средние квадратические значения виброскорости v в м/с в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 16 Гц, 31,5 Гц и 63 Гц.
Весовые коэффициенты коррекции для вертикального и горизонтального направлений принимаются по ГОСТ 12.1.012 для случая общей вибрации.
6.1.3 Контролю вибрации от движения поездов в метрополитенах должно предшествовать определение влияния фоновой вибрации. Если сигнал, регистрируемый при прохождении поезда, не выделяется над уровнем фона, оценку вибрации от движения поездов в соответствии с настоящим сводом правил выполнить нельзя (см. 6.4.1.6).
6.1.4 Оценку вибрации проводят посредством сопоставления результатов измерений с допустимыми значениями максимальных и эквивалентных корректированных виброскоростей, максимальных и эквивалентных виброскоростей в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 16 Гц, 31,5 Гц и 63 Гц по СНиП 32-08.
6.1.5 Оценку вибрации от движения поездов в метрополитенах в помещениях жилых зданий необходимо проводить для ночного времени. Определяющим в этом случае является максимальное значение виброскорости. Измерения вибрации допускается проводить в дневное время с учетом требований 6.1.3.
Для дневного времени вибрация оценивается только в помещениях общественных зданий, в жилых зданиях - в случае особой необходимости. При этом измерения вибрации проводятся, как правило, в периоды наиболее интенсивного движения поездов.
6.2 Средства измерений
6.2.1 Средства измерений вибрации должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.012 и иметь действующее свидетельство о поверке.
6.2.2 Для измерения корректированного значения виброскорости следует применять средства измерений, обеспечивающие частотную коррекцию в вертикальном и горизонтальном направлениях для общей вибрации по ГОСТ 12.1.012.
6.2.3 Для выполнения частотного анализа следует применять аппаратуру, удовлетворяющую требованиям ГОСТ 17168. Рекомендуемый перечень современных цифровых анализаторов приведен в приложении Д.
Допускается предварительная запись сигнала на измерительный магнитофон с последующей обработкой записанной информации.
6.3 Условия и правила проведения измерений
6.3.1 Измерение вибрации следует проводить в трех точках на полу помещения, удаленных друг от друга и от стен на расстояние не менее 1,5 м, при этом одна точка должна располагаться в центре перекрытия. Верхнее покрытие пола (пластик, линолеум, паркет и др.) должно плотно прилегать к несущей конструкции в точке измерения.
6.3.2 В каждой точке измерение вибрации осуществляется по трем взаимно перпендикулярным направлениям: вертикальному (ось Z - перпендикулярно полу) и двум горизонтальным (ось X - перпендикулярно, ось Y - параллельно трассе метрополитена).
6.3.3 Вибропреобразователь должен быть прикреплен с помощью резьбового соединения к поверхности промежуточной платформы по ГОСТ 12.1.012 или стального диска по MP 2957-84 [7]. Для ориентации однокомпонентных преобразователей в разных направлениях допускается применять кубик из легкого сплава по ГОСТ 12.1.012.
6.3.4 Для уменьшения кабельного эффекта присоединяемый к вибропреобразователю кабель должен быть эластично прикреплен к неподвижным точкам через промежутки не более 1,5 м.
6.3.5 При проведении измерений на приборе должна быть установлена динамическая характеристика "медленно" .
6.3.6 Измерения следует выполнять в периоды времени, характеризующиеся одним режимом движения поездов.
Пример - Период наиболее интенсивного движения поездов по линиям Московского метрополитена: с 7 ч до 9 ч или с 16 ч до 19 ч днем и с 6 ч до 7 ч ночью (таблица И.1).
Примечание - Режим движения поездов, в котором проводят измерения, обозначают далее через l. Это обозначение используют в качестве верхнего индекса для соответствующих этому режиму величин виброскорости.
Допускается проведение измерений в периоды времени, соответствующие различным режимам движения поездов и, при необходимости, - во всех предписываемых графиком режимах движения поездов в дневное или ночное время.
6.3.7 Время измерения должно быть достаточным для регистрации непрерывной выборки, включающей не менее 10 событий прохождения поезда. Время измерения разбивается на целое число N элементарных интервалов (тактов) продолжительностью 30 с ( x N c = 0,5 N мин).
За каждый 30-секундный такт регистрируется максимальное измеренное корректированное значение виброскорости , i = 1, 2, ..., N и, при необходимости, максимальные измеренные значения виброскорости в октавных полосах частот , i = 1, 2, ...., N; k = 1, 2, 3.
6.3.8 До и после проведения измерений следует выполнять калибровку средств измерений в соответствии с инструкциями по их эксплуатации. Если результаты калибровки различаются более, чем в 1,4 раза (3 дБ), измерения вибрации следует повторить.
6.4 Обработка результатов измерений
6.4.1 Обработка результатов измерений корректированных значений
6.4.1.1 По результатам измерений определяют наибольшее максимальное корректированное значение виброскорости за время измерения по формуле
, (6.1)
где - максимальное измеренное корректированное значение виброскорости для i-того такта; N - число 30-секундных тактов за время измерения.
6.4.1.2 Выделяют точку измерения и направление, для которых имеет наибольшее значение. Дальнейшую обработку и оценку вибрации (а также измерение спектральных характеристик) выполняют только для выбранных точки и направления измерения.
6.4.1.3 Значение принимают в качестве максимального корректированного значения виброскорости за время оценки вибрационного воздействия, которое сравнивают с нормативными значениями по СНиП 32-08.
6.4.1.4 Рассчитывают среднее квадратическое корректированное значение виброскорости за время измерения по формуле
, (6.2)
где и N - те же величины, что в формуле (6.1).
6.4.1.5 Рассчитывают среднее квадратическое корректированное значение виброскорости фона , соответствующее времени отсутствия поездов за время измерения, по формуле
1451 × 196 пикс.   Открыть в новом окне |
где и N - те же величины, что в формуле (6.1);
n - число событий прохождения поезда за время измерения ;
штрих у знака суммы означает, что учитываются лишь те значения , которые были зарегистрированы в интервалы, когда прохождение поезда отсутствовало.
6.4.1.6 Рассчитывают эквивалентное корректированное значение виброскорости за время оценки (16 ч днем. 8 ч ночью) по формуле
, (6.4)
где для дневного времени оценки. для ночного времени оценки;
значение постоянной определяется в зависимости от графика движения поездов и режима движения l, в котором проводятся измерения, по приложению И.
Допускается вычисление эквивалентного корректированного значения по формуле (6.2) при условии определения средних квадратических корректированных значений виброскорости за время измерения по 6.4.1.4 для всех предписанных графиком режимов движения поездов в дневное и ночное время суток.
6.4.2 Обработка результатов измерений спектральных значений виброскорости
При необходимости выполнения спектрального анализа (см. 6.5.2) обработку результатов измерений проводят по 6.4.1.1 - 6.4.1.6 с заменой корректированных величин , , , , на величины , , , , , обозначающие соответствующие значения виброскорости в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 16 Гц (k = 1), 31,5 Гц (k = 2) и 63 Гц (k = 3).
6.5 Оценка вибрационного воздействия
6.5.1 Сначала оценку проводят по корректированным значениям виброскорости:
- при и требования санитарных норм выполнены;
- при или требования санитарных норм не выполнены.