Нормы пожарной безопасности НПБ 311-2002 "Техника пожарная. Пожарный штабной автомобиль. Общие технические требования. Методы испытаний" (утв. приказом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МЧС России от 27 декабря 2002 г. N 5

Fire engineering. Command vehicle. General technical requirements. Test methods

Дата введения 1 января 2003 г.
Вводятся впервые

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - Нормы) распространяются на вновь разрабатываемые или модернизируемые пожарные штабные автомобили (АШ), создаваемые на различных автомобильных шасси, а также на базе автобусов.
1.2. Настоящие нормы применяются на всех стадиях разработки, изготовления и испытания АШ, а также при сертификационных испытаниях.

2. Термины и определения

В настоящих Нормах применены следующие термины с соответствующими определениями.
Пожарный штабной автомобиль (АШ) - пожарный автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования, средств проводной и радиосвязи, обеспечения на месте пожара работы штаба пожаротушения.
АШ создает на месте пожара (аварии, катастрофы) условия для работы оперативного штаба и обеспечения его каналами оперативной связи.
Оперативный штаб (на пожаре) - временно сформированный нештатный орган управления на пожаре, создаваемый руководителем тушения пожара (РТП) при привлечении на тушение пожара сил и средств пожарной охраны по повышенному номеру (рангу) пожара, и (или) организации на месте пожара трех и более боевых участков, и (или) необходимости детального согласования действий по тушению пожара с инженерно-техническим персоналом объекта и местной администрацией.
Главный параметр - один из основных (базовых) параметров, отличающийся стабильностью при всех технических усовершенствованиях автомобиля и различной технологии его изготовления, служащий для определения числовых значений других основных параметров.
Основные параметры - параметры, характеризующие автомобиль по основным функциональным назначениям.
Базовое шасси - автомобильное шасси, полно- или неполноприводное, серийно выпускаемое, с доработкой кузова (салона) в целях приспособления его для выполнения специальных работ.
Салон - замкнутое пространство, предназначенное для размещения боевого расчета, ограниченное крышей, полом, боковыми стенками (бортами), дверями, окнами.
Аварийный выход - аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк, предназначенные для использования в качестве выхода при невозможности использовать штатные места выхода.
Электросиловая установка - (ЭСУ) совокупность агрегатов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии.
Основной источник питания - электроагрегат для питания всего электрооборудования АШ, производящий электрическую энергию с помощью двигателя внутреннего сгорания.
Внешний источник питания - электроагрегат или промышленная сеть с регулировочными характеристиками, по частоте и напряжению аналогичными основному источнику питания.
Снаряженная масса автомобиля - масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) пожарного штабного автомобиля, укомплектованного (запасным колесом, инструментом), но без водителя, боевого расчета, средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), пожарно-технического вооружения (ПТВ), средств связи и освещения.
Полная масса автомобиля - сумма снаряженной массы АШ и массы доставляемого боевого расчета, включая водителя, средств связи и освещения, оборудования и ПТВ.
Перечень стандартов и других нормативных документов, использованных в НПБ, приведен в приложении А.

3. Обозначение

3.1. Обозначение пожарного штабного автомобиля должно иметь следующую структуру:
АШ - ХХ (ХХХХ) мод ХХА ХХ - Х
│ │ │ │ │ │
└────┼────┼────┼───────┼───┼─────────────────── Тип пожарного автомобиля
│ │ │ │ │
└────┼────┼───────┼───┼─────────────────── Главный параметр АШ
│ │ │ │
└────┼───────┼───┼─────────────────── Индекс модели базового
│ │ │ шасси по классификации
│ │ │ автомобильной промышлен-
│ │ │ ности
│ │ │
└───────┼───┼─────────────────── Обозначение модели АШ в
│ │ системе разработчика с
│ │ указанием модернизации
│ │ (А - первая, Б - вторая
│ │ и т. д.)
│ │
└───┼─────────────────── Две прописные буквы,
│ указывающие название на-
│ селенного пункта, где
│ находится предприятие-
│ изготовитель
└─────────────────── Обозначение нормативного