1. При пользовании Руководством необходимо проверять действие ссылочных документов по ежегодному Указателю "Нормативные документы по строительству, действующие на территории Российской Федерации" и руководствоваться измененными или документами, введенными взамен отмененных.
2. Обязательными к применению являются нормативные технические документы, входящие в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений)), утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р.
3. Термины и определения
В данном документе использованы термины, определения которых приведены в приложении А, а также другие термины, принятые в соответствии с формулировками, изложенными в нормативных документах.
4. Учреждения здравоохранения, построенные по типовым проектам в 60-80 годах XX века
Номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения принимается в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. N 627[7]. В данной работе рассматриваются лечебно-профилактические учреждения:
- больничные учреждения;
- диспансеры;
- амбулаторно-поликлинические учреждения.
Сеть амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) представлена территориальными и стоматологическими поликлиниками для взрослых и детей, поликлиниками восстановительного лечения, диагностическими (консультативно-диагностическими) и специализированными центрами. При этом основной фонд учреждений территориальных поликлиник дли взрослых и детей, обеспечивающий до 80% общего числа посещений, состоит из зданий, построенных в 60 - 80-вые годы по типовым проектам, и, как правило, не обеспечивают необходимые условия доступности для МГН.
На основе анализа и оценки существующего фонда зданий АПУ и типовых проектов, применяемых для их строительства, выявлены типы зданий, рекомендуемые к реконструктивным мероприятиям по обеспечению доступности МГН и приведенные в таблице 1.
Примечания
1. При пользовании Руководствам необходимо проверять действие ссылочных документов по ежегодному Указателю "Нормативные документы по строительству, действующие на территории Российской Федерации" и руководствоваться измененными или документами, введенными взамен отмененных.
2. Обязательными к применению являются нормативные технические документы, входящие в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р.
Таблица 1
Типы зданий, рекомендуемые к реконструктивным мероприятиям по обеспечению доступности МГН
Наименование типа БиАПУ | Шифр типового проекта | Количество |
1. Поликлиника для взрослых на 750 посещений в смену (на базе т.п. VII-40, Москва), 1963 г. | УП-40л | 45 |
2. Поликлиника для детей на 15 врачебных участков (на базе т.п. VII- 42, Москва), 1963 г. | УП-42л | 45 |
3. Районная поликлиника для обслуживания 40 тысяч человек взрослого населения, 1987 г. | 252-4-4ЛГ | 9 |
4. Поликлиника для обслуживания 16-18 тысяч человек детского населения, 1987 г. | 252-4-2ЛГ | 12 |
5. Стоматологическая поликлиника для обслуживания 200 тысяч человек взрослого и детского населения, 1987 г. | 254-4-60.13.87 | 3 |
6. Стоматологическая поликлиника | ИПП-1 | 7 |
7. Детская городская поликлиника | ИПП-2 | 5 |
8. Родильный дом | ИПП-3 | 3 |
9. Московский типовой проект больницы на 1075 коек, 1970-е гг. | МТП | 3 |
5. Общие положения
5.1. В соответствии с законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"[5], Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников).
Не разрешается разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, в том числе и учреждений здравоохранения, без приспособлений для доступа к ним инвалидов.
В планах мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 N 1269[9]) недопустимы частичные неконструкционные решения, не создающие комплексного решения проблемы перемещения МГН в пределах учреждения здравоохранения, при этом необходим системный охват комплекса проблем посредством согласованных действий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации нормативных требований, обеспечивающих условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.06.2009 N 639[11]).
5.2. В состав проектной документации объектов капитального строительства в соответствии с требованием Градостроительного кодекса РФ[1] в обязательном порядке включается раздел, отражающий перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов ко всем объектам, в том числе здравоохранения.
Минимально необходимые требования доступности инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к зданиям и сооружениям устанавливает Технический регламент о безопасности зданий и сооружений [4].
Проектные решения зданий учреждений здравоохранения должны обеспечивать:
1) досягаемость мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений МГН;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест обслуживания, отдыха и мест приложения труда для указанных групп населения.
