Например: 1 - 4:5 - 9:10 - 11 (классы)
─────────────────── ──────────
1:2:4 (параллели)
1 - 4:5 - 8:9 - 11 (классы)
────────────────── ───────────
0:4:3 (параллели)
6. Фронтальные занятия - все учащиеся сидят лицом к классной доске и учителю.
7. Групповые занятия - занятия с разделением классной группы на подгруппы по 8, 6 или 4 человека, в соответствии с которыми групируются ученические столы. При этом учащиеся сидят лицом друг к другу и выполняют коллективные задания.
8. Индивидуальные занятия - занятия с рассредоточением учащихся по всему классному помещению для самостоятельного решения поставленных учителем задач. Учащиеся могут быть обращены лицом на периметр стен с закрепленным на них дидактическим материалом или проводить занятия с ТСО.
9. Смешанные формы ведения урока - одновременное ведение фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.
10. Классное помещение - помещение для учащихся начальной школы.
11. Класс-кабинет - помещение для учащихся основной и старшей школы, для проведения занятий по разным дисциплинам.
12. Специализированный кабинет - помещение для углубленных профильных курсов или по узкой дисциплине.
13. Лаборатория - помещение для занятий с демонстрацией опытов.
14. Практикум (лаборатория-практикум) - помещение для фронтальных лабораторных работ и лабораторных практикумов с частью класса.
15. Лаборантская - помещение для хранения и подготовки оборудования к опытам учителем и лаборантом.
16. Лаборантская-практикум - помещение с совмещенной функцией лаборантской и практикума.
17. Ресурсный центр - помещение при учебной секции, где сосредоточены наглядные учебные пособия и ТСО.
18. Учебная секция - группа классных помещений (учебных кабинетов), рекреация, ресурсный центр и санузлы.
19. Комбинированное освещение - сочетание бокового естественного освещения с верхним естественным освещением.
20. Смешанное освещение - сочетание бокового естественного освещения с искусственным.
Приложение 2
(справочное)
(справочное)
Классификация и назначение видов общеобразовательных учреждений
Начальная общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельная школа, а также в составе основной или средней общеобразовательной школы (срок обучения в начальной школе - 3 - 4 года).
Основная общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельное общеобразовательное учреждение с 1 по 9 класс включительно, так и в составе средней (полной), общеобразовательной школы.
Средняя (полная) общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельная школа III ступени, так и имеющая в своем составе школы I и II ступеней, (срок обучения - 2(3) года или 11(12) лет).
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов. Общеобразовательное учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее учебные программы среднего (полного) общего образования, в том числе и программы углубленного изучения одного или нескольких предметов (иностранный язык (языки), физика, математика (физико-математика), химия, биология (биолого-химия), литература, история, экономика и другие предметы). С 8-х и 9-х классов II ступени начинает осуществляться дифференцированный подход в работе со школьниками и постепенный переход на углубленные программы. Существует как самостоятельное звено (III ступень) или имеет в своем составе школу I или I - II ступеней образования. Срок обучения - 2(3) - 11 (12) лет).
Общеобразовательная школа - лаборатория. Общеобразовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего среднего (полного) образования и экспериментальные программы. Экспериментальные образовательные программы обеспечивают работу учреждения в инновационном режиме и на повышенном образовательном уровне, разрабатываются и реализуются при участии научных сотрудников, входящих в состав лаборатории. Школа - лаборатория имеет в своем составе три образовательные ступени. При необходимости включает в свою структуру дошкольное учреждение. Общеобразовательная школа - лаборатория может вводить начальную профессиональную подготовку.
Учебно-воспитательный комплекс. Общеобразовательное учреждение в составе общеобразовательной школы и дошкольного учреждения.
Гимназия. Общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы общего среднего (полного) образования, дающее, как правило, обучающимся среднее гуманитарное образование углубленного типа со знанием двух-трех иностранных языков. Гимназия может иметь в своем составе только II и III ступени. Срок обучения 7(8) лет;
Лицей. Общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, дающего обучающимся углубленное изучение ряда предметов и проффесиональную подготовку, и обеспечивающее непрерывность среднего и высшего образования. Лицей организуется как учреждение в основном III ступени, но может с 8 - 9 класса. Срок обучения 2(3) года или 4(5) лет.
Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение. Организуется как самостоятельное учреждение, включающее обучение на II и III ступенях образования или только на III ступени.
Приложение 3
(рекомендуемое)
(рекомендуемое)
Организация сети общеобразовательных учреждений
┌────┬──────────────────────────────────────────┬─────────────┬─────────────┬──────────────────────────┐
│ NN │ Принципиальные вариантные модели │ Базовое │ Принцип │ Модификации зданий │
│ пп │ │ учреждение │ организации │ базового учреждения по │
│ │ │ │ сети зданий │организационно-педагогиче-│
│ │ │ │ │ ской структуре │
├────┼──────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │
├────┼──────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────────────────┤
│ а) │Начальная школа, тяготеющая к школам II и │ │ НО ОС │ 1:0:0 │
│ │III ступеней │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ + + │ 2:0:0 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ Н │ Г + Н + НОС │ 3:0:0 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ + + │ (в составе школ II и III │
│ │ │ │ │ ступеней) │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ УВК НОСП │ │
├────┼──────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────────────────┤
│ б) │Основная школа, тяготеющая к школе III │ │ СП │ 1:1:0 │
│ │ступени или профильному учреждению │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ НО │ + │ 2:2:0 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ Л + НО + С │ 3:3:0 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ + │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ Г │ │
├────┼──────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────────────────┤
│ в) │Средняя полная школа I, II и III ступеней │ НОС │ НОС │ 1:1:1 │
│ │(автономная) │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ 2:2:2(1) │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ 3:3:3(2) │
├────┼──────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────────────────┤
│ г) │Школа III ступени, обслуживающая группу │ │ НО │ 0:0:3 │
│ │основных школ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ + │ 0:0:4 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ С │ С+ НО │ 0:0:6 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ + │ 0:0:8(9) │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ НО │ │
├────┼──────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────────────────┤
│ д) │Средняя полная школа I, II и III ступеней │ НОСП │ НОСП │ 1:1:1 │
│ │с профильным обучением │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ 2:2:2 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ 3:3:3 │
├────┼──────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────────────────┤
│ е) │Средняя школа II и III ступеней с │ ОСП │ НО │ 0:2:3(2) │
│ │профильный обучением, обслуживающая группу│ │ │ │
│ │начальных и основных школ │ │ + │ 0:3:4(3) │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ ОСП + Н │ 0:4:5(4) │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ + │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ НО │ │
├────┼──────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────────────────┤
│ ж) │Гимназия в составе II и III ступеней │ Г │ Н. │ 0:1:1 │
│ │обучения, обслуживающая группу начальных │ │ │ │
│ │школ │ │ + │ 0:2:2 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ Г + Н │ 0:3:3 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ + │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ Н │ │
├────┼──────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────────────────┤
│ з) │Лицей в составе III ступени обучения, │ Л │ НО │ 0:0:6 │
│ │обслуживающий группу основных школ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ + │ 0:0:9 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ Л + НО │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ + │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ НО │ │
├────┴──────────────────────────────────────────┴─────────────┴─────────────┴──────────────────────────┤
│Условные Н - начальная школа; │
│обозначения: │
│ │
│ НО - основная школа; │
│ │
│ HOC - средняя школа; │
│ │
│ С - старшая школа; │
