6.7.8. Изделия, подвергшиеся периодическим испытаниям с проверкой показателей долговечности (до полного износа), поставке потребителю не подлежат.
6.8. Типовые испытания
6.8.1. Типовые испытания выпускаемых АШ должны проводиться в целях оценки эффективности и целесообразности вносимых в конструкцию и технологический процесс изменений.
6.8.2. Программа типовых испытаний должна содержать проверку тех характеристик и параметров, на которые прямо или косвенно могут повлиять внесенные изменения.
6.8.3. В программе должно быть указано количество изделий, необходимых для проведения испытаний, а также предусмотрена проверка целесообразности дальнейшего использования АШ, подвергнутых типовым испытаниям.
6.8.4. Результаты типовых испытаний должны оформляться протоколом с заключением о целесообразности внесения изменений.
6.9. Эксплуатационные испытания
6.9.1. Эксплуатационные испытания должны проводиться для всех новых моделей АШ.
6.9.2. Организация-разработчик изделия должна подготовить предложения по этим вопросам и вместе с проектом технических условий на конкретную модель АШ представить их на приемочные испытания.
6.10. Специальные испытания
6.10.1. Специальные испытания (климатические, на брызгозащищенность, электромагнитную совместимость) должны проводиться для определения функционального соответствия АШ условиям эксплуатации и (или) оперативного использования, установленным в техническом задании.
7. Методы испытаний
7.1. Условия испытаний
7.1.1. Методы и объемы испытаний, установленные настоящими нормами, должны определяться программами испытаний на конкретные модели АШ.
7.1.2. АШ, предназначенные для испытаний, должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящих норм, нормативно-технической и конструкторской документации, полностью укомплектованы, технически исправны и отрегулированы.
7.1.3. Двигатель и трансмиссия АШ должны пройти надлежащую обкатку в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
7.1.4. Эксплуатация АШ во время проведения испытаний должна производиться в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на конкретную модель.
7.1.5. Техническое состояние автомобиля при дорожных испытаниях должно соответствовать требованиям ГОСТ 25478.
7.1.6. Испытания, за исключением оговоренных особо, должны проводиться при нормальных значениях факторов внешней среды в соответствии с ГОСТ 15150.
7.1.7. Топливо, масла и специальные жидкости должны соответствовать климатическим условиям проведения испытаний.
7.1.8. Дополнительная подготовка и изменение комплектации испытываемых АШ, не предусмотренные настоящими нормами, техническими условиями, инструкцией по эксплуатации, методикой и программой испытаний, не допускаются.
7.1.9. Требования безопасности при проведении испытаний - по ГОСТ 12.3.002, требования электробезопасности - в соответствии с ГОСТ 12.1.019.
7.1.10. Персонал, допускаемый к испытаниям, должен пройти инструктаж и обучение в порядке, установленном ГОСТ 12.0.004, а также быть обеспеченным, при необходимости, средствами индивидуальной защиты.
7.1.11. К испытаниям и обслуживанию ЭСУ должны допускаться только лица, изучившие "Правила безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов". Испытания ЭСУ АШ проводятся по методикам ВНИИПО МЧС России для специальных пожарных автомобилей.
7.1.12. На месте проведения испытаний должны быть установлены предупреждающие знаки по ГОСТ 12.4.026 с поясняющей надписью "Идут испытания!", а также вывешены инструкции и правила безопасности.
7.1.13. Применяемое испытательное и измерительное оборудование должно обеспечивать максимальные допустимые значения измерений при испытаниях в соответствии с обязательным приложением Г.
7.2. Внешний осмотр
7.2.1. Внешний осмотр АШ проводят без снятия и разборки агрегатов. Осмотру подвергают все составные части АШ, проверяют наличие, размещение и крепление специального оборудования, а также:
а) комплектность АШ в целом, его оборудование, аппаратуру, снаряжение и инструмент;
б) удобство и безопасность доступа к агрегатам и оборудованию при обслуживании и ремонте;
в) удобство размещения боевого расчета, безопасность входа и выхода;
г) выполнение требований пассивной безопасности (наличие острых кромок, выступающих частей и т. п.);
д) наличие, размещение, удобство съема и установки ПТВ;
е) соблюдение требований пожарной и электробезопасности;
ж) соответствие цветографической схемы АШ требованиям ГОСТ Р 50574;
з) работу штатного и дополнительного электрооборудования при максимальной нагрузке, а также сигнальных устройств и громкоговорящей связи.
7.2.2. Наряду с внешним осмотром проводят проверку агрегатов и оборудования в действии - прослушивают работу двигателя, проверяют работу органов управления, работу механизма подъема осветительной мачты и т. п.
7.2.3. Внешнему осмотру в обязательном порядке подвергают элементы АШ, которые прямо или косвенно связаны с действиями боевого расчета при выполнении им функциональных обязанностей в процессе эксплуатации, монтажа (демонтажа) при ремонте: салон боевого расчета, отсеки, сиденья, опорные поручни, двери, замки, лестницу для подъема на крышу, ограждение рабочей площадки на крыше АШ и т. п.
7.2.4. Результаты проведенного осмотра должны оформляться протоколом согласно рекомендуемому приложению Д.
7.3. Определение показателей массы
7.3.1. Измерения должны проводиться на автомобильных весах, размеры которых позволяют устанавливать на них АШ всеми колесами одновременно, а также колесами одной оси, задней тележки и одного борта. Погрешность измерений не должна превышать значений, указанных в обязательном приложении Г.
7.3.2. Допускается применять вместо весов другие весовые устройства (тензостанции и т. п.), аттестованные в установленном порядке и обеспечивающие точность измерений в соответствии с обязательным приложением Г.
7.3.3. Перед испытаниями АШ должен быть:
а) в технически исправном состоянии, очищен от грязи;
б) полностью укомплектован в соответствии с нормативно-технической документацией;
в) полностью заправлен топливом;
г) освобожден от посторонних предметов.
7.3.4. Массу боевого расчета допускается имитировать балластом из расчета 85 кг на одного человека. При этом 85 % от имитирующего груза должно размещаться на сидениях, 15 % - на полу салона и кабины.
7.3.5. При испытаниях следует определять:
а) полную массу АШ;