Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 22 февраля 2001 г. N 31 "Об утверждении областной целевой Программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2001-2005 годы" стр. 6

4) отсутствие мониторинговых наблюдений объектов размещения отходов, их влияния на окружающую среду и нормативно-правовой и технической документации, регулирующей порядок проведения мониторинга объектов размещения отходов;
5) отсутствие системы классификации отходов области и нормативно-правовых актов на уровне субъекта РФ, регулирующих нормативы образования отходов (соответственно платежи за размещение отходов).
Удельные показатели загрязнения окружающей среды в Челябинской области самые высокие в Уральском регионе (Табл.1.2).
Таблица 1.2.

Удельные показатели загрязнения окружающей среды (по данным 1998 г.)*

────────────────────────────┬───────┬───────────┬────────────┬──────────────┬────────────┬─────────────────────────────────────────────
Субъект Российской Федерации│Площадь│Численность│ Выброшено │ Сброшено │Образовалось│ Удельные показатели
│ │ населения │загрязняющих│ загрязненных │ токсичных ├─────────────┬─────────────────┬─────────────
│ │ │ веществ в │сточных вод в │ отходов │ Выброшено │ Сброшено │Образовалось
│ │ │ атмосферу │поверхностные │ │загрязняющих │ загрязненных │ токсичных
│ │ │ │водные объекты│ │ веществ в │ сточных вод в │ отходов
│ │ │ │ │ │ атмосферу │ поверхностные │
│ │ │ │ │ │ │ водные объекты │
────────────────────────────┼───────┼───────────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────┬───────┼──────────┬──────┼─────┬───────
│тыс.км2│ млн.чел. │ тыс.т │ млн.м3 │ тыс.т │т/км2│кг/чел.│тыс.м3/км2│м3/чел│т/км2│кг/чел.
────────────────────────────┼───────┼───────────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────┼───────┼──────────┼──────┼─────┼───────
1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12
────────────────────────────┼───────┼───────────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────┼───────┼──────────┼──────┼─────┼───────
Уральский регион │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
────────────────────────────┼───────┼───────────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────┼───────┼──────────┼──────┼─────┼───────
Республика Башкортостан │ 143,6 │ 4,11 │ 564,16 │ 480,6 │ 4874,43 │ 3,9 │ 137 │ 3,3 │ 117 │33,9 │ 1186
────────────────────────────┼───────┼───────────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────┼───────┼──────────┼──────┼─────┼───────
Удмуртская республика │ 42,1 │ 1,64 │ 177,97 │ 30,47 │ 1159,42 │ 4,2 │ 109 │ 0,7 │ 19 │27,5 │ 707
────────────────────────────┼───────┼───────────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────┼───────┼──────────┼──────┼─────┼───────
Курганская область │ 71 │ 1,11 │ 114,48 │ 17,08 │ 40,62 │ 1,6 │ 103 │ 0,2 │ 15 │ 0,6 │ 37
────────────────────────────┼───────┼───────────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────┼───────┼──────────┼──────┼─────┼───────
Оренбургская область │ 124 │ 2,23 │ 404,29 │ 149,89 │ 7062,27 │ 3,3 │ 181 │ 1,2 │ 67 │57,0 │ 3167
────────────────────────────┼───────┼───────────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────┼───────┼──────────┼──────┼─────┼───────
Пермская область │ 160,6 │ 2,99 │ 553,07 │ 336,33 │ 315,28 │ 3,4 │ 185 │ 2,1 │ 112 │ 2,0 │ 105
────────────────────────────┼───────┼───────────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────┼───────┼──────────┼──────┼─────┼───────
Коми-Пермяцкий автономный │ 32,9 │ 0,16 │ 2,19 │ 0,18 │ 0,00 │ 0,1 │ 14 │ 0,01 │ 1 │ 0 │ 0
округ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
────────────────────────────┼───────┼───────────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────┼───────┼──────────┼──────┼─────┼───────
Свердловская область │ 194,8 │ 4,66 │ 1278,90 │ 842,12 │ 3305,06 │ 6,6 │ 274 │ 4,3 │ 181 │17,0 │ 709
────────────────────────────┼───────┼───────────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────┼───────┼──────────┼──────┼─────┼───────
Челябинская область │ 87,9 │ 3,68 │ 961,71 │ 759,24 │ 14625,43 │10,9 │ 261 │ 8,6 │ 206 │166,4│ 3974
