- участвовать в работе по формированию мероприятий коллективного договора или соглашения по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции комитета;
- вносить предложения работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушения требований норм, правил и инструкций по охране труда;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях нарушения ими законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, сокрытия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- вносить предложения о моральном и материальном поощрении работников трудового коллектива за активное участие в работе по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии.
2.3.14 Какой порядок установлен для избрания уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях и какие задачи на них возлагаются?
В соответствии со статьей 22 (пп.1, 3) Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и постановлением Минтруда РФ от 8 апреля 1994 г. N 30 "О рекомендациях по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда" п.5.7 СНиП 12-03-2001 предусмотрено, что "Для осуществления общественного контроля за выполнением работодателем требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда в организациях, согласно законодательству, могут быть выбраны уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов".
Указанными выше Рекомендациями установлено, что институт уполномоченных создается в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.
Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее двух лет.
Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем).
Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.
Основными задачами уполномоченных являются:
- содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
- осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении), здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
- консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.
2.3.15 Какие обязанности возложены на уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда?
Постановлением Минтруда РФ от 8 апреля 1994 г. N 30 "О рекомендациях по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда" рекомендовано предприятиям, учреждениям, организациям устанавливать им следующие обязанности:
- осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, т.е.:
- соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;
- правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты;
- участие в работе комиссии (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
- участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;
- осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм рабочего времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
- по поручению профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа - участие в расследовании несчастных случаев на производстве.
2.3.16 Какие права предоставлены уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда?
Статьей 22 (п.3) Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" установлено, что "Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда".
Постановлением Минтруда РФ от 8 апреля 1994 г. N 30 "О рекомендациях по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда" рекомендовано предприятиям, учреждениям, организациям предоставлять следующие права уполномоченным лицам по охране труда:
- контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда;
- проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям, приемке в эксплуатацию средств труда;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятий о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве;
- предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
- обращаться в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
2.3.17 Какие установлены гарантии прав деятельности уполномоченных по охране труда?
Постановлением Минтруда РФ от 8 апреля 1994 г. N 30 "О рекомендациях по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда" установлены следующие гарантии прав деятельности уполномоченных по охране труда:
- работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия;
- для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовать обучение по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому);
- уполномоченным выдается соответствующее удостоверение;
- уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.
2.4 Порядок проведения обучения и проверки знаний по охране труда в организациях
2.4.1 Какие обязанности возлагаются на работодателя по организации проведения обучения и проверки знаний по охране труда работников?
В соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, "Работодатель обязан обеспечить:
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации".