В 2007 году на реке Теча наблюдалась повышенная водность: средний расход воды в створе с. Муслюмово составил 9,77 м/сек при норме 2,92 м/сек (335%). В сравнении с 2006 годом водность возросла в 2 раза.
Наличие в верхнем течении реки Теченского каскада промышленных водоемов производственного объединения "Маяк" и системы обводных каналов оказывает влияние на уровень радиоактивного загрязнения открытой гидрографической системы реки и ее водность.
Река Караболка протекает по северным территориям Челябинской области. Истоки реки расположены на территории прохождения Восточно-Уральского радиоактивного следа (болото Бугай). Основным источником радиоактивного загрязнения реки являются техногенные радионуклиды, которые поступают в экосистему реки в результате вторичных процессов их смыва с водосборной поверхности и выщелачивания из донных отложений.
В 2007 году на реке Караболка наблюдалась повышенная водность: средний расход воды составил 2,68 м /сек при норме 1,11 м/сек (241%). В сравнении с прошлым годом расход воды в целом по году увеличился вдвое.
Мониторинг радиоактивного загрязнения поверхностных вод включает в себя следующие виды работ:
1. измерение концентрации Sr90 в воде.
Река Теча. На рисунке 1.25 представлена динамика среднегодовых концентраций изотопа Sr90 в реке Теча в 2004-2007 годах по 4 контрольным створам. Прослеживается стабильная тенденция снижения содержания изотопа Sr90 в водной среде.
Река Караболка. Среднегодовая концентрация изотопа Sr90 составила в створе Т. Караболка 2,5 Бк/л, что несколько ниже, чем в прошлом году, в створе Усть-Караболка 1,4 Бк/л, что на уровне прошлого года.
2. измерение концентрации Н3 в воде.
Река Теча. На рисунке 1.26 представлены среднемесячные концентрации Н3 за 2004-2007 годы. Наблюдается снижение концентраций за 4-летний период. Сезонная динамика в 2006-2007 гг. приблизилась к природному циклу колебаний концентраций, зависящему, в первую очередь, от водности.
Река Караболка. Среднегодовая концентрация изотопа Н3 в створе Т. Караболка составила величину 9,8 Бк/л, что не достигает величины уровня вмешательства для данного изотопа, но выше фонового уровня по России в 3,6 раза. В сравнении с прошлым годом она снизилась в 1,2 раза. Максимальные концентрации изотопа трития наблюдались в июне (15,8 Бк/л) и августе (14,8 Бк/л).
3. измерение концентрации Cs137 в воде.
Река Теча. Среднегодовые концентрации изотопа колебались в пределах 0,11 Бк/л (створ Нижнепетропавловское) до 0,26 Бк/л (Муслюмово). Эти значения значительно меньше уровня вмешательства для изотопа Cs137 в воде. Однако, если сравнить концентрации Cs137 в р. Теча с его содержанием в водных объектах Чернобыльской зоны, то они выше.
Река Караболка. Концентрации Cs137 в воде реки колебались в пределах, близких к фону 0,00-0,05 Бк/л.
1200 × 857 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок. 1.25. Среднегодовые концентрации изотопа Sr90 в р. Теча в 2004-2007 годы
1200 × 885 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 1.26. Среднемесячные концентрации в Н3 р. Теча за 2004-2007 годы
Выводы. В целом результаты радиационного мониторинга за 2007 год показали следующее:
1. Уровень мощности экспозиционной дозы гамма-излучения по контрольным точкам, расположенным на территории области в течение года не превышал фоновых значений.
2. Среднесуточная плотность выпадений бета-активных элементов по Челябинской области составила 0,7 Бк/м2, что несколько ниже, чем в прошлом году.
3. Плотность выпадений Cs137 в приземный слой атмосферы осталась на уровне 2006 года и составила 0,5 Бк/м в месяц.
4. Концентрация активных элементов в аэрозолях атмосферного воздуха контрольных пунктов не превышала фоновых значений в среднем по Российской Федерации (17,3x10 -5 Бк/м3).
