Приказ Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 17 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания гражда стр. 5

В данном случае может быть использована следующая формула для определения порога размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи:
ПД = (СЖ/ПН)/РС - ПМ,
где
ПД-порог среднемесячного размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи,
СЖ-расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма;
РС-размер семьи;
ПН-установленный период накоплений (в месяцах), который может быть равен среднему времени ожидания в очереди на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма;
ПМ-среднемесячный минимальный уровень дохода на одного человека (прожиточный минимум на одного члена семьи или иной минимальный уровень дохода (например, двукратный прожиточный минимум)), установленный органами местного самоуправления. Рекомендуется устанавливать минимальный уровень дохода в расчете на одного человека с учетом сложившихся в муниципальном образовании размеров доходов населения, обеспечивающих социально приемлемые стандарты проживания.
Первый вариант может быть рекомендован для крупных городов, где имеется возможность получения ипотечного кредита на приобретение жилого помещения. При этом для определенных категорий граждан, имеющих среднемесячный совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи (Д), выше данного порогового значения ПД, но не имеющих сбережений или имущества, которое может быть реализовано для оплаты первого взноса для приобретения жилого помещения, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления могут быть приняты программы по предоставлению субсидий на оплату первого взноса.
Второй вариант может быть рекомендован для муниципальных образований, где отсутствует возможность получения ипотечного кредита на приобретение жилого помещения.
10.8. При данном подходе семьи или одиноко проживающие граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, но для которых выполняется хотя бы одно из условий:
1) размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи (Д), больше или равен установленному пороговому значению дохода (ДПД);
2) исчисленная стоимость налогооблагаемого имущества (И) больше или равна установленному пороговому значению дохода (ИСЖ), - не могут быть поставлены на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
10.9. При установлении пороговых значений дохода органам местного самоуправления необходимо принимать во внимание, что снижение пороговых значений будет способствовать исключению относительно более обеспеченных граждан из числа потенциальных получателей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и способствовать обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда в более короткие сроки самых малоимущих граждан. Увеличение пороговых значений дохода будет способствовать, с одной стороны, расширению числа граждан - потенциальных получателей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, с другой стороны, увеличивать время ожидания в очереди на получение жилых помещений, и снижать долю жилья, которое будет предоставляться самым малоимущим гражданам.
10.10. После предварительного отбора по указанным выше критериям заявителей на постановку на учет в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, органам местного самоуправления рекомендуется использовать следующую процедуру окончательного признания граждан малоимущими для указанных целей.
Шаг 1. Определение недостающих у семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя средств для приобретения жилого помещения в размере не ниже нормы предоставления
На первом шаге определяется потребность семьи в средствах на приобретение жилого помещения с учетом оценки имеющегося имущества: из полученной оценки размера денежных средств исходя из расчетного показателя рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма вычитается определенный уполномоченным органом размер стоимости имущества семьи - заявителя, подлежащего налогообложению и учитываемого при определении прав на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма:
ПЖ = СЖ - И,
где
ПЖ-потребность в средствах на жилье;
СЖ-расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма;
И-размер стоимости имущества, принадлежащего семье гражданина-заявителя, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
ПЖ составляет объем средств, недостающих у семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя, для приобретения жилого помещения в размере не ниже нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда, при условии продажи ими своего имущества.
На следующих двух этапах оценивается возможность получения гражданами ипотечного кредита в сумме ПЖ на приобретение или строительство жилого помещения, а также возможность накопления ими средств на эти цели. Для муниципалитетов, где нет возможности получения ипотечного кредита, шаг 2 не применяется.
Шаг 2. Оценка возможности получения гражданами ипотечного кредита
На данном шаге рекомендуется оценить возможности граждан по получению недостающих средств (ПЖ) в банке в виде целевого кредита на приобретение или строительство жилого помещения. В банковской практике используются упрощенные формализованные процедуры по оценке возможного размера кредита, который может быть предоставлен заемщику при данном уровне дохода. Рекомендуется их использование.
Для оценки возможности семьи гражданина-заявителя взять ипотечный кредит определяется сумма ежемесячного платежа по ипотечному кредиту (ПЛТ) при предоставлении кредита в размере ПЖ, т.е. потребности семьи в средствах на жилое помещение:
ПЖ х ПС
ПЛТ = ───────────────
-КЛ
1 - (1 + ПС)
Далее производится проверка доступности необходимой суммы кредита, то есть возможности семьи производить ежемесячное погашение кредита в размере ПЛТ, с использованием коэффициентов П/ДС, О/ДС, ПЖ/СЖ:
1) П/ДС 30%,
где
П-ежемесячные жилищные расходы заемщика, включая ежемесячный платеж по основному долгу и выплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (ПЛТ), ежемесячные платежи по налогам на имущество, ежемесячные платежи по страхованию недвижимого имущества, а также страхованию жизни заемщика;
ДС-среднемесячный совокупный доход семьи (за вычетом подоходного налога в соответствии с рекомендациями п. 6.8. настоящих Методических рекомендаций).
