ГОСТ 31441.5-2011(EN 13463-5:2003) Оборудование неэлектрическое, предназначенное для применения в потенциально взрывоопасных средах. Часть 5. Защита конструкционной безопасностью "с" стр. 4

Другие приводы должны отвечать требованиям, указанным в разделе 5.

7.5 Гидравлическое и пневматическое оборудование  

7.5.1 Оборудование, предназначенное для передачи энергии на гидравлические или пневматические исполнительные устройства, следует изготавливать из труб, оболочек и/или других внешних частей, поверхность которых не нагревается до температур, превышающих установленную максимальную температуру поверхности, даже в случае непрерывной работы при наиболее неблагоприятных значениях номинального режима эксплуатации.
7.5.2 Гидравлическое оборудование должно отвечать требованиям ГОСТ 31177.
7.5.3 Пневматическое оборудование должно отвечать требованиям ГОСТ 30869.
7.5.4 Максимальная температура любой жидкости или газа, передающей энергию, утечка которых возможна, не должна превышать установленную максимальную температуру поверхности оборудования, если это может создать риск воспламенения.
Примечание - Устройством защиты от перегрева может служить плавкая вставка в гидравлической муфте, при расплавлении которой жидкость, используемая для передачи энергии, выпускается из муфты при перегрузке/перегреве (см. ГОСТ 31441.6).
7.5.5 Чтобы предотвратить воспламенение взрывоопасной среды горящей жидкостью, рабочая жидкость должна иметь соответствующую сопротивляемость горению.
Примечания
1 Для оборудования Группы I это может быть достигнуто при использовании соответствующей жидкости.
2 В национальном законодательстве могут устанавливаться требования к применению различных негорючих жидкостей в конкретных гидравлических системах.
7.5.6 Воздушные компрессоры, используемые для пневматического оборудования, должны:
- включать в свою конструкцию фильтр на воздухозаборной системе, чтобы предотвратить попадание пыли или других посторонних предметов в части, где происходит нагнетание;
- содержать только те смазочные материалы, которые являются устойчивыми к обугливанию.
Примечания
1 Обугливание смазочного материала компрессора (вызванное воздействием повышенных температур) приводит к формированию маслянистых углеродистых отложений в рабочей зоне компрессора, которые могут вызвать его перегрев и воспламенение взрывоопасной среды.
2 Применительно к газам, использующимся при высоком давлении (например, в компрессорах), необходимо учитывать, что температура воспламенения снижается при увеличении рабочего давления.

8 Требования к муфтам и сцеплениям

8.1 Муфты и сцепления должны иметь такую конструкцию или контролироваться так (см. ГОСТ 31441.6), чтобы температура неподвижных или движущихся частей не превышала установленную максимальную температуру поверхности оборудования. При применении пластмассовых или других неметаллических частей муфт или сцеплений их материал или расположение должны исключать возможность возникновения воспламеняющего разряда электростатического электричества.
Примечание - Примерами вышеупомянутых типов муфт и сцеплений являются муфта с фрикционным диском, конусная центробежная муфта, гидравлическая муфта и гидравлическая муфта с регулируемым наполнением.
8.2 При полном включении муфт и сцеплений не должно происходить проскальзывания или относительного перемещения между ведущим и ведомым устройствами, что могло бы вызвать нагрев поверхности до температуры, превышающей установленную максимальную температуру поверхности.
Примечание - Указанные требования могут быть выполнены с помощью следующих мер (см. ГОСТ 31441.6):
- установка устройства защиты от перегрузки/перегрева, например, плавкая вставка в гидравлической муфте, которая прекращает подачу приводной жидкости из муфты при перегрузке/перегреве; или
- применение контрольных устройств, обеспечивающих отключение привода в случае, если температура какой-либо части муфты или сцепления или его корпуса достигает установленной максимальной температуры поверхности; или
- применение контрольных устройств, обеспечивающих прекращение передачи вращающего момента в случае, если происходит проскальзывание вследствие неисправности, неправильной настройки или чрезмерного износа механизмов/фрикционных накладок (например диски сцепления).
8.3 Для того, чтобы предотвратить опасное нагревание вследствие трения, максимальное фактическое время, которое требуется механизмам для достижения полного сцепления с момента старта на нулевой скорости или полного расцепления, не должно приводить к превышению максимальной температуры поверхности оборудования. Одним из методов достижения этого является определение максимального безопасного времени включения или выключения сцепления, указанного в приложении В (раздел В.2).