5. Среднегодовые концентрации Cs137 в аэрозольной фракции атмосферного воздуха в 3 контрольных пунктах наблюдались выше фонового уровня в 2,8-37,9 раз, Sr90 в 6,7-64,4 раза. В п. Новогорный, наиболее близко расположенном к производственному объединению "Маяк", зафиксировано снижение концентрации изотопов в 1,8-2,5 раза в сравнении с прошлым годом.
6. Техногенное влияние от производственного объединения "Маяк" сгладилось. Даже в ближней зоне наблюдается значительное снижение фиксируемых концентраций радионуклидов.
7. Среднегодовые концентрации изотопа Sr90 в воде р. Теча на территории Челябинской области колебались в пределах 7,3-9,1 Бк/л, эти значения ниже средних многолетних характеристик содержания изотопа в воде реки и превышают уровень вмешательства по НРБ99 для изотопа Sr90 в 1,5-1,8 раз. В сравнении с 2006 годом среднегодовые концентрации изотопа Sr90 снизились в 1,5 раза.
8. Среднегодовые концентрации изотопа Cs на территории Челябинской области колебались в пределах 0,11-0,26 Бк/л, эти значения значительно меньше уровня вмешательства по НРБ-99 для изотопа Cs137.
9. В сравнении с 2006 годом наблюдалось снижение среднегодовых концентраций трития в воде р. Теча в 1,8 раза, а максимальных в 1,7 раза.
10. Превышение уровня вмешательства (по НРБ-99) в р. Теча наблюдалось только по изотопу Sr90 в отдельные месяцы, содержание остальных техногенных радионуклидов не превышало допустимых уровней.
11. Радиационная ситуация на р. Караболка наблюдалась стабильная, концентрации техногенных радионуклидов в воде реки в сравнении с 2006 годом немного снизились и не превышали уровней вмешательства по НРБ-99.
Для написания раздела использована информация с сайта: http://www.ecol.ural-ecol.uu.ru.
1.2. Социально-экономическая оценка использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Челябинской области
1.2.1. Доходы от использования лесов по уровням бюджетной системы Российской Федерации
По итогам работы лесного сектора экономики за 2007 год в бюджеты различных уровней перечислено более 78 млн. рублей, из них 49,2 млн. рублей в бюджет Российской Федерации (63% от общей суммы доходов от использования лесов), 29,0 млн. рублей в бюджет Челябинской области (37% от общей суммы доходов от использования лесов).
Отчисления в федеральный бюджет по плате за использование лесов в части минимального размера платы по договорам купли-продажи лесных насаждений (плата за древесину на корню, реализованные через аукционы, сельскохозяйственным организациям, населению, бюджетным организациям) в 2007 г. составили 15,6 млн. руб. (52,2% от общей суммы платы по договорам купли-продажи лесных насаждений), плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы 28,7 млн. руб. (66,3% от общей суммы арендной платы), по прочим поступлениям от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба 3,0 млн. руб. (100% от общей суммы денежных взысканий). Распределение поступлений по бюджетам показано на рисунках 1.27 - 1.29.
1200 × 647 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 1.27. Распределение платежей в бюджетную систему Российской Федерации
1200 × 696 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 1.28. Распределение платежей в федеральный бюджет
1200 × 531 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 1.29. Распределение платежей в бюджет Челябинской области
Рассматривая структуру платежей за пользование лесным фондом, можно отметить, что более половины платежей в федеральный бюджет составляет арендная плата (58,3%), а поступление платежей в бюджет Челябинской области составляют плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений (49,6%) и плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы (50,4%).
Реальным источником средств финансирования лесохозяйственных мероприятий в Челябинской области является плата за древесину, отпускаемую на корню от заготовки древесины спелых и перестойных насаждений, рубок ухода за лесом, прочих рубок (табл. 1.16).
Средняя ставка платы за древесину, отпускаемую на корню, сложившая по области в 2007 году составила 64,70 руб./м3, в том числе по ставкам, установленным Правительством Российской Федерации 42,11 руб./м (рис. 1.30).
