Организация сферы автотранспортной деятельности оформляется принятием нормативных актов, закрепляющих принятое разделение и определяющих права и обязанности предприятий, работающих в тех или иных секторах рынка, а также полномочия органов управления.
Это дает возможность целенаправленно применять дифференцированные налоги, правила доступа в бизнес, методы ограничения деятельности транспортных предприятий или напротив, привлечения их к работе в отдельных секторах рынка и т.д.
Одним из основных методов регулирования рынка транспортных услуг является лицензирование.
Особенности национальных систем лицензирования автотранспортной деятельности
Краткий обзор некоторых особенностей национальных систем лицензирования автотранспортной деятельности ряда стран.
Допуск операторов к автотранспортной деятельности
Регулирование допуска преследует следующие основные цели:
- недопущение недобросовестных, финансово ненадежных, профессионально неквалифицированных операторов к автотранспортной деятельности;
- ограничение количества операторов, действующих на рынке.
Последняя задача может не ставиться официально, однако ужесточение квалификационных требований даже в рамках, предписанных действующим законодательством, практически используется как средство ограничения конкуренции в отдельных секторах рынка автотранспортных услуг.
Функция допуска операторов к автотранспортной деятельности включает два аспекта: допуск к профессии и допуск на рынок.
Если национальное законодательство предусматривает регистрационный характер допуска операторов, когда соискателю лицензии не может быть отказано по причине избыточной конкуренции и отсутствия реального спроса на услуги, которые он намерен предлагать, то допуск к профессии автоматически означает и допуск на рынок (до недавнего времени на российском рынке транспортных услуг при получении лицензии на перевозку считалось достаточным наличие у индивидуальных перевозчиков только водительских прав. Однако в настоящее время этого условия достаточно только для получения ограниченной лицензии).
Если же действующая система предусматривает (как это было, например, в США и Канаде до начала политики экономического дерегулирования) возможность отказа по описанным причинам, то квалифицированный оператор может не получить допуска на конкретный сектор рынка.
Допуск к осуществлению автотранспортной деятельности, как и ряд других функций регулирования, осуществляется во всем мире на основе лицензионной системы.
Основные типы лицензий
В Англии при лицензировании грузовых перевозок предусмотрено три вида лицензии: ограниченная, стандартная и стандартная международная. Ограниченная лицензия дает право на выполнение перевозок собственных грузов собственным транспортом. Стандартная лицензия разрешает перевозку грузов внутри страны по заказам клиентов и за их счет (профессиональные коммерческие перевозки). Стандартная международная лицензия позволяет выполнять коммерческие перевозки не только в пределах страны, но и в международном сообщении.
Лицензированию подлежат перевозки, выполняемые всеми видами грузовых автомобилей, за исключением:
- автомобилей с собственной массой менее 3,5 т;
- автомобилей, работающих только между соседними строениями, принадлежащими одному и тому же частному лицу (при этом автомобиль не должен проезжать по дорогам общего пользования более шести миль в течение одной недели;
- автомобилей, принадлежащих полиции, армии, пограничным войскам;
- специальных автомобилей;
- автомобилей, принадлежащих местным органам власти и используемых для коммунальных нужд и др.
В Бельгии лицензии должны иметь только профессиональные перевозчики. Для перевозок собственных грузов специальных лицензий не существуют, однако они должны представить доказательства, что перевозки они будут выполнять только для собственных нужд.
Получение лицензий в Дании обязательно для профессиональных перевозчиков, эксплуатирующих автотранспортные средства грузоподъемностью свыше 6,0 т, а также для перевозчиков собственных грузов, имеющих любой вид подвижного состава. Автомобили грузоподъемностью свыше 6,0 т должны быть зарегистрированы в местной автотранспортной конторе, которая является представителем государства.
