Постановление Правительства Москвы от 8 июля 2003 г. N 516-ПП "О Концепции городской транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на период до 2010 года" стр. 10

Предусматривается, что на основе инвентаризации и анализа работы отделов и участков ЭПАХ будет разработана программа развития сотрудничества "пользователь-производитель" автомобильной техники.

3.11. Лизинг и обновление парка подвижного состава

Как отмечалось выше, в 2001 году совокупный парк грузовых автомобилей города Москвы насчитывал 224,6 тысяч автомобилей.
Детальный анализ структуры данного парка автотранспортных средств по сроку эксплуатации, приведенный в Приложении N 4, достаточно наглядно показывает, что более 50% (68,9%) парка находится в изношенном состоянии, то есть практически 155 тысяч автотранспортные средства эксплуатируются более 5 лет.
Данная возрастная структура неминуемо сказывается на следующих социально значимых параметрах.
Во-первых, "старый" парк обуславливает значительно меньшую выработку автотранспортных средств: тот объем перевозок, который сейчас выполняют 220 тысяч автомобилей, мог бы быть выполнен гораздо меньшим количеством "новых" автомобилей (со сроком эксплуатации до 5 лет).
Во-вторых, резко возрастает аварийность на автомобильных дорогах и ухудшается безопасность дорожного движения. Связано это со следующим:
- по данным приложения N 5 в среднем доля исправных автомобилей составляет примерно 60% от общего количества автомобилей;
- на изношенный автомобиль сложнее найти высококлассного водителя.
В-третьих, "старение" автомобилей вызывает ухудшение экологической обстановки в городе, так как при увеличении срока эксплуатации автомобиля резко возрастают показатели вредных выбросов в атмосферу и дымности, ухудшается топливная экономичность. Кроме того, более 50% существующего парка оснащено двигателями, не отвечающими современным требованиям экологической безопасности.
И наконец, в-четвертых, практика показывает, что при эксплуатации автомобилей, со временем, удельные затраты на проведение ремонта и обслуживания, удельные затраты на топливо и смазочные материалы значительно увеличиваются. Это приводит к тому, что перевозчики вынуждены увеличивать тарифы на перевозки, а это увеличивает стоимость социально значимых товаров (плодоовощная продукция, хлеб, продукты питания, строительные грузы и прочее).
В городе назрела острая необходимость в выработке комплексного подхода к решению вопроса своевременного обновления парка автотранспортных средств в автотранспортных предприятиях, занятых на перевозках социально значимых товаров.
Отсутствие необходимых средств не позволяет в полной мере своевременно обновлять парк подвижного состава. В этих условиях основным направлением приобретения парка подвижного состава является лизинг.

3.12. Совершенствование системы работы с кадрами на грузовом автомобильном транспорте и их подготовка

Повышение эффективности работы с кадрами на грузовом автомобильном транспорте тесно связано с разработкой и реализацией мероприятий, направленных на повышение престижности труда основных работников - водителей и автослесарей. К ряду таких мероприятий можно отнести:
- установление надбавок за постоянный стаж работы;
- установление социальных льгот, оплата которых производится через государственные финансовые источники (обучение, медицинское обслуживание и др.);
- установление контрактных основ взаимоотношений "водитель-работодатель".
На 2003-2010 гг. предусматривается разработка и реализация программы повышения престижности труда водителей.

