72.
Редукционный коэффициент не должен быть более 1.
2.2.39 При поперечной системе набора редукционные коэффициенты пластин назначаются по табл. 2.2.39. Их можно определять в соответствии с положениями строительной механики корабля. При этом поперечная местная нагрузка на пластину назначается по указаниям 2.2.19 - 2.2.28, а расчетная стрелка погиби, см, должна быть принята не менее вычисленной по формуле
, (2.2.39-1)
где а - длина меньшей стороны пластины, см;
t - толщина пластины, см.
Таблица 2.2.39
Вид деформации | Редукционные коэффициенты при толщине пластин, мм | |||
4 | 6 | 8 | 12 | |
Растяжение | 0,07 | 0,18 | 0,33 | 0,56 |
Сжатие | 0,03 | 0,07 | 0,12 | 0,28 |
Для настилов грузовых палуб и двойного дна судов, предназначенных для загрузки-разгрузки грейферами, стрелку погиби , вычисленную по формуле (2.2.39-1), следует увеличить в два раза; начальную погибь следует считать косинусоидальной, а балку - полоску - жестко заделанной независимо от того, действует или не действует на настил поперечная нагрузка. Редукционный коэффициент при сжатии не должен быть больше значения, рассчитанного по формуле:
, (2.2.39-2)
где - см. 2.2.38;
b - длина большей стороны пластины, см.