2) О/ДС 40%,
где
О-общая сумма обязательных ежемесячных платежей, включая расходы, связанные как непосредственно с выплатой кредита (П), так и с другими имеющимися у него долгосрочными (как правило, свыше одного года) обязательствами (потребительскими кредитами, прочими долговыми обязательствами, а также алиментами и другими регулярными обязательными платежами, связанными с содержанием иждивенцев, с медицинским страхованием здоровья или пенсионными накоплениями (дополнительно на основе контрактов и договоров), со страхованием другого движимого и недвижимого имущества).
Результатом данного шага является оценка платежеспособности семьи гражданина - заявителя для целей получения ипотечного кредита.
Необходимо также отметить, что даже при положительной оценке платежеспособности гражданина-заявителя и членов его семьи у них может быть недостаточно имущества для покрытия за счет его продажи первого взноса при получении кредита (в случае, если ПЖ 0,3 СЖ). В этом случае семье может быть оказана поддержка в оплате первого взноса, если у субъекта Российской Федерации или муниципального образования есть соответствующие программы.
Положительная оценка не означает реальной возможности гражданина-заявителя получить ипотечный кредит, поскольку банки предъявляют свои дополнительные требования и не обязаны предоставлять кредиты всем заявителям. Поэтому даже при положительной оценке рекомендуется проводить также оценку возможности накопления гражданами недостающих средств на приобретение жилого помещения.
Поскольку проведение указанной выше оценки возможности получения ипотечного кредита может вызвать затруднения у органов местного самоуправления, то рекомендуется установить сотрудничество с банками - потенциальными кредиторами и поручить эту оценку им.
Шаг 3. Оценка возможности накопления гражданами недостающих средств на приобретение жилого помещения
На данном шаге проводится оценка возможности накопления недостающих средств заявителем и членами его семьи, исходя из рассчитанных данных о среднемесячном совокупном доходе семьи (ДС). При этом необходимо принять во внимание, что накопления не могут производиться при доходе, равном или меньше некоторого среднемесячного минимального уровня (СПМ) (установленного в регионе среднего прожиточного минимума или иного минимального размера доходов, установленного органами местного самоуправления для данных целей). На данном этапе минимальный уровень может быть установлен исходя из среднего значения данного показателя на одного члена семьи, который используется на предварительной стадии отбора заявителей. Однако для большей точности оценок значения минимального уровня на данной стадии рекомендуется определять по отдельным социально-демографическим группам.
Таким образом, исчисляется максимально возможный размер совокупного дохода, вменяемый семье в качестве накоплений:
Н = (ДС - СПМ) х ПН,
где
Н-размер возможных семейный накоплений за установленный период накоплений;
ДС-среднемесячный совокупный доход семьи;
СПМ-среднемесячный минимальный уровень в расчете на семью;
ПН-установленный период накоплений (в месяцах).
Для оценки возможности накопления гражданами недостающих средств для приобретения жилого помещения производится сопоставление размера недостающих средств (ПЖ) и размера возможных семейных накоплений (Н) для приобретения жилого помещения. При значении ПЖ, превышающем значение Н, даются отрицательная оценка, при равном значении или ниже - положительная.
Шаг 4. Принятие решения о признании граждан малоимущими
На последнем шаге принимается решение о признании граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, малоимущими:
1) если размер недостающих средств превышает возможности семьи по их накоплению (ПЖ > Н), а размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на одного члена семьи, не позволяет претендовать на получение кредита на приобретение или строительство жилого помещения (П/ДС > 30% или О/ДС > 40%) - принимается решение о признании гражданина-заявителя малоимущим;
2) если возможности семьи по накоплению средств равны или превышают размер недостающих средств (НПЖ) - принимается решение о непризнании гражданина-заявителя малоимущим;
3) если размер недостающих средств превышает возможности семьи по их накоплению (ПЖ > Н), но семья может претендовать на получение кредита на приобретение или строительство жилого помещения (П/ДС30%, О/ДС40%), то конкретное решение о признании или непризнании гражданина-заявителя малоимущим может зависеть от степени развития в данном муниципальном образовании рынка жилищного кредитования на цели приобретения или строительства жилого помещения, которая определяется:
- наличием кредитных организаций, обеспечивающих кредитование приобретения жилья (ипотека, долевое строительство, жилищно-накопительные кооперативы и др.);
- наличием региональных или муниципальных программ по субсидированию жилищных кредитов;