5.3. Параметры планировочного решения зданий должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории в результате скольжения, падения или столкновения.
5.4. С учетом требований[3] необходимо обращать внимание на решение следующих элементов:
1) высоту ограждения балконов, лоджий, террас, наружных галерей, лестничных маршей, площадок и открытых приямков у здания, а также перепадов в уровне пола или уровне земли на прилегающей территории;
2) уклон лестниц и пандусов, ширину проступей и высоту ступеней на лестницах, высоту подъема по одному непрерывному лестничному маршу и пандусу (недопустимо применение ступеней разной высоты в пределах одного лестничного марша, перила и поручни на ограждениях лестниц, пандусов и лестничных площадок должны быть непрерывными;
3) высоту порогов, дверных и незаполняемых проемов в стенах на путях перемещения людей, высоту прохода по лестницам, высоту проходов под выступающими сверху и по бокам путям перемещения людей между элементами строительных конструкций или оборудования;
4) необходимо предусматривать устройства для предупреждения случайного выпадения людей из оконных проемов (в случаях, когда низ проема ниже высоты центра тяжести большинства взрослых людей);
5) пути перемещения людей должны быть достаточно и равномерно освещены, поверхность не должна быть скользкой;
6) система визуальной информации должна включать хорошо различимые предупреждающие знаки, в том числе и на прозрачных пол окнах дверей и перегородках.
5.5. Требования к существующим зданиям учреждений здравоохранения по обеспечению доступности МГН должны выполняться как в рамках реконструкции или капитального ремонта, так и при оснащении этих объектов средствами обеспечения доступности, выполняемым как отдельные локальные неконструкционные работы.
5.6. Проектные решения по оборудованию и оснащению зданий и сооружений должны соответствовать возможностям и потребностям маломобильного человека. Под этим подразумевается адаптация архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности по 1.7 СП 35-101 Основные направления создания комфортности (удобства):
- повышение качества среды через оптимальную организацию, как придомового участка, так и внутренней планировки здания, учитывающую состояние здоровья МГН и создание дополнительных условий, помогающих в самообслуживании и получении необходимых услуг;
- создание условий для минимальных затрат и усилий МГН на удовлетворение своих нужд путем применения необходимого эргономичного оборудования;
- обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, получения заблаговременно нужной информации.
5.7. Архитектурные и инженерные решения по внутреннему обустройству зданий объектов здравоохранения рекомендуется ориентировать на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы и психики.
Объекты здравоохранения должны обладать возможностью максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод МГН в общей среде со всеми пациентами лечебного учреждения.
В здании лечебного учреждения необходимо обеспечить доступность маломобильных групп населения (МГН) ко всем помещениям, их обслуживающим.
Из помещений, предназначенных для непосредственного приспособления, рассмотрены в основном те, которые имеют многократную повторяемость в использовании инвалидами, а также все коммуникационные пути перемещения.
Примеры планировки и благоустройства коммуникационных путей перемещения и рекреационных пространств, приведенные в настоящем документе, соответствуют требованиям СНиП 35-01, СНиП 31-06 и положениям СП 35-101, СП 35-102, СП 35-115 по критериям доступности, безопасности, информативности, комфортности.
Планы основных этажей типовых проектов учреждений здравоохранения, получивших массовое применение в городском строительстве в 60-80-х годах XX века:
Анализ планировочного решения приведенных выше типовых проектов по определению перечня первостепенных реконструктивных мероприятий проводился в соответствии с концепцией формирования безбарьерной среды доступности МГН для всего здания, от прилегающего участка до поэтажных помещений, в соответствии с функционально-технологической схемой конкретного объекта.
Общий перечень первоочередных мероприятий по обеспечению доступности МГН:
1. Расширение входной площадки, с устройством около входа пандуса и наружной подъемной платформы. Входную группу необходимо устраивать с навесом.
2. Устройство внутренней подъемной платформы
3. Организация на каждом этаже дополнительно одного санитарного узла с унитазом и умывальником с внутренними параметрами, позволяющими пользование инвалидом-колясочником.