3.13. Укрепление мобилизационных функций грузового автомобильного транспорта

В соответствии с федеральными законами "Об обороне" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской федерации" и Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 02.10.1998 г. N 1175, на автомобильный транспорт возлагается проведение мероприятий мобилизационной подготовки. На предприятиях грузового транспорта Москвы в военное время проводится работа по подготовке и содержанию транспортных средств и автомобильных колонн войскового типа в постоянной готовности к передаче Вооруженным Силам Российской Федерации, выполнению мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также выполнению перевозок грузов для обеспечения функционирования экономики г.Москвы и жизнедеятельности населения.
В этих целях предприятия в первую очередь организуют разработку мобилизационного плана на расчетный год и обеспечивают подготовку техники для поставки в воинские части и специальные формирования.
Объем поставок автотранспорта в составе подразделений определяется Государственным оборонным заказом, а в составе отдельных партий - по разнарядке военных комиссариатов.
Военно-транспортная обязанность распространяется на организации независимо от их организационно правовых форм и формы собственности.
В целях укрепления мобилизационной готовности грузового автотранспорта Правительством Москвы на ГУП "Мосавтотранс" возложены функции головного исполнителя государственного оборонного заказа.
В последнее время наблюдается тенденция сокращения парка грузовых автомобилей в крупных предприятиях грузового транспорта. Так, численность транспорта сократилась с 13,9 тыс.ед. в 1995 г. до 9,2 тыс.ед. в 2002 году. При этом сокращается число предприятий с численностью автомобилей более 100 ед., являющихся основными формирователями автомобильных колонн войскового типа. Это отрицательно сказывается на состоянии мобилизационных ресурсов.
За последний год крайнюю озабоченность вызывает сокращение транспортного потенциала города за счет перепрофилирования ряда автопредприятий (Автокомбинат N 23, ОАО "Автобемби", ЗАО "Традор", Автобаза N 1 и др.), что уже привело к частичному "несанкционированному" расформированию автомобильных колонн войскового типа и свертыванию мероприятий по выполнению мобилизационного задания.
В целях сохранения транспортного потенциала города и обеспечения выполнения мобилизационных заданий необходимо принять действенные меры по сохранению статуса транспортных предприятий, для чего определить перечень автопредприятий г.Москвы, статус и профиль которых может быть изменен только по решениям правительства Москвы.
Только за один год (2002 г.) количество техники в автотранспортных предприятиях, содержащих автомобильные колонны войскового типа, сократилось на 8%.
В целях обеспечения выполнения мобилизационного задания по содержанию автомобильных колонн войскового типа произведено перераспределение заданий по нескольким автопредприятиям. По-видимому, такая тенденция будет сохранена и в последующие годы.
Прямая государственная финансовая поддержка предприятий автотранспорта, выполняющих задания по содержанию автомобильных колонн войскового типа носит весьма ограниченный характер. Единственная существенная поддержка оказывается по разовым распоряжениям Мэра Москвы по оплате за аренду земли, используемой под автомобильные колонны войскового типа.
Было бы целесообразно оказывать бюджетное финансирование на приобретение подвижного состава для частичного обновления транспорта предприятиям, содержащим автомобильные колонны войскового типа, а также принимать дополнительные меры по экономическому стимулированию выполнения мобилизационных заданий.
Нерешенным до настоящего времени является вопрос о порядке обеспечения автомобильных колонн войскового типа топливом в период мобилизации, что снижает их готовность. Необходимо решить этот вопрос на правительственном уровне.
Вызывает серьезную озабоченность обеспеченность автомобильного транспорта водительским составом. В настоящее время в предприятиях грузового автотранспорта работают водителями граждане, состоящие в запасе, из других регионов России. Это отрицательно сказывается на мобилизационной готовности автомобильных колонн войскового типа. Необходимо разработать ряд организационных мер по кадровому обеспечению предприятий грузового транспорта водительским составом.
Решение этих вопросов в концепции развития городского транспорта обеспечит качественное выполнение задач по мобилизационной готовности автотранспортных предприятий.

4. Механизмы реализации Концепции

Для реализации Концепции предусматривается использование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной политики в области транспорта при рациональном сочетании федеральных, региональных, отраслевых интересов и интересов транспортных организаций.
Реализацию Концепции можно осуществить путем:
- использования различных форм государственной поддержки (федеральной и Правительства Москвы);
- создания условий для повышения инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности транспортных предприятий;
- привлечения собственных средств частных инвесторов, в том числе владельцев транспортных предприятий и грузовладельцев.
Разработка программ для реализации Концепции предусматривает:
- обеспечение доступности кредитных ресурсов за счет субсидирования части банковских процентных ставок из средств федерального бюджета;
- содействие инвесторам в привлечении кредитов российских и иностранных банков, международных и иностранных организаций;
- содействие в организации консорциумов и др. объединений для финансирования дорогих проектов, в том числе с участием иностранных инвесторов;
- стимулирование развития лизинговой деятельности, направленной на модернизацию и обновление транспортных средств;
- создание условий предприятиям транспорта для выпуска облигационных займов под государственные процентные гарантии;
- содействие в защите и страховании капитала частных инвесторов.
Рассмотрение возможности государственной поддержки реализации отдельных проектов в рамках концепции может проводиться по следующим основным направлениям:
- предоставление гарантий по привлекаемым капиталам отечественных и иностранных инвесторов в рамках бюджета;