Таблица 1.16
Платежи за пользование лесами Челябинской области по видам пользования в 2007 году, тыс. руб.
Наименование показателей | Причитается платежей по договорам аренды и купли-продажи лесных насаждений, тыс. руб. | Фактическое поступление платежей в бюджеты, тыс. руб. | ||||||||||
Всего | в т.ч. по минимальным размерам арендной платы и платы по договорам купли-продажи | Всего | по уровням бюджетов | |||||||||
Всего | в том числе: | Всего | федеральный бюджет | бюджеты субъектов РФ | ||||||||
договорам аренды | по договорам купли-продажи | |||||||||||
Плата за использование лесов всею | 77 146,0 | 43 326,3 | 30 003,6 | 46 391,0 | 78 201,8 | 49 240,2 | 28 961,6 | |||||
1. Заготовка древесины | 48 057,2 | 18 263,0 | 29 794,2 | 31 256,8 | 48 057,2 | 29 024,7 | 19 032,5 | |||||
в т.ч.: сплошные рубки | 24 965,1 | 11 918,9 | 13 046,2 | 16 939.0 | 24 965,1 | 15 673,2 | 9 291,9 | |||||
выборочные рубки | 23 092,1 | 6 344,1 | 16 748,0 | 14 317,8 | 23 092,1 | 13 351,5 | 9 740,6 | |||||
2. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов | 189,7 | 189,7 | 179,0 | 189,7 | 179,0 | 10,7 | ||||||
3. Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства | 138.5 | 138,5 | 16,4 | 138,5 | 16,4 | 122,1 | ||||||
4. Ведение сельского хозяйства | 294,1 | 84,7 | 209,4 | 46,3 | 294.1 | 255,7 | 38,4 | |||||
5.Осуществление рекреационной деятельности | 19 770,6 | 19 770,6 | 11 523,6 | 19 770,6 | 11 523,6 | 8 247,0 | ||||||
6. Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых | 3 111,5 | 3 111,5 | 2 325,2 | 3 111,5 | 2 325,2 | 786,3 | ||||||
7. Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов | 1 768,3 | 1 768,3 | 1 043,7 | 1 768,3 | 1 043,7 | 724,6 | ||||||
8. Доходы от оказания информационноконсультационных и иных видов услуг | 327,9 | 327,9 | 327,9 | |||||||||
9. Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет | 2 958.7 | 2 958,7 | 2 958,7 | |||||||||
10. Средства от реализации секвестрованной древесины | 529.5 | 529,5 | 529,5 | |||||||||
11. Плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категории | 1 055,8 | 1 055,8 |
1200 × 710 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 1.30. Средние ставки платы за древесину, отпускаемую на корню в лесничествах Челябинской области
Поступление доходов в бюджеты Российской Федерации различных уровней от использования лесов составило в 2008 году 136,6 млн. рублей; в 2009 году 140,3 млн. рублей; в 2010 году 138,4 млн. рублей. В соответствии с бюджетными проектировками 2011 году планируется поступление 122,4 млн. руб. Формирование плановых показателей поступления платы за использование лесов в бюджетную систему РФ произведено с учётом положений письма Минэкономразвития России от 10.06.2010 N 9530АК/Д14 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2010 и 2013 годов". При увеличении минимальных ставок за единицу объёма заготавливаемой древесины и единицу площади лесного участка, передаваемого в аренду в соответствии с законом о федеральном бюджете планируется увеличение поступления лесного дохода с 162,63 млн. рублей в 2012 году; 267,96 млн. рублей в 2017 году, увеличение в среднем составит 11,2% в год. При этом увеличение доходов в бюджет Челябинской области в среднем составит 12,3% в год. Что касается структуры доходов бюджетной системы Российской Федерации от использования лесов, то доля отчислений в бюджет Челябинской области составит в 2008 году 35,7%, в 2012 году 36,7%, в 2017 году 37,5%.