При рассмотрении критерия "общая пригодность" органы лицензирования в первую очередь должны убедиться, что заявитель здоров.
В случае выдачи лицензии юридическому лицу под термином "заявитель" понимается руководитель этого предприятия (компании, фирмы). Кроме того, рассматриваются все нарушения, связанные с эксплуатацией автомобилей и совершенные заявителем в течение последних пяти лет. К таким нарушениям относятся:
- использование подвижного состава, техническое состояние которого не соответствует установленным нормам и требованиям;
- превышение установленного норматива времени работы водителей и неверные записи в путевых документах;
- незаконное использование автомобилей и др.
Требования по критерию "благонадежность" (хорошая репутация) так же, как и по профессиональной подготовке, предъявляются к владельцам стандартных и стандартных международных лицензий. В случае если заявитель и работник, отвечающий за эксплуатацию транспортных средств, не одно и то же лицо, то требования по благонадежности предъявляются к ним обоим. При этом рассматриваются все нарушения, совершенные ими в течение пяти предыдущих лет и имеющие отношение к эксплуатации автотранспортных средств.
Для рассмотрения критерия "организация обслуживания автомобилей" заявитель обязан предоставить информацию о наличии у него приемлемых условий для обслуживания автомобилей, поддержания их в работоспособном состоянии. Владелец лицензии должен обеспечить проведение ежедневных проверок автомобилей, их регулярный технический осмотр, а также возможность оперативного и надежного устранения выявленных неисправностей.
В целях соблюдения требований по критерию "организация труда водителей" владелец лицензии обязан создать условия для ведения учета количества часов, отработанных водителями, и правильной эксплуатации тахографов. Тахографом оборудуется большинство грузовых автомобилей с собственной массой более 3,5 т. Водители обязаны сохранять записи, произведеные тахографом.
Основным условием, предъявляемым к оборудованию и организации работы обслуживающих центров, является соблюдение требований по охране окружающей среды.
При рассмотрении заявления органы лицензирования проверяют наличие у заявителя достаточных финансовых средств для эксплуатации автомобиля и организации соответствующего обслуживающего центра. Достаточным считается капитал в размере 2000 ф.ст. на 1 автомобиль или 100 ф.ст. на 1 т грузоподъемности.
В ряде стран установлены специальные лицензионные требования к гражданам, намеренным осуществлять автотранспортную деятельность без образования юридического лица. Так, во Франции до 1975 года индивидуальные владельцы грузовых автомобилей могли работать по найму только как субконтракторы предпринимателей-юридических лиц, в роли которых чаще всего выступали так называемые автотранспортные биржи. При этом для индивидуальных владельцев грузовых автомобилей была установлена очень высокая регистрационная плата за регистрацию первого автомобиля (это правило действует и в настоящее время). Таким образом органы исполнительной власти, ответственные за регулирование автотранспортной деятельности, пытаются сразу "отсечь" случайных людей, которые не имеют действительно серьезных намерений заниматься автомобильным бизнесом.
Порядок выдачи лицензий
В Англии установлен следующий порядок выдачи лицензий.
Заявление на получение лицензии должно быть подано не менее, чем за 9 недель до предполагаемого срока начала ее действия. К заявлению прилагаются документы, содержащие информацию, на основании которой можно судить о степени соответствия лицензиата требованиям, предъявляемым к владельцам лицензии данного вида. Представляется информация о потенциальных клиентах заявителя, а также копия газетного объявления (объявление публикуется в газете, распространяемой в регионе, где предполагается осуществлять свою деятельность заявитель, и включает данные о заявителе, количестве имеющегося у него подвижного состава, местах стоянки автомобилей и др.) На основании этих данных органы местной власти, полицейские и планирующие органы, торговые ассоциации и профессиональные союзы имеют право направить протест в лицензионное ведомство против выдачи данному соискателю лицензии. Подобные протесты могут основываться только на том, что заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым в владельцам лицензии. Право протеста предоставлено также собственникам или арендаторам земли, находящейся вблизи предполагаемой стоянки автомобилей. В этом случае причина протеста должна заключаться в том, что производственная деятельность владельца лицензии окажет вредное воздействие на окружающие земельные участки.
Лицензионные органы после рассмотрения заявления принимают одно из следующих решений:
- выдать лицензию;
- отказать в выдаче лицензии. Причиной отказа может быть только несоответствие заявителя требованиям, предъявляемым к владельцу лицензии данного вида;
- разрешить частичное пользование лицензией. Термин "частичное пользование" означает, что владелец лицензии имеет право использовать ее в течение более короткого периода, чем указано в заявлении или использовать не все имеющиеся у него автомобили и обслуживающие центры;
- разрешить пользование лицензией при выполнении дополнительных условий связанных с организацией работы обслуживающего центра.
Условия могут предусматривать: размещение в центре (гараже) только определенного количества и типа подвижного состава; использование специального гаражного оборудования; ограничения по времени работы центра в течение суток.
