ГОСТ 31441.5-2011(EN 13463-5:2003) Оборудование неэлектрическое, предназначенное для применения в потенциально взрывоопасных средах. Часть 5. Защита конструкционной безопасностью "с" стр. 6

Материалами, используемыми при изготовлении корпуса (оболочки) и выходного вала, являются сталь или нержавеющая сталь, которые не вызывают фрикционных искр или электростатических разрядов при правильном заземлении. Вследствие того, что внутренние части (например, ротор и статор) обдуваются потоком расширяющегося воздуха, они не входят в контакт со взрывоопасной средой, и поэтому нет необходимости особого рассмотрения опасностей воспламенения от искр. Внутренние части могут быть изготовлены из любых материалов, при условии, что они являются достаточно прочными для выполнения эксплуатационных технических требований и имеют достаточный запас прочности от повреждений при механических нагрузках. При нагревании поверхностей от перегрузок до недопустимых температур должно быть применено устройство ограничения вращающего момента или другие соответствующие устройства.
Правильный выбор подшипников вала двигателя, содержащих в закрытом корпусе подшипника со степенью защиты IP54 вязкую смазку, позволяет предотвратить перегрев, а также попадание во внутрь пыли и брызг воды, которые могут загрязнить смазочный материал. Таким образом, риск преждевременного повреждения подшипника в эксплуатации снижается.
Зубчатые передачи размещены в пыленепроницаемом и водонепроницаемом корпусе. Они снабжены смазкой, рассчитанной на весь срок службы, и постоянно обдуваются струей расширяющегося воздуха или погружены в защитное смазочное масло, которое не поддерживает горение. В последнем случае количество смазочного масла должно контролироваться или регулярно проверяться (см. ГОСТ 31441.8). Если смазочное масло коробки передач используется в качестве защитной меры, то в инструкции для потребителя должна содержаться информация о том, что оно подлежит контролю со стороны обслуживающего персонала. Кроме того, существует также небольшой риск редких неисправностей (например, повреждение лопатки турбины или подшипника, а также перегрузки или превышение допустимой скорости вращения выходного вала).

Приложение В

(обязательное)
Требования к испытаниям

В.1 Испытания смазываемых устройств уплотнений на "сухой прогон"

В ходе испытаний моделируется нагревание, которое может произойти в случае потери смазки, предусмотренной для уплотнительных элементов смазываемого типа между неподвижными и движущимися частями оборудования. Примерами соответствующих устройств уплотнения являются уплотнения прокладками, кольцевые уплотнения и другие аналогичные уплотнения, используемые на скользящих или вращающихся валах.
Перед проведением испытаний следует убрать смазочный материал без использования растворителей так, чтобы минимальная остаточная смазка была сохранена. Затем следует подвергнуть устройство уплотнения испытанию на "сухой прогон" в течение, по меньшей мере, одного часа, при этом движущаяся часть должна работать на максимальной рабочей скорости.
Измерить температуру неподвижной части оборудования следует как можно ближе к месту, где уплотнение вступает в контакт с движущимися частями. Например, точный замер обычно можно производить, вставив термопару в небольшое отверстие, выполненное под углом вблизи уплотнения так, чтобы оно проходило под элементом уплотнения. К концу испытаний необходимо зафиксировать несколько показаний температуры для того, чтобы убедиться в достижении установившейся температуры. Необходимо зарегистрировать показания температуры вместе с температурой окружающей среды и скоростью движущейся части в течение проведения испытаний.

