- финансирование из федерального бюджета и бюджета города Москвы капитальных вложений на реконструкцию и строительство особо важных объектов транспортной инфраструктуры, например в части внедрения телематики и мониторинга, затрат на проведение фундаментальных научных исследований и инновационных научно-технических проектов, текущих затрат на реализацию программных мероприятий, обеспечивающих безопасное функционирование транспортных систем и представление субсидий для осуществления социально значимых перевозок;
- предоставление бюджетных и налоговых кредитов, бюджетных субсидий и субвенций;
- координация деятельности и согласования разрабатываемых программ развития транспорта города с заинтересованными органами исполнительной власти (федеральными и региональными), а также субъектами хозяйственной деятельности на автомобильном транспорте;
- проведение согласованной политики, связанной с модернизацией инфраструктуры транспорта с уполномоченными органами государственного регулирования в области транспорта, а также предприятиями и организациями транспорта, работающими на рынке транспортных услуг;
- включение проектов развития транспорта в инвестиционные программы города;
- проведение согласованной инвестиционной политики, направленной на привлечение бюджетных и внебюджетных средств и других ресурсов развития транспортной системы города;
- государственная (муниципальная) поддержка транспортных компаний и предприятий, промышленных предприятий, деятельность которых способствует росту экономики.
Степень достижения и реализации поставленных целей и задач транспортной системы Москвы будет зависеть от координации деятельности всех заинтересованных субъектов Правительства Москвы и Московской области.
5. Заключение
Разработанная концепция городской транспортной политики на грузовом автомобильном транспорте учитывает констатацию процессов происходящих в настоящее время в городском хозяйстве Москвы и основные направления совершенствования функционирования грузового автомобильного транспорта.
Концепция предусматривает на основе внедрения мероприятий научно-технического прогресса:
- жизнеобеспечение города в части необходимых для него услуг грузового транспорта;
- повышение качества транспортного обслуживания;
- установление цивилизованного рынка автотранспортных услуг с равными стартовыми условиями для предприятий всех форм собственности;
- повышение эффективности работы грузового автомобильного транспорта на основе современных информационных и логистических систем;
- повышение налогоотдачи (от 0,5 до 1 млрд. руб. дополнительно);
- повышение безопасности дорожного движения;
- уменьшение негативного влияния на окружающую среду.
Важными факторами улучшения городской среды являются: сокращение парка подвижного состава (при росте его производительности) и, соответственно, снижение нагрузки на дорожную сеть, сокращение выбросов вредных веществ в окружающую среду.
Концепция предусматривает совершенствование технических средств на базе постоянной связи потребитель-производитель, своевременное обновление парка, рациональное использование городских территорий.
Механизм реализации Концепции основан на внедрении и развитии как административных, так и экономических рычагов управления, которые должны стимулировать получение необходимых результатов. Концепция рассматривает период до 2010 года, однако она может корректироваться по отдельным позициям, и расширена за пределы 2010 года.
Основным средством реализации Концепции будут локальные программы поэтапного решения проблем, и при этом будут учитываться действующие программы и реальная возможность реализации.
Намечается, что Концепция будет реализована на основании согласованных по отдельным позициям решений с Московской областью и Минтрансом Российской Федерации.
Реализация Концепции предусматривает, в основном, использование внутренних ресурсов отрасли.
Привлечение дополнительных средств будет производиться по мере необходимости, в соответствии с поставленными задачами, на основе согласованных решений со структурами Правительства Москвы.
Реализация Концепции позволит не только оздоровить обстановку на грузовом автомобильном транспорте, но и создаст задел для перспективного развития городского хозяйства г.Москвы.
Приложение 1
к Концепции городской
транспортной политики в сфере грузовых
автомобильных перевозок на период до 2010 г.
к Концепции городской
транспортной политики в сфере грузовых
автомобильных перевозок на период до 2010 г.
Анализ зарубежного опыта реализации политики государственного регулирования автотранспортного бизнеса
Ряд развитых стран прошли в развитии системы государственного регулирования автотранспортной деятельности этапы "стихийного рынка", начального и развитого регулирования, на смену которым, в свою очередь пришла эпоха "дерегулирования", т.е. ослабления регулирующей функции государства.
Отечественный рынок автотранспортных услуг, по всей видимости, еще далек от ситуации, когда можно было бы перенимать опыт дерегулирования США, Канады, Великобритании и других стран. В нынешних конкретных экономических условиях, когда этот рынок несбалансирован, когда различные виды автотранспортной деятельности не равновыгодны для предпринимателей и различные сектора автотранспортного рынка обеспечены предложением в неодинаковой мере, когда правовая база автотранспортной деятельности очень слаба, а игнорирование операторами правовых норм является распространенной практикой, когда "саморегулирование" рынка через ассоциации и другие добровольные объединения операторов находится еще в зачаточном состоянии, система государственного регулирования транспортного рынка должна включать и достаточно жесткие административные рычаги.
Наибольший интерес с точки зрения анализа зарубежного опыта представляет классический опыт регулирования и методы, применявшиеся за рубежом в годы наиболее жесткого и многостороннего регулирования автотранспортной деятельности.
Организация автотранспортной деятельности осуществляется по следующим основным признакам: коммерческому, административному и технологическому.
При организации по коммерческому признаку, прежде всего, устанавливается и закрепляется законодательно граница между секторами коммерческих перевозок (т.е. работа транспортных предприятий по найму) и некоммерческих (т.е. перевозка грузов, по отношению к которым перевозчик является владельцем, нанимателем или арендатором).
При этом некоммерческие автовладельцы за рубежом не имеют права работать по найму, а нарушение этого правила строго наказывается. Смысл такого разделения заключается в том, что автотранспортные предприятия, работающие на коммерческой основе, должны быть защищены от конкуренции со стороны автовладельцев, чьи финансовые возможности (за счет особенностей основного производства) могут быть больше, чем у чистых перевозчиков. В качестве примера может быть приведена ситуация конкуренции разнотипных в коммерческом отношении автотранспортных предприятий в начале 90-х годов, когда автотранспорт агрокомплекса, находившийся в более выгодных стартовых условиях, конкурировал с предприятиями автотранспорта общего пользования, принадлежащими Минтрансу России и не имевшими столь мощной поддержки своего ведомства.
Среди предприятий, работающих по найму, можно выделить автотранспортные предприятия общего пользования (коммерческие перевозчики). Этот сектор очень характерен, в частности, для США, где предприятия общего пользования считаются "элитной" прослойкой среди междуштатных перевозчиков.
Основная идея выделения предприятий общего пользования заключается в том, что они обязаны обслуживать любого обратившегося к ним клиента в пределах определенного региона и установленной технологической специализации. В отношении автотранспортных российских предприятий эти отношения регулируются Гражданским кодексом (статья 789).
Остальные наемные перевозчики именуются в США контрактными. Они имеют право работать с ограниченным кругом клиентов, приспосабливая к их запросам подвижной состав, технологию, режим работы и т.д.
Смысл создания автотранспортных предприятий общего пользования заключается в обеспечении гарантированного транспортного обслуживания для клиентов, которые не имеют собственного транспорта и не могут предложить достаточно привлекательных условий для предприятий контрактного типа.
Контрактные перевозчики и предприятия общего пользования руководствуются различными тарифными правилами, подлежат различному налогообложению и т.д.
Организация по административно-территориальному признаку определяет вид выполняемых перевозок - международные, между административными территориями внутри страны "межрегиональные, в пределах административных территорий (местные).
Обособление международных перевозок вполне очевидно - во-первых, они подчиняются международными соглашениями в области автомобильного транспорта, а во-вторых, их выполнение сопряжено с соблюдением требований таможенных и пограничных правил.
Обособление местных и межрегиональных перевозок характерно, прежде всего, для стран федеративного устройства, где территории достаточно самостоятельны (США, Канада, Мексика, ФРГ и т.д.) Межрегиональные перевозки выделяются в этих странах как самостоятельный объект, регулирование которого осуществляется органом федерального уровня.
Что же касается местных перевозок, то их регулирование относится к компетенции соответствующих административных единиц.
Таким образом, административно-территориальная организация сферы автотранспортной деятельности определяет орган, к компетенции которого относится регулирование соответствующих перевозок.
Организация по технологическому признаку предполагает естественное разделение по видам перевозимых грузов, которое в ряде стран (США, Канада) закреплено лицензией. Так, например, в США выделяются перевозчики генеральных грузов, наливных грузов, тяжеловесных грузов, ценных грузов, перевозчики автомобилей и т.д.
Общими задачами, которые решаются при регулировании в сфере организации автотранспортной деятельности, являются:
- определение норм и правил, по которым должны действовать операторы в каждом из выделенных секторов;
- распределение ответственности между всеми органами государственного управления по регулированию и контролю в
- соответствующих секторах.