3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Дальнейшее игнорирование процесса присоединения регионов к проводимой в Российской Федерации административной реформе, масштаб которой значительно шире проводимых в Москве мероприятий, может поставить город в невыгодные условия по отношению к субъектам РФ, утвердившим и реализующим свои региональные программы в сфере административной реформы.
Успешные модели, формы и методы организации деятельности органов власти таких субъектов могут быть приняты на федеральном уровне за основу и принудительно внедрены на территории Москвы без учета специфики сложившейся в городе системы государственного управления.
Попыток комплексного практического решения подобных задач на территории столицы до настоящего времени не предпринималось, в связи с чем. Комитетом государственных услуг города Москвы была разработана настоящая Концепция городской целевой программы по административной реформе в городе Москве на 2010-2011 гг. (далее - Программа), определяющей стратегию развития системы государственных полномочий городскими органами исполнительной власти и организациями на среднесрочную перспективу.
На сегодняшний день в сфере административных преобразований для города Москвы стоит основная стратегическая задача реформировать московский принцип "одного окна" таким образом, чтобы с одной стороны внедрить в него все обязательные механизмы и требования к качеству работы с населением и бизнесом, которые предписаны федеральной властью к реализации на территории субъектов Российской Федерации, и в то же время не растерять все то положительное, что на сегодняшний день достигнуто и успешно применяется в "одном окне".
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Государственный заказчик и координатор разработки Программы совместно с привлеченными соисполнителями разрабатывает проект среднесрочной городской целевой программы по административной реформе в городе Москве на 2010-2011 гг.
При разработке Программы государственный заказчик и координатор разработки Программы с привлечением различных соисполнителей должен провести анализ сложившейся в Москве ситуации, дополнительно изучить современный мировой опыт, разработать комплекс мероприятий по нормативно-правовому и организационному обеспечению реализации мероприятий Программы.
Детальные проработка экономического и социального эффекта от реализации Программы, организационно-правовых вариантов решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы, а также выбор оптимального решения должны быть определены на стадии разработки Программы.
Все основные разделы Программы и подразделы программных мероприятий могут быть использованы в качестве технических заданий (основы конкурсной документации).
5. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой Программы
5.1. Основные цели Программы
Существующие на сегодняшний день проблемы в сфере исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями во многом вызваны слабым развитием в городском законодательстве процедурных и процессуальных норм, регулирующих организацию исполнения (предоставления) государственных функций (услуг), а также бессистемностью и неупорядоченностью нормативных правовых актов городских органов власти и организаций, устанавливающих процедурные аспекты их деятельности.
Кроме того отсутствуют единые требования к разработке и применению ведомственных нормативных правовых актов регулирующих исполнение государственных функций (предоставления государственных услуг), не получили развития механизмы учета интересов заявителей (граждан и организаций) - потребителей государственных услуг.
Основной целью реализации Программы является формирование городской нормативной правовой базы, позволяющей обеспечить единообразие и прозрачность работы органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций с гражданами и бизнесом, эффективность расходования бюджетных средств при реализации городскими структурами своих властных полномочий, а также сохранение и развитие принципа "одного окна", адаптированного под требования федерального законодательства в сфере исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг).
5.2. Основные задачи Программы
До 2012 года в городе Москве необходимо решить следующие задачи административного реформирования в системе городского управления:
- обеспечить единство правового регулирования работы органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций в сфере реализации властных полномочий;
- создать нормативно-правовые и организационные условия для адаптации принципа "одного окна" под требования федерального законодательства в сфере исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг);
- повысить качество и доступность государственных услуг;
- обеспечить ориентирование деятельности органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций на потребности общества и конкретных потребителей государственных услуг;
- оптимизировать и модернизировать административно-управленческие процессы за счет внедрения стандартов государственных услуг, административных регламентов, а также процедур управления по результатам:
- внедрить механизмы досудебного (административного) обжалования;
- сократить административные барьеры:
- минимизировать количество административных процедур, совершаемых городскими структурами при реализации государственных функций, предоставлении услуг в отношении граждан и бизнеса;
- оптимизировать расходы потребителей (заявителей) государственных услуг;
- повысить эффективность и прозрачность работы органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций;
- сформировать систему мониторинга качества предоставления государственных услуг;
- оптимизировать структуру и аппарат государственных учреждений и унитарных предприятий, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы:
- повысить эффективность государственного управления на уровне муниципальных образований;
- минимизировать коррупционные составляющие в системе размещения государственного заказа города Москвы.
5.3. Система мероприятий Программы
Для решения поставленных в Программе задач предусмотрена реализация мероприятий по следующим блокам направлений:
Блок "Оптимизация полномочий органов государственной власти, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы":
- Разработка единых критериев отнесения юридически значимых действий органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы к выполняемым государственным функциям (оказываемым государственным услугам);
- Разработка технологии инвентаризации (сбора и анализа информации) государственных функций (государственных услуг) осуществляемых (предоставляемых) органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы;
- Инвентаризация (сбор и анализ информации) государственных функций (государственных услуг) осуществляемых (предоставляемых) органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы:
- Формирование перечня юридически значимых действий, совершаемых органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы и перечень предоставляемых услуг;
- Оптимизация структуры государственных функций / услуг, осуществляемых / предоставляемых органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы (перераспределение полномочий по осуществлению функций и предоставлению услуг, упразднение дублированных и ликвидация излишних функций и услуг, либо новое определение их содержания);
- Разработка методологии формирования городских Реестров государственных функций и государственных услуг;
- Формирование городских Реестров государственных функций и государственных услуг (с учетом категорий возмездности / безвозмездности).
Блок "Оптимизация системы реализации полномочий городскими государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями":
- Разработка правовых и методологических основ наделения полномочиями государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, подведомственных органам городского управления, в том числе:
разработка единого регламента наделения компетенцией (в том числе по предоставлению государственных услуг) вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы подведомственных государственных учреждений и государственных унитарных предприятий;
разработка типовых регламентов внутренней организации органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций, исходя из концепции полномочий (единства прав и обязанностей органа власти и исключительного характера его прав), структуры исполняемых функций (оказываемых услуг), ведомственной подчиненности и форм взаимоотношений с иными субъектами управления;
- Разработка порядка административного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций в ходе исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;
- Системный анализ комплекса полномочий, реализуемых органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями;
- Оптимизация сети государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, подведомственных органам городского управления;
- Определение перечня государственных услуг целесообразных для передачи на аутсорсинг;
- Совершенствование городских и ведомственных нормативных актов в части реализации органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями и предприятиями комплекса своих полномочий (в том числе с целью устранения неясности объемов полномочий отдельных городских структур, различий в терминологии и порядке определения объектов и субъектов государственных функций / услуг).