В.2 Типовое испытание для определения максимального времени включения муфты

В.2.1 Аппаратура

В.2.1.1 Следует выбрать один типовой образец муфты, предназначенный для использования во взрывоопасной среде. Если рассматриваемые муфты образуют типоразмерный ряд, то следует выбрать муфту, рассчитанную на передачу наибольшей мощности и вращающего момента с входного вала на выходной вал.
Примечание - Если муфта оснащена устройством предотвращения перегрузки, например срезным штифтом (для типов с фрикционными накладками) или плавким соединением/заглушкой (для типов с жидкостным заполнением), при испытаниях следует исключить их предохраняющее действие, чтобы предотвратить их влияние на итоговые результаты.
В.2.1.2 Датчики температуры должны быть способны измерять температуры во всем рабочем диапазоне, включая температуру воспламенения взрывоопасной среды, в которой муфта должна применяться по своему назначению. Датчики также должны быть способны измерять температуру неподвижных и движущихся частей, подвергнутых воздействию непосредственно окружающей их среды. Такими датчиками могут быть, например, калиброванные инфракрасные температурные датчики, предназначенные для дистанционного измерения фактической температуры движущихся частей.
В.2.1.3 Приводной двигатель должен быть способным передавать максимальную рекомендованную изготовителем муфты мощность и вращающий момент.
В.2.1.4 Блокировочное устройство должно быть способным предотвращать вращение выходного вала муфты при подаче на входной вал максимальной рекомендованной изготовителем приводной мощности и вращающего момента.
В.2.1.5 Таймер/записывающее устройство должно быть настроено на включение в момент начала подачи вращающего момента на входной вал и остановку, если любая часть сборки нагревается до максимальной температуры поверхности для данной взрывоопасной среды.
В.2.1.6 Камера кондиционирования должна быть способна поддерживать необходимые для муфты условия во время, когда входной вал муфты вращается приводным двигателем, а муфта заблокирована блокировочным устройством.

В.2.2 Методика проведения испытаний

В.2.2.1 Муфту следует выдерживать при температуре (20±5) °С в течение 8 ч.
В.2.2.2 Одновременно запускают приводной двигатель (для подачи вращающего момента на входной вал муфты) и таймер.
В.2.2.3 Определяют и регистрируют "максимальное время включения" муфты, в секундах, с момента подачи вращающего момента, до момента, когда датчик температуры зафиксирует достижение любой частью муфты установленной максимальной температуры поверхности, допустимой для окружающей взрывоопасной среды, в которой она должна использоваться по своему назначению.
В.2.2.4 Останавливают приводной двигатель.

В.2.3 Результаты испытаний

Отчет по результатам испытаний должен содержать:
- наименование изготовителя муфты;
- идентификацию изготовителя муфты;
- "максимальное время включения" муфты в секундах.

В.2.4 Представление результатов

Максимальное безопасное время включения должно указываться в инструкциях и/или в руководстве по монтажу и эксплуатации, поставляемых вместе с оборудованием.

Библиография

[1] IEC 60079-4:1975Electrical apparatus for explosive gas atmospheres - Part 4: Method of test for ignition temperature (Электрооборудование для взрывоопасных газовых сред. Часть 4. Метод испытания для температуры самовоспламенения)
[2] ISO 281:2007Rolling bearings - Dynamic load ratings and rating life (Шариковые подшипники. Динамические номинальные параметры нагрузки и срок службы)
[3] ISO 1813:1998Belt drives - V-ribbed belts, joined V-belts and V-belts including wide section belts and hexagonal belts - Electrical conductivity of antistatic belts: Characteristics and methods of test (Передачи ременные. Клиновые ремни, усиленные ребрами жесткости, соединенные клиновые ремни и клиновые ремни, включающие ремни широкого сечения и шестигранные ремни. Электропроводимость антистатических ремней: характеристики и методы испытания)
[4] CENELECTechnical ReportCLC/TR 50404:2003-06Electrostatics - Code of practice for the avoidance of hazards due to static electricity (Электростатика. Свод правил по исключению рисков из-за разрядов статического электричества)
[5] EN 13501-1:2007Fire classification of construction products and building elements - Part 1: Classification using test data from reaction to fire tests (Пожарная классификация изделий конструкции и элементов здания. Часть 1. Классификация на основе испытательных данных реакции на испытания на возгорание)
[6] EN 13478:2007Safety of machinery - Fire prevention and protection (Безопасность машин. Предотвращение и защита от пожара)
__________________________________________________________