5.4 Смазка
Движущиеся части, температура которых зависит от наличия смазочного материала, предотвращающего повышение температуры до значений, превышающих максимальную установленную температуру поверхности, или возникновения воспламеняющих искр, образованных механическим путем, должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать постоянное присутствие смазочного материала. Это может быть обеспечено с помощью разбрызгивающего смазочного устройства, автоматической системой смазки или неавтоматизированной системой контроля уровня масла вместе с соответствующими инструкциями о регулярном обслуживании и рекомендованной частоте осмотра. В случае невыполнения этого требования, следует использовать альтернативные меры для снижения и устранения риска воспламенения (например, температурные датчики, которые включают сигнализацию до момента достижения температуры воспламенения, или температурные датчики, настроенные на контроль и устранение потенциального источника воспламенения (см. ГОСТ 31441.6)).
В случаях, когда оборудование предназначено для эксплуатации с жидкостями, и присутствие жидкости является необходимым в целях смазки, охлаждения, гашения или предотвращения воспламенения, это должно быть указано в инструкциях изготовителя в соответствии с требованиями ГОСТ 31441.1.
6 Требования к подшипникам
6.1 Общие положения
Подшипники, как правило, разделяются на три типа: подшипники скольжения с плоским движением, подшипники скольжения с вращательным движением и подшипники с элементами качения. При оценке подшипников в рамках оценки опасности воспламенения в соответствии с требованиями ГОСТ 31441.1 (см. 4.1) должно быть принято во внимание следующее (перечень не является окончательным):
- подшипник должен быть рассчитан на эксплуатацию в рамках целевого назначения оборудования;
- базовый расчетный срок службы подшипника (для подшипников с элементами качения - см. [2], а также примечание 1 к п.6.1);
- надлежащая посадка подшипников в корпусах и на валу (допуски, качество поверхности), принимая во внимание радиальные и осевые нагрузки на подшипник относительно вала и корпуса;
- соосность подшипников;
- осевая и радиальная нагрузка подшипников, вызванная тепловым расширением вала и корпуса при самых жестких условиях эксплуатации;
- в случае необходимости, защита подшипника от попадания в него воды и посторонних предметов во избежание его преждевременного повреждения;
- предохранение подшипника от электрических токов, включая блуждающие токи (которые могут вызвать, например, воспламеняющее искрение или искровую эрозию, приводящую к преждевременному повреждению, в точке контакта между шариком и кольцом шарикоподшипника);
- обеспечение достаточной смазки согласно смазочному режиму, необходимому для данного типа подшипника (например, для подшипников скольжения, граничная смазка, смешанная или полная тонкостенная гидродинамическая смазка, являются наиболее распространенными режимами);
- рекомендованные интервалы технического обслуживания;
- замена после наступления недопустимого износа или окончания рекомендованного срока службы, в зависимости от того, что из них наступит первым;
- предохранение подшипника от вибрации, особенно при простое.
В случаях, когда любая из вышеупомянутых мер зависит от выполнения потребителем неавтоматизированного контроля для обнаружения неисправностей или приближающихся неисправностей, необходимая информация должна быть включена в инструкции изготовителя, в соответствии с требованиями ГОСТ 31441.1.
Для оборудования с уровнями взрывозащиты Ga, Da изготовитель должен определить необходимое время обкатки, в течение которого оборудование не должно находиться во взрывоопасной среде.
Примечания
1 В настоящее время отсутствуют методики испытаний, по результатам которых можно сделать достоверный вывод о том, что данный конкретный тип подшипника имеет низкий риск образования источника воспламенения при эксплуатации.
Изготовители шариковых и роликовых подшипников, тем не менее, зачастую указывают базовый расчетный срок службы, соответствующий вероятности механического отказа, происходящего в ходе эксплуатации (например, отказ вследствие деформации элемента, усталостного расслаивания или растрескивания, происходящего на одном из его элементов). Данный базовый показатель может использоваться при оценке опасности воспламенения по определению риска возникновения неисправности работающего подшипника, что могло бы привести к образованию нагретой поверхности или искр. Базовый расчетный срок службы подшипника качения определяется радиальной и осевой нагрузкой, которую подшипник качения теоретически может выдержать на один миллион оборотов. Он обычно выражается как величина "L" в оборотах или часах эксплуатации в течение прогнозируемого срока службы. В целях снижения риска неисправностей при эксплуатации до минимума очень важно, чтобы изготовитель оборудования обращал внимание на качество конструкции, соотношение осевых и радиальных нагрузок, технологию изготовления, смазку, охлаждение и техническое обслуживание. Также важны рекомендации проведения регулярных проверок в ходе эксплуатации с целью обнаружения приближающихся неисправностей.
2 Срок службы подшипников зависит в значительной степени от условий эксплуатации, и поэтому точному расчету срок их службы не подлежит.
3 Подшипники скольжения с плоским движением не рассматриваются, поскольку их срок службы невозможно рассчитать. Смазка должна быть обеспечена в соответствии с 6.2.
Подшипники должны иметь необходимый уровень качества и быть изготовлены с применением современных технологий. Они должны регулярно осматриваться и/или контролироваться для предотвращения риска воспламенения взрывоопасной среды.
Инструкции изготовителя оборудования должны включать сведения о необходимом обслуживании, частоте обслуживания и соответствующих методах технического обслуживания.