9 Требования к тормозным устройствам и тормозным системам  

9.1 Тормозные устройства, используемые для аварийного останова
Тормозные устройства, предназначенные для аварийного останова оборудования, должны быть сконструированы так, чтобы при рассеивании максимальной кинетической энергии не превышалась максимальная температура поверхности, а также не производились воспламеняющие искры в любой части, подвергнутой воздействию потенциально взрывоопасной среды.
Примечание - При низкой вероятности срабатывания аварийного устройства для затормаживания оценка опасности согласно 4.1 может исключить необходимость применения дополнительных средств защиты для такого оборудования.
9.2 Рабочие тормозные устройства (включая фрикционные тормоза и жидкостные тормоза-замедлители)
Рабочие тормозные устройства должны быть сконструированы так, чтобы обеспечить рассеивание максимальной кинетической энергии, исключая при этом превышение установленной максимальной температуры поверхности, а также возможность появления искр, способных воспламенить взрывоопасную среду.
Примечание - Рекомендуется принимать другие защитные меры для предотвращения возникновения источников воспламенения.
9.3 Стояночные тормозные устройства
Стояночные тормозные устройства должны быть оснащены блокировкой, которая предотвращает передачу энергии привода, если тормоз полностью не отпущен. Вместо блокировки допускается устанавливать контрольные устройства.

10 Требования к пружинам и поглощающим элементам

Пружины и поглощающие элементы следует изготавливать и, в случае необходимости, снабжать смазочными и/или охлаждающими устройствами так, чтобы любая часть, находящаяся в контакте со взрывоопасной средой, не приводила к нагреву поверхности до температуры, превышающей установленную максимальную температуру поверхности или возникновению искр, образованных механическим путем при ее растрескивании или поломке во время эксплуатации, способных воспламенить взрывоопасную среду.

11 Требования к конвейерным лентам

Примечание - Оценка опасности воспламенения взрывоопасной среды от электростатических зарядов конвейерных лент с уровнем взрывозащиты Mb для шахт - см. также ГОСТ 31439.
11.1 Конвейерные ленты при эксплуатации не должны накапливать опасных электростатических зарядов (см. также ГОСТ 31439 и [4]).
11.2 Материалы, используемые при изготовлении, должны быть негорючими и/или не поддерживающими или распространяющими горение. Такими материалами являются, например, материалы, классифицированные как А1, А2 или В согласно [5] (см. также [6]). Их выбор следует проводить с учетом результатов анализа опасностей воспламенения взрывоопасной среды.
Примечания
1 Требования к испытаниям на огнестойкость конвейерных лент, применяемых в шахтах, - см. также ГОСТ 31439.
2 Национальное законодательство, регламентирующее требования к оборудованию, применяемому в горнодобывающей отрасли, может устанавливать более строгие испытания конвейерных лент на огнестойкость с применением пропановых горелок; полномасштабные испытания на огнестойкость.
11.3 Приводы, способные в результате ослабления натяжения или проскальзывания ремня на приводе конвейера или других вращающихся роликовых элементах создавать нагрев поверхностей сверх установленной максимальной температуры поверхности, должны быть оснащены средствами, позволяющими гарантировать поддержание необходимого натяжения ремня в соответствии с рекомендациями изготовителя.
Примечание - Это может быть выполнено путем контроля натяжения ремня или сравнения относительных скоростей приводного ролика и ремня.
В случае, если сравниваются относительные скорости приводного ролика и ремня, при разнице в скоростях свыше 10% вращающий момент должен быть снят.
11.4 Приводы, способные при их несоосности создавать нагрев поверхностей свыше установленной максимальной температуры поверхности, должны быть оснащены средствами обнаружения нарушения соосности.
Примечание - Как вариант защитных средств, описанных в 11.3 и 11.4, ременный привод может быть оснащен устройствами контроля температуры, позволяющими исключить превышение установленной максимальной температуры поверхности (см. ГОСТ 31441.6).
11.5 Опорная рама, шасси или силовая трансмиссия оборудования, в которых используются ремни, должны быть изготовлены из электрически проводящих материалов и устроены так, чтобы обеспечивать цепь заземления, предотвращающей накопление опасных электростатических зарядов. Рама, шасси или конструкция включают ведущий шкив или барабан и натяжные шкивы или ролики, связанные с ременным приводом. Должно быть обеспечено специальное электрическое соединение между отдельными частями конструкции и землей в случае, если электрическое сопротивление путей утечки превышает 10 Ом.