│ │
│ ОС - основная и старшая школа; │
│ │
│ ОСП - основная и старшая школа с профильным обучением; │
│ │
│ СП - старшая школа с профильным обучением; │
│ │
│ НОСП - средняя школа с профильным обучением; │
│ │
│ Л - лицей; │
│ │
│ Г - гимназия; │
│ │
│ УВК - учебно-воспитательный комплекс. │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌────┬──────────────────────────────────────────┬─────────────┬─────────────┬──────────────────────────┐
Приложение 4
(рекомендуемое)
(рекомендуемое)
Примерная номенклатура видов и типов зданий общеобразовательных учреждений
┌───────────────────────────────────────────────┬───────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│ Виды зданий │ Типы зданий │ Расположение в структуре города │
│ ├───────────────────┼─────────┬───────┬────────┬──────────┤
│ │количество учащихся│ жилая │микро- │муници- │ округ │
│ │──────────────────-│ группа │ район │пальный │ города │
│ │Соотношение кол-ва │ │ │ район │ │
│ │параллелей кл.I II │ │ │ │ │
│ │ и III ступ. │ │ │ │ │
│ │ обучения │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
├───────┬───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │
├───────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ 1. │Начальная входа (I степень): на 4 │ 100 │ * │ * │ │ │
│ │класса (является составной частью │ ------- │ │ │ │ │
│ │основной или средней школы) │ 1:0:0 │ │ │ │ │
│ │ ├───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │ │ 200 │ * │ * │ │ │
│ │ │ ------- │ │ │ │ │
│ │ │ 2:0:0 │ │ │ │ │
├───────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ 2. │Основная школа в составе I - II │ │ │ │ │ │
│ │ступени: │ │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │на 9 классов │ 225 │ │ * │ │ │
│ │ │ ------- │ │ │ │ │
│ │ │ 1:1:0 │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │На 18 классов │ 450 │ │ * │ │ │
│ │ │ ------- │ │ │ │ │
│ │ │ 2:2:0 │ │ │ │ │
├───────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ 3. │Средняя полная школа в составе I, II и │ │ │ │ │ │
│ │III ступеней, в том числе с углубленным│ │ │ │ │ │
│ │изучением отдельных предметов: │ │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │на 11 классов │ 275 │ │ * │ │ │
│ │ │ ------- │ │ │ │ │
│ │ │ 1:1:1 │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │на 22 класса │ 550 │ │ * │ │ │
│ │ │ ------- │ │ │ │ │
│ │ │ 2:2:2 │ │ │ │ │
├───────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │на 33 класса │ 825 │ │ * │ * │ │
│ │ │ ------- │ │ │ │ │
│ │ │ 3:3:3 │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │сблокированная школа на 22 + 22 класса │ 550 + 550 │ │ * │ * │ │
│ │ │------------------ │ │ │ │ │
│ │ │ 2:2:2 + 2:2:2 │ │ │ │ │
├───────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ 4. │Средняя школа в составе II - III │ │ │ │ │ │
│ │ступеней с профильным обучением: │ │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │на 20 классов │ 500 │ │ │ * │ │
│ │ │ ------- │ │ │ │ │
│ │ │ 0:2:4 │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │на 30 классов │ 750 │ │ │ * │ * │
│ │ │ ------- │ │ │ │ │
│ │ │ 0:3:6 │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │на 40 классов │ 1000 │ │ │ │ * │
│ │ │ ------- │ │ │ │ │
│ │ │ 0:4:8 │ │ │ │ │
├───────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ 5. │Гимназия │ │ │ │ │ │
│ │в составе II - III ступеней: │ │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │на 7(8) классов │ 140(160) │ │ │ * │ │
│ │ │ --------- │ │ │ │ │
│ │ │ 0:1:1 │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │на 14(16) классов │ 280(320) │ │ │ * │ * │
│ │ │ ----------- │ │ │ │ │
│ │ │ 0:2:2 │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │на 21(24) класса │ 420(480) │ │ │ * │ * │
│ │ │ ------------ │ │ │ │ │
│ │ │ 0:3:3 │ │ │ │ │
├───────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ 6. │Лицей │ │ │ │ │ │
│ │в составе II - III ступеней: │ │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │на 8(10) классов │ 160(200) │ │ │ * │ │
│ │ │ ------------ │ │ │ │ │
│ │ │ 0:2:2 │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │на 12(15) класса │ 240(300) │ │ │ * │ * │
│ │ │ ----------- │ │ │ │ │