6.2 Смазка
Подшипники, которые зависят от наличия смазочного материала для предотвращения повышения температуры до значений, превышающих установленную максимальную температуру поверхности, или возникновения воспламеняющих искр, образованных механическим путем, должны быть разработаны так, чтобы обеспечивать постоянное присутствие смазочного материала. Это может быть обеспечено с помощью герметизированных подшипников, снабженных на весь срок службы смазочным материалом, разбрызгивающего смазочного устройства, автоматической системой смазки, или неавтоматизированной системой контроля уровня масла вместе с соответствующими инструкциями о регулярном обслуживании и рекомендованной частоте осмотра. В случаях, когда это выполнить невозможно, следует использовать альтернативные меры для снижения и устранения риска воспламенения (например температурные датчики, которые включают сигнализацию до момента достижения потенциально опасной воспламеняющей температуры, или температурные датчики, настроенные на контроль потенциального источника воспламенения (см. ГОСТ 31441.6)).
В случаях, когда оборудование предназначено для эксплуатации с жидкостями, и присутствие жидкости является необходимым в целях смазки, охлаждения, гашения или предотвращения воспламенения, это должно быть указано в инструкциях изготовителя в соответствии с требованиями ГОСТ 31441.1.
6.3 Химическая совместимость
Подшипники должны изготавливаться из материалов, стойких к жидкостям или парам, в которых они должны использоваться в соответствии со своим целевым назначением. Подобным образом материалы, используемые при конструировании подшипников, включая сепараторы подшипника, должны быть стойкими к любым жидкостям или растворителям, которые могут войти с ним в контакт. Особое внимание должно уделяться неметаллическим частям, способным набухать. В случаях, когда жидкости или пары могут растворять смазочный материал подшипников, смазочный материал должен сохранять свои свойства даже в этом состоянии.
7 Требования к силовым трансмиссиям
7.1 Зубчатые приводы
Зубчатые приводы должны отвечать требованиям раздела 5. В случаях, когда оценка опасностей воспламенения (см. 4.1) показывает, что какой-либо источник воспламенения все еще может оставаться, должен использоваться другой вид взрывозащиты (например жидкостное погружение по ГОСТ 31441.8).
7.1.1 В случаях, когда в оборудовании предусмотрены средства для изменения передаточного числа (вручную или автоматически), механизм переключения передач должен быть устроен так, чтобы не возникли температуры, превышающие установленную максимальную температуру поверхности, или воспламеняющие искры, образованные механическим путем.
7.2 Ременные приводы
7.2.1 Приводные ремни должны быть неспособными вызывать воспламеняющий электростатический разряд при эксплуатации (см. [3] и [4]).
7.2.2 Материалы, используемые при изготовлении приводных ремней, должны быть негорючими и/или не поддерживающими или распространяющими горение. Такими материалами являются, например, материалы, классифицированные как А1, А2 или В согласно [5] (см. также [6]). Их выбор следует проводить с учетом результатов анализа опасностей воспламенения.
7.2.3 В приводах, в которых может возникать нагрев поверхности сверх установленной максимальной температуры поверхности при ослаблении натяжения ремня или его проскальзывании на шкиве, необходимо поддерживать необходимое натяжение ремня.
Примечание - Устройства, используемые для обеспечения необходимого натяжения ремня, могут также использоваться для обнаружения разрывов ремней.
7.2.4 В приводах, в которых из-за несоосности валов могут возникать температуры поверхностей сверх установленной максимальной температуры, должна поддерживаться соосность (см. 7.2.3).
Примечание - В качестве альтернативы ременные приводы могут быть оснащены устройствами контроля температуры для предотвращения нагревания поверхностей до опасного уровня, при котором возможно воспламенение (см. ГОСТ 31441.6).
7.2.5 Опорная рама, шасси или силовая конструкция оборудования, в которых используются ременные передачи, должны быть изготовлены из электрически проводящих материалов и устроены так, чтобы обеспечивать цепь заземления для снятия электростатического заряда, возникающего на ремнях. В состав ременного привода входят рама, шасси или силовая трансмиссия, включая ведущий шкив или барабан и натяжные шкивы или ролики. В случае, если электрическое сопротивление путей утечки между частями конструкции и землей превышает 10 Ом, то должно быть обеспечено специальное электрическое соединение между отдельными частями конструкции и землей.
Примечание - В случаях, когда шкив привода или ролик привода приводятся в действие электрическим двигателем, подключенным к промышленной сети питания, допускается осуществлять заземление конструкции через цепь заземления электродвигателя.
7.2.6 Приводы, которые в результате остановки ведомого вала и контроля температуры при вращающемся ведущем вале способны вызывать нагрев поверхностей до температур, превышающих установленную максимальную температуру поверхности, должны иметь средства обнаружения остановки ведомого вала и предотвращения воспламенения.
7.3 Цепные приводы
Цепные приводы должны отвечать требованиям раздела 5.
Цепные приводы, работающие на скоростях свыше 1 м/с и содержащие потенциальный источник воспламенения (определенный в соответствии с оценкой опасностей воспламенения по требованиям ГОСТ 31441.1), должны быть снабжены средством обеспечения постоянного зацепления цепи с ее соответствующим цепным колесом. В случаях, когда это невозможно, они должны быть оснащены устройством, снимающим вращающий момент с приводного колеса в случае разрушения цепи, вывода из зацепления или провисания цепи сверх допустимого предела, определенного в инструкциях изготовителя (см. ГОСТ 31441.6).