В ходе принятия решения органы лицензирования имеют право исключать из рассмотрения любые предоставленные материалы, свидетельства, которые они сочтут необоснованными или не имеющими отношения к объекту лицензирования.
При получении лицензии заявитель подписывает обязательство о том, что лицензионное ведомство будет информировано обо всех событиях, изменяющих условия выполнения лицензируемой деятельности.
В случае приобретения лицензиатом дополнительных автомобилей подвижной состав может эксплуатироваться без внесения соответствующих изменений в лицензию только в течение одного месяца.
По-видимому, наиболее сложный порядок выдачи лицензии существовал в США на междуштатных профессиональных перевозках до начала периода дерегулирования. Помимо представления квалификационных документов, соискатель должен был также подтвердить свою благонадежность, представив соответствующие документы из полиции (при этом в расчет брались любые правонарушения, а не только имеющие отношение к автотранспортному бизнесу). Наконец, соискатель должен был доказать наличие неудовлетворенной потребности в перевозках в определенном секторе рынка. Обычной формой такого доказательства было "технико-экономическое обоснование", составленное совместно с потенциальным клиентом или клиентами.
Лицензионные документы
При лицензировании автотранспортной деятельности используются, как правило, два документа: разрешение на выполнение услуг (собственно лицензия) и документ идентификации транспортного средства.
Лицензия обычно включает следующие данные:
- информация о владельце лицензии; перечень разрешенных ему видов транспортной деятельности;
- разрешение пользования лицензией при выполнении дополнительных условий связанных с организацией работы обслуживающего центра;
- условия использования лицензий и др.
Лицензии являются, как правило, платными.
Годовая стоимость лицензии за рубежом составляет порядка 1,5% доходов от оказываемых оператором транспортных услуг.
Стоимость конкретной лицензии зависит от типа подвижного состава, его грузоподъемности, вида выполняемых работ, а также сроков действия лицензии.
Документ идентификации автотранспортного средства выдается на каждый автомобиль и представляет собой регистрационный ярлык (знак). Регистрационный документ находится в кабине автомобиля и содержит информацию о владельце лицензии, типе, марке и номере транспортного средства, сроках действия лицензии. В Англии эти знаки размещаются на ветровом стекле автомобиля и имеют цветное кодирование в зависимости от вида лицензии. Для ограниченной лицензии установлен оранжевый цвет знака, для стандартной - голубой, а стандартной международной - зеленый цвет.
В США регистрационный документ представляет собой металлическую табличку, аналогичную по исполнению номеру государственной регистрации автомобиля. Она закрепляется на бампере или кабине автомобиля.
В последнее время в ряде стран (Япония, Гонконг) началось внедрение идентификационных знаков, содержащих штриховые коды и допускающие автоматическое считывание внешними устройствами.
Регулирование тарифов
В последние годы на большинстве рынков автотранспортных услуг за рубежом прямое регулирование тарифов не применяется. Практика показала, что в условиях насыщенного рынка при общей экономической стабильности и жестком контроле со стороны налоговых органов тарифы на перевозки держатся на "естественном" уровне, который диктуется реальными издержками и спросом. Исключение составляют только перевозки пассажиров городскими автобусами и в ряде стран - таксомоторами. Между тем, в практике многих стран были достаточные периоды применения различных форм тарифного регулирования.
При регулировании тарифов могут ставиться следующие основные задачи:
- контроль общего уровня тарифов для недопущения развития инфляции;
- ограничение тарифов сверху для того, чтобы услуги были доступны большинству их потенциальных потребителей;
- ограничение тарифов снизу для недопущения демпинга и обеспечения нормальной работы предприятий, находящихся объективно в более сложных эксплуатационных условиях;
- обеспечение ценовой прозрачности рынка и т.д.
Из практики ряда стран известны следующие основные приемы и формы тарифного регулирования.
Установление единых для всех операторов ставок и тарифов
Едиными тарифами до сравнительно недавнего времени руководствовались, например, дальние (свыше 50 км) перевозчики в ФРГ. Их отмена была связана с общей либерализацией экономики в рамках европейской экономической интеграции. В США междуштатные перевозчики общего пользования применяли сложную систему единых тарифных ставок и грузовых классификаторов, которые учитывали индивидуальные особенности конкретной перевозки.
Установление верхней или нижней границы тарифа
В практике перевозок отдельных видов грузов в США в начальный период дерегулирования жесткие значения тарифов в течение определенного периода рассматривались в качестве верхней или нижней границы фактической стоимости перевозки.
Требование объявления тарифа
В тех случаях, когда стоимость услуг не ограничена, органы государственного регулирования могут требовать от операторов объявления применяемых тарифов. Таким образом, стоимость услуги определяется на основе общего для всех клиентов прейскуранта предприятия, а не в результате индивидуального согласования цены с каждым клиентом. Опыт США, где в 1935 году было введено такое требование относительно междуштатных перевозчиков, показывает, что эта мера обеспечивает "ценовую прозрачность" рынка, позволяет клиентуре сравнивать тарифы конкурирующих предприятий и стабилизирует общий уровень тарифов.