│ │ │ 0:3:3 │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │в составе III ступени: │ │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┤
│ │на 18(37) классов │ 360(540) │ │ │ │ * │
│ │ │ ------------ │ │ │ │ │
│ │ │ 0:0:9 │ │ │ │ │
└───────┴───────────────────────────────────────┴───────────────────┴─────────┴───────┴────────┴──────────┘
┌───────────────────────────────────────────────┬───────────────────┬─────────────────────────────────────┐
Приложение 5
(рекомендуемое)
(рекомендуемое)
Площади основных зон земельных участков общеобразовательных учреждений
┌─────┬───────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│NN пп│ Зоны │ Площадь в м2: │
│ │ │ при количестве параллелей классов (числе классных групп) │
│ │ ├───────────┬─────────────┬────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │в начальной│ в основной │ в средних общеобразовательных школах, гимназиях и │
│ │ │ школе │ школе │ лицеях │
│ │ ├───────────┼─────────────┼────────────┬────────────┬───────────┬──────────────┤
│ │ │ 1 │ 1 │ 1 │ 2 │ 3 │ 2 х 2 │
│ │ │(4 класса) │ (9 классов) │(11 классов)│(22 класса) │(33 класса)│ (22 + 22 │
│ │ │ │ │ │ │ │ класса) │
│ │ ├───────────┴─────────────┴────────────┴────────────┴───────────┴──────────────┤
│ │ │ на зону │
│ │ │ м2: 1 класс │
├─────┼───────────────────────┼───────────┬─────────────┬────────────┬────────────┬───────────┬──────────────┤
│ 1. │Физкультурно-спортивная│ 850 │ 5450 │ 5610 │ 6140 │ 7760 │ 7920 │
│ │* │ │ │ │ │ │ │
│ │ ├───────────┼─────────────┼────────────┼────────────┼───────────┼──────────────┤
│ │ │ 213 │ 605 │ 510 │ 280 │ 235 │ 180 │
├─────┼───────────────────────┼───────────┼─────────────┼────────────┼────────────┼───────────┼──────────────┤
│ 2. │Учебно-опытная │ 240 │ 1008 │ 1200 │ 1430 │ 1980 │ 2508 │
│ │ ├───────────┼─────────────┼────────────┼────────────┼───────────┼──────────────┤
│ │ │ 60 │ 112 │ 109 │ 65 │ 60 │ 57 │
├─────┼───────────────────────┼───────────┼─────────────┼────────────┼────────────┼───────────┼──────────────┤
│ 3. │Отдыха │ 480 │ 700 │ 700 │ 1400 │ 2100 │ 2800 │
│ │ ├───────────┼─────────────┼────────────┼────────────┼───────────┼──────────────┤
│ │ │ 120 │ 78 │ 78 │ 64 │ 64 │ 64 │
├─────┼───────────────────────┼───────────┼─────────────┼────────────┼────────────┼───────────┼──────────────┤
│ 4. │Хозяйственная │ 500 │ 500 │ 500 │ 625 │ 750 │ 750 │
│ │ ├───────────┼─────────────┼────────────┼────────────┼───────────┼──────────────┤
│ │ │ 125 │ 56 │ 45 │ 28 │ 23 │ 17 │
├─────┴───────────────────────┼───────────┴─────────────┴────────────┴────────────┴───────────┴──────────────┤
│Итого: │ м2 по зонам │
│ │ на 1 класс (без учета пл. застройки, проездов и озеленений) │
├─────────────────────────────┼───────────┬─────────────┬────────────┬────────────┬───────────┬──────────────┤
│ │ 2070 │ 7658 │ 8010 │ 9595 │ 12590 │ 13378 │
│ ├───────────┼─────────────┼────────────┼────────────┼───────────┼──────────────┤
│ │ 518 │ 851 │ 728 │ 436 │ 382 │ 318 │
├─────────────────────────────┼───────────┴─────────────┴────────────┴────────────┴───────────┴──────────────┤
│Всего на учреждение** │м2 │
├─────────────────────────────┼───────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│на 1 класс │га │(без учета пл. застройки) │
├─────────────────────────────┴───────────┼─────────────┬────────────┬────────────┬───────────┬──────────────┤
│ │ 1800 │ 1818 │ 1364 │ 970 │ 825 │
│ ├─────────────┼────────────┼────────────┼───────────┼──────────────┤
│ │ 1,62 │ 2,0 │ 3,0 │ 3,2 │ 3,63 │
└─────────────────────────────────────────┴─────────────┴────────────┴────────────┴───────────┴──────────────┘
┌─────┬───────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
Примечание: 1. Для сблокированных школ на 22 + 22 класса зоны учебно-опытную и отдыха следует принимать раздельно для каждого учебного блока, а остальные зоны - единицы;
2. При строительстве зданий школ с уменьшенной наполняемостью классов, площади основных зон участков определяются заданием на проектирование;
──────────────────────────────
* Чистая (нетто) площадь физкультурно-спортивных площадок.
** Подлежат уточнению по местным условиям.
Приложение 6
(обязательное)
(обязательное)