В Нидерландах, как и в Бельгии, лицензии должны получать только профессиональные перевозчики. Автотранспортные средства грузоподъемностью свыше 0,5 т, принадлежащие перевозчикам собственных грузов, должны быть зарегистрированы как подвижной состав, используемый исключительно для "внутрипроизводственных" перевозок. Сведения перевозчика об использовании транспорта только для собственных нужд должны сохраняться, и могут быть проконтролированы в течение 5 лет.
Во Франции лицензируется деятельность транспорта общего пользования. Установлены три зоны перевозок: дальние (по территории всей страны), на средние расстояния (обычно около 200 км) и местные.
Для выполнения перевозок в каждой зоне выдаются специальные лицензии, которые делятся на 3 категории: С - для автомобилей полной массой от 6,0 т до 11,0 т; В - для одиночных автомобилей с полной массой от 11,0 т до 19,0 т и автопоездов до 21,0 т; А - для одиночных автомобилей и автопоездов с полной массой соответственно более 19,0 и 21,0 т.
В ФРГ, при выполнении перевозок на расстояние свыше 50 км, лицензии обязаны получить профессиональные перевозчики, имеющие подвижной состав любой грузоподъемности, а также перевозчики собственных грузов при эксплуатации автомобилей грузоподъемностью свыше 4,0 т или автотягачей с мощностью двигателя более 55 л.с.
При выполнении перевозок местного характера (до 50 км) лицензирование необходимо только для профессиональных перевозчиков при использовании автомобилей грузоподъемностью более 0,75 т.
В Финляндии лицензирование распространяется только на профессиональные перевозки. Без лицензий разрешается осуществлять коммерческие перевозки мелких партий грузов на грузовом мотороллере (мотоцикле), развоз почты, перевозки грузов в профессиональных учебных заведениях.
В США для выполнения перевозок в межштатном сообщении лицензии обязаны получить профессиональные перевозчики. Перевозка сельскохозяйственных грузов лицензированию не подлежит. При выполнении перевозок внутри штата лицензируется деятельность не только профессиональных, но и перевозчиков собственных грузов. При этом лицензии, выданные в одних штатах недействительны в других.
От внутриштатного лицензирования освобождены ежедневные перевозки служащих из дома на работу, перевозки учащихся на автотранспортных средствах, находящихся в ведении учебных заведений.
Органы лицензирования
Лицензии за рубежом выдаются, как правило, исполнительными органами государственной власти или их полномочными представителями.
Распределение обязанностей по выдаче лицензий между исполнительными органами власти различных уровней зависит от вида выдаваемых лицензий.
В Великобритании лицензии выдает Управление по лицензированию.
В Австрии лицензии на местные перевозки (до 65 км) выдаются властями округа, а на дальние (свыше 65 км) выдаются властями земли
В ФРГ для выполнения перевозок грузов на расстояние до 50 км необходимо получить разрешение в структурных подразделениях министерства транспорта земли, находящихся в административном центре округа или городе округа. Выдача лицензий на осуществление перевозок грузов на расстояние свыше 50 км, а также на выполнение маршрутных пассажирских перевозок производится подразделениями министерства, находящимися в административном центре земли.
В США лицензии на выполнение внутриплатных перевозок выдаются исполнительными органами власти штата, а на коммерческие перевозки в межштатном сообщении лицензии выдавались Комиссией по междуштатной торговле, а после ее ликвидации в 1996 г. - органами Министерства транспорта.
Владельцы лицензий и требования к ним
В Англии владельцами лицензий могут быть физические и юридические лица, которые осуществляют непосредственное использование автомобилей
При этом владелец лицензии может не являться собственником транспортных средств. Он может использовать их по договоренности о найме или аренде. В то же время, если автомобиль передан в аренду вместе с водителем, лицензию должен получить арендодатель.
При выдаче лицензии, продлении срока ее действия или внесения значительных изменений к заявителям предъявляются требования по следующим критериям:
- общая пригодность;
- профессиональная пригодность;
- благонадежность;
- организация обслуживания автомобилей;
- организация труда водителей;
- оснащение и организация работы обслуживающего центра (места стоянки автомобилей);
- платежеспособность.