6.16. Статические испытания
6.16.1. Для проведения статических испытаний на соответствие требованиям таблицы 1, пп. 1 и 2; 4.1.3 - 4.1.5 следует использовать средства измерения и оборудование в соответствии с пп. 6.1.11 и 6.1.12.
6.16.2. Комбинации прикладываемых нагрузок должны соответствовать указанным в нормативной и технической документации на конкретный ППП.
6.16.3. Испытания проводят как на горизонтальной площадке, так и на площадке с уклоном 6°+-30'. ППП полностью раскладывается и устанавливается под углом (90+-5)° в горизонтальное положение относительно продольной оси ППП.
6.16.4. К стреле прикладывается распределенная испытательная нагрузка, которая на 50% должна превышать нагрузку, создаваемую огнетушащим веществом, находящимся в водо-пенных коммуникациях стрелы. Нагрузка прикладывается в виде сосредоточенных нагрузок на каждое колено, пропорциональных массе огнетушащего вещества в коммуникациях колен. Максимальный прогиб полностью разложенной стрелы должен быть не более 0,50 м.
6.16.5. После выдерживания ППП в таком положении не менее 10 мин производится повторный замер по п. 6.16.4.
6.16.7. После снятия всех приложенных нагрузок производится осмотр пеноподъемника.
6.16.8. При испытаниях ППП в качестве крана на соответствие требованиям таблицы 1, п. 8 нижнее колено стрелы при сложенных верхних устанавливается горизонтально и располагается под углом (90+-5)° относительно продольной оси автомобиля. К грузовому крюку на вершине нижнего колена прикладывается нагрузка, превышающая номинальную грузоподъемность на 25%. В таком положении ППП выдерживается не менее 10 мин.
6.16.9. Автопеноподъемник считается выдержавшим испытания, если не обнаружено:
а) опускания испытательного груза;
б) повреждений механизмов и металлоконструкций пеноподъемника.
6.16.10. Операции по пп. 6.16.4 и 6.16.8 повторяются для случаев установки ППП вдоль уклона и поперек.
6.16.11. Коэффициенты грузовой и собственной (при отсутствии дополнительных нагрузок) устойчивости ППП определяются расчетным путем.
6.17. Динамические испытания
6.17.1. Динамические испытания на соответствие требованиям п. 4.1.3 следует проводить только при положительных результатах статических испытаний.
6.17.2. Испытания проводят как на горизонтальной площадке, так и на площадке с уклоном 6°+-30'.
6.17.3. При проведении динамических испытаний скорость маневров должна быть максимальной.
6.17.4. Устанавливаются предусмотренные Руководством по эксплуатации устройства для подачи пены.
6.17.5. К стреле прикладывается распределенная испытательная нагрузка величиной 10% от нагрузки, создаваемой огнетушащим веществом, находящимся в водопенных коммуникациях стрелы. Данная нагрузка прикладывается в виде сосредоточенных нагрузок на каждое колено, пропорциональных массе огнетушащего вещества в коммуникациях колен.
6.17.6. Водокоммуникации ППП заполняются водой.
6.17.7. Производится поворот стрелы вправо и влево не менее чем на (180+-5)° в рабочем поле ППП с прохождением наиболее нагруженных точек рабочего поля и одновременным поворотом устройств для подачи ОВ во всех возможных направлениях.
6.17.8. После этого осуществляется подача огнетушащих веществ с номинальным напором.
6.17.9. При подаче огнетушащих веществ производится поворот стрелы вправо и влево не менее чем на (180+-5)° в рабочем поле ППП с прохождением наиболее нагруженных точек рабочего поля и одновременным поворотом устройств для подачи ОВ во всех возможных направлениях. В наиболее нагруженных точках рабочего поля осуществляется резкое начало и прекращение подачи огнетушащих веществ.
6.17.10. При испытаниях ППП в качестве крана на соответствие требованиям таблицы 1, п. 8 ограничитель предельного груза должен быть отключен. ППП должен быть полностью сложен, нижнее колено стрелы установлено горизонтально и расположено под углом (90+-5)° относительно продольной оси автомобиля.
6.17.11. К крюку грузового кранового устройства подвешивается груз, превышающий номинальный на 10 %.
