Рекомендуемые для повторного применения проектные решения по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов здравоохранения Санкт-Петербурга, построенных по типовым проектам в 60-80 годах XX века стр. 3

4. На 2-4 этажах организация пожаробезопасной зоны, например, наружные незадымляемые террасы в торцах здания (открытые или с подпором воздуха).
5. Вдоль стен коридоров и лестничной клетки устройство пристенных поручней.
6. Рисунок пола дополнять цветовыми и фактурными информационно-предупреждающими обозначениями.
7. Организация системы визуальной информации, соответствующего светоцветового климата интерьеров.

6. Требования к обеспечению доступности территорий земельных участков

6.1. Анализ планировки селитебных территорий и земельных участков должен учитывать специфические особенности и потребности различных маломобильных групп населения (по категориям инвалидности):
- для людей с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), в том числе на кресле-коляске или с дополнительными опорами должны быть изменены параметры проходов и проездов, предельные уклоны профиля пути, качество поверхности путей передвижения, оборудование городской среды для обеспечения информацией:
- для людей с дефектами зрения (ДЗ), в том числе полностью слепых, должны быть изменены параметры путей передвижения (расчетные габариты пешехода увеличиваются в связи с пользованием тростью), поверхность путей передвижения (с них устраняются различные препятствия), должно быть обеспечено получение необходимой звуковой и тактильной (осязательной) информации, качество освещения на улицах;
- для людей с дефектами слуха (ДС), в том числе полностью глухих, должна быть обеспечена хорошо различимая визуальная информация и созданы специальные элементы городской среды, например, таксофоны для слабослышащих.
Учет потребностей этих маломобильных групп населения направлен на формирование универсальной среды жизнедеятельности, соответствующей потребностям всех групп - престарелым, временно нетрудоспособным, пешеходам с детскими колясками, детям дошкольного возраста, а также всему остальному населению (МДС 35-2.2000, подразделы 1.2-1.3).
При разработке реконструкционных мероприятий образовательных учреждений следует учитывать фактическую их пешеходную или транспортную доступность.
6.2. В проектах реконструкции должны быть предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильной группы населения от находящегося в пределах пешеходной доступности жилого дома, стоянки личного автотранспорта или остановки общественного транспорта, и далее по участку, к зданию учреждения здравоохранения (подразделы 3.1-3.12 СНиП 35-101, СП 35-101). При этом необходимо запроектировать не менее одного маршрута для инвалидов-колясочников, соединяющего доступные зоны посадки/ высадки на транспорт и вход в здание.
При реконструкции территории следует организовывать универсальные непрерывные пешеходные пути, сопрягающиеся с внешними по отношению к территории транспортными и пешеходными коммуникациями и остановками общественного транспорта.
6.3. На открытых индивидуальных автостоянках около зданий учреждений здравоохранения следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике. Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи главного входа в здание, но не далее 50 м. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м, длина не менее 5-6 м (СП-35-101, подраздел 2.33).
Для парковки автомашин (микроавтобусов), салоны которых приспособлены на перевозку инвалидов на креслах-колясках, необходимо пространство боковых подходов к ним не менее 2,5 м.
Параметры специального парковочного места, расположенного параллельно бордюру, должны быть не менее 7,0 х 2,4 м. Эти параметры обеспечат возможность доступа к задней части автомобиля при пользовании пандусом или подъёмным устройством.
Высота свободного пространства от плоскости (пола) открытой автостоянки до низа конструкций навеса должна быть не менее 3,3 м.
6.4. На участке и примыкающей к ней территории следует проектировать элементы заблаговременного предупреждения мест пересечения пешеходных путей с транспортными средствами.
Для лиц с нарушениями зрения все пути их возможного передвижения рекомендуется выполнять с использованием рифленой поверхности и с дублированием цветом (в соответствии с приложением 2 "Правил дорожного движения Российской Федерации").
Рельефные изменения пути должны давать необходимую информацию пешеходам с дефектами зрения. Пешеходный путь инвалидов с дефектами зрения (ДЗ) рекомендуется организовывать с помощью "направляющей (ведущей) линии", которая создается хорошо воспринимаемыми инвалидами с ДЗ тактильными (осязательными) средствами, а также звуковой или визуальной (для слабовидящих) информацией. Знаки, определяющие движение, могут располагаться на стенах домов, на специальных столбах; тактильная информация размещается преимущественно на тротуарах, она воспринимается тростью или непосредственным прикосновением ног пешехода (подраздел 2.19 МДС 35-2.2000).
Рекомендуется использовать предупреждающие сигнальные и тактильные средства, размещаемые не ближе 0,8-0,9 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.
Длинная сторона рельефной линии на предупреждающей полосе должна быть перпендикулярна доминирующему направлению движения.