6.17.12. Груз поднимается на 0,5 - 1,0 м, производится поворот стрелы вправо и влево не менее чем на 45°. После подъема груза на максимальную высоту повторяется поворот стрелы вправо и влево на (180+-5)°. После этого стрела возвращается в исходное положение, и груз опускается.
6.17.13. После снятия всех приложенных нагрузок производится осмотр пеноподъемника.
6.17.14. ППП обладает динамической устойчивостью и прочностью, если не происходит нарушений механической и геометрической целостности элементов конструкции.
6.18. Определение усилий на органах управления
6.18.1. Для определения усилия на органах управления на соответствие требованиям п. 4.1.15 следует применять динамометры не ниже второго класса точности с диапазоном измерения 0,02 - 0,20 кН.
6.18.2. К органу управления в том месте, где прикладывается усилие от руки оператора, присоединяется динамометрическое звено, через которое это усилие и передается.
6.18.3. К динамометрическому звену прикладывается усилие, необходимое для перемещения органа управления в крайнее положение, при этом фиксируется его максимальное значение. Если конструкция органа управления предусматривает его перемещение в нескольких направлениях, то замеры производятся по всем направлениям, а за величину усилия на данном органе управления принимается максимальное значение.
6.18.4. За результаты испытаний принимают среднеарифметическое значение не менее чем трех измерений на каждом из органов управления.
6.19. Проверка скоростных свойств
6.19.1. Скоростные свойства ППП на соответствие требованиям п. 4.1.10 следует контролировать с использованием специальных приборов с диапазоном измерения не менее 100 км/ч и основной погрешностью измерения не более 0,5%.
6.19.2. Максимальную скорость определяют на прямом участке дороги, на передаче, обеспечивающей достижение наибольшей устойчивой скорости движения, которая устанавливается до выезда на измерительный участок. Педаль управления подачей топлива должна быть нажата до упора.
6.19.3. Заезды производят в двух противоположных направлениях.
6.19.4. Время разгона до заданной скорости определяют непосредственным его измерением или по результатам записи режима разгона ППП с места. Разгон выполняют при полной подаче топлива и переключении передач с минимальной до номинальной скорости в соответствии с рекомендациями, изложенными в Руководстве по эксплуатации базового шасси. Переключение на повышенную передачу производится при достижении двигателем режима, соответствующего максимальной мощности.
За результат измерения принимается среднеарифметическое значение не менее четырех измерений по пп. 6.19.2 - 6.19.4.
6.20. Проверка тормозных свойств
6.20.1. Тормозные свойства ППП проверяются на соответствие требованиям п. 4.1.11 с использованием специальных приборов с основной погрешностью измерения не более 0,5%.
6.20.2. Тормозные свойства ППП при стендовых испытаниях могут быть определены в соответствии с методикой, изложенной в приложении 4 ГОСТ 25478.
6.20.3. Дорожные испытания рабочей тормозной системы проводят с фиксированными значениями начальной скорости и усилия на органе управления. Измеряют или тормозной путь, или установившееся замедление и время срабатывания тормозов.
6.20.4. При проверке рабочей и запасной (аварийной) тормозных систем ППП разгоняют до скорости (44+-1) км/ч и отключают двигатель от трансмиссии. В момент, когда скорость ППП достигает 40 км/ч, производят полное торможение с фиксированным усилием на органе управления и регистрируют тормозной путь или замедление и время срабатывания. За результат испытаний принимают среднеарифметическое значение не менее чем трех измерений.
6.20.5. При проверке стояночной тормозной системы ППП устанавливают на подъеме с уклоном (16+-2)° и предварительно обеспечивают неподвижное состояние ППП с помощью рабочей тормозной системы.
Затем двигатель отключают от трансмиссии и приводят в действие стояночную систему. После этого рабочую систему плавно растормаживают и фиксируют возможность обеспечения неподвижного состояния ППП на данном уклоне. Растормаживание производят не менее трех раз. Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние ППП на данном уклоне.
6.21. Проверка счетчика моточасов
6.21.1. Для проверки счетчика моточасов на соответствие требованиям п. 4.1.17 необходимо:
а) включить коробку отбора мощности;