6.5. Пешеходные дорожки и пандусы должны иметь твердое покрытие, не допускается покрывать насыпным или крупнозернистым материалом, препятствующим передвижению МГН (на креслах-колясках или с костылями). Покрытие из бетонных плит не должно иметь толщину швов более 8 мм.
При выборе материалов покрытий и дизайнерского решения необходимо учитывать недопустимость появления бликов и поперечных теней, затрудняющих слабовидящим людям передвижение и ориентацию в пространстве. Не следует использовать большие блестящие поверхности, вызывающие отражение света и ослепление.
6.6. Ширина путей передвижения на территории участка должна быть не менее 1,5 м, а при планируемой возможности встречного движения инвалидов на креслах-колясках - не менее 1,8 м, на локальных участках длиной до 15 м, как исключение, возможно снижение ширины дорожки до 1,2 м.
6.7. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При уклоне менее 5% длина пандуса не ограничивается, промежуточные площадки для отдыха не обязательны. При уклоне от 5 до 8% требуется устройство промежуточных площадок через каждые 6 м пути с глубиной не менее 1,6 м. По обе стороны пандусов предусматриваются непрерывные перила
6.8. По краям пешеходных путей рекомендуется устраивать бордюры с высотой не менее 0,05 м.
Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,025 м.
6.9. При устройстве съездов в местах с перепадом рельефа до 0,2 м (с тротуара, около здания и в затесненных местах) допускается на протяжении не более 10 м принимать продольный уклон до 10%.
6.10. На пешеходных дорожках рекомендуется предусматривать поворотные и разворотные площадки, учитывающие параметры оптимального использования инвалидной коляски.
6.11. Для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей 0,4 м (но не менее 0,35 м), высоту подъемов ступеней - не более 0,12 - 0,13 м.
Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней.
6.12. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема (СП 35-101).
6.13. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
6.14. Криволинейные участки пандусов должны иметь внутренний минимальный радиус от 2 метров и более для пешеходного движения и 5 м - автотранспортного движения.
6.15. Участок пути от входа на территорию школы к входу в здание рекомендуется обустраивать навесами, особенно это актуально на участках перепадов рельефа (с пандусами и ступеньками лестниц, снабженные устройствами подогрева поверхности).
6.16. От вертикальной плоскости конструктивных элементов на высоте от 0,7 до 2,1 м вдоль пешеходных путей отечественными нормами на проектирование не разрешаются выступы более чем на 0,1 м, а для отдельно стоящей опоры - не более чем на 0,3 м. В противном случае пространство под этими объектами необходимо выделять бортиком высотой не менее 0,1 м или ограждением высотой более 0,7 м.
Края выступов (навесного оборудования) не должны быть острыми (предпочтительна - скругленная форма).
Опасные для инвалидов пространства участка следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 0,10 м.
6.17. Рекомендуется вдоль коммуникационных путей передвижения включать места кратковременного отдыха (такие участки с поручнями значительно улучшают удобство передвижения маломобильного человека).
Примыкающие к путям пешеходного передвижения, озелененные эксплуатируемые площадки не должны иметь перепада высот, бордюрных или бортовых камней. Места отдыха рекомендуется оборудовать навесами, защищающими от перегрева и осадков, шумозащищающими экранами, скамьями и местом для кресла-коляски, телефонами автоматами, указателями, светильниками, сигнализацией и т.п. Эти площадки желательно располагать на хорошо инсолируемых участках.
6.18. Скамейки устанавливаются на обочинах проходов и обозначаются с помощью изменения дорожного покрытия. Скамьи должны обеспечивать опору для спины и иметь не менее одного подлокотника. Все выступающие части скамей следует окрашивать в цвета, контрастные к окружающей среде.
Минимальное пространство для ног под сиденьем должно быть не менее 1/3 глубины сиденья.
6.19. Минимальный уровень освещенности в зонах отдыха следует принимать 20 лк. Объекты малых архитектурных форм следует освещать в 1,5 раза больше освещения прилегающих территорий. Следует избегать мигающих источников света.
6.20. Размеры и расположение элементов благоустройства придомовой территории должны позволять пользование ими с высоты кресла-коляски.
6.21. Параметры коммуникационных проходов должны учитывать не только минимально допустимые размеры ширины пешеходных дорожек, но и место удобного и безопасного расположения визуальной информации.
В пределах участков зданий на путях движения рекомендуется предусматривать последовательную систему информации.
К информационным средствам на участках, используемых МГН, следует относить:
рельефные, фактурные и иные виды тактильных поверхностей путей движения, ограждения опасных зон, разметку путей движения, указатели и знаки дорожного движения, информационные сооружения (стенды, шиты и объемные рекламные устройства), световые указатели; устройства звукового дублирования сигналов движения.
Тактильные указатели рекомендуется устанавливать на элементах путей передвижения, на внешних, выпуклых углах зданий и сооружений, на столбах и ограждениях, на кабинах таксофонов и т.п.