────────────────────────────┴───────┴───────────┴────────────┴──────────────┴────────────┴─────┴───────┴──────────┴──────┴─────┴───────
* Из государственного доклада "О состоянии окружающей природной
среды Российской Федерации в 1998 году"
В целях обеспечения экологической безопасности Челябинской области в 1995-1996 годах была разработана первая областная целевая экологическая "Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 1997 - 2000 годы" (далее - Программа 1997-2000). Выполнение ее основных мероприятий, перечисленных в разделе "Результаты Программы", осуществлялось несмотря на сложные социально-экономические условия.
На ОАО "ЧЭМК" выполнена реконструкция печей обжига с установкой термокаталитических камер дожига летучих с экологическим эффектом - сокращение выбросов смолистых на 80 т/год, ОАО "ММК" завершил реконструкцию цеха улавливания N 2 коксохимпроизводства с экологическим эффектом - сокращение выбросов в атмосферу на 20 тыс.тонн/год, на 714 т/год сократились выбросы пыли после реконструкции пылеулавливающей установки на АООТ "Магнитогорский цементный завод", перевод на природный газ технологических потребителей АО "Металлургический завод" (г.Аша) и АО "Агрегат" (г.Сим) позволил сократить выбросы в атмосферу более чем на 9 тыс.тонн/год, завершена реконструкция системы золоулавливания на котлах ПК-10ш, ПК-14р с экологическим эффектом - снижение выбросов золы на 4200 т/год, сернистого ангидрида на 3399 т/год. Всего за период 1997 - первое полугодие 2000 г. в рамках Программы 1997-2000 введено в эксплуатацию 25 природоохранных объектов, в том числе 17 объектов по охране атмосферного воздуха, 5 - по охране водных объектов и 3 - по охране почв.
Основной объем работ по капитальному природоохранному строительству запланировано выполнить предприятиям-природопользователям за счет собственных средств. Планировалось, что на мероприятия Программы 1997-2000 годов ими будет направлено 528,8, 751,3 и 919,9 млн.руб. собственных средств предприятий, соответственно в 1997, 1998 и 1999 годах. Фактические значения капиталовложений природоохранного назначения всех предприятий области в эти годы составили 362,1, 293,6 и 459,4 млн.руб., в том числе на мероприятия действующей Программы - 181,7, 128,4 и 242,7 млн.руб. соответственно, т.е. 25% от прогнозируемого. Это объясняется тем, что не произошло предполагаемого по Программе 1997-2000 улучшения экономической обстановки, а также отсутствием в Программе 1997-2000 механизмов контроля и экономического стимулирования природоохранной деятельности предприятий.
Прогнозировалось также направление на Программу 1997-2000 гг. 228,4 млн.руб. из федерального бюджета в рамках федеральных программ "Экологическая безопасность Урала" и "Отходы". Федеральные средства не удалось получить даже на мероприятия по городам Карабаш и Магнитогорск, которые по материалам оценки степени экологического неблагополучия окружающей среды и здоровья населения за 1980-1993 годы приказами Министра Минприроды РФ в 1996 году были отнесены к зонам "экологического бедствия" и "чрезвычайной экологической ситуации" соответственно. Статус зон не получил необходимого федерального утверждения. Проекты федеральных целевых программ по выводу названных городов из экологически неблагополучного состояния остались не принятыми Правительством РФ, как и ФЦП "Экологическая безопасность Урала".
Структура Программы 1997-2000 ориентирована на решение "общеобластных" проблем: "Отходы", "Охрана водных ресурсов", "Охрана атмосферного воздуха", "Радон" и т.п. - всего выделено 15 подпрограмм, по каждой из которых разработан комплекс НИОКР и работ по капитальному строительству. При таком подходе потребности и возможности территориальных образований в решении экологических проблем оказались практически неучтенными. Средства гор(рай)экофондов, составляющие 60% от всех платежей за загрязнение окружающей природной среды, составляют лишь 0,15% от всех предполагаемых расходов на Программу 1997-2000.
В Программу 1997-2000 заложен рост объемов финансирования из областного бюджета - с 13,3 млн.руб. на 1997 г. до 59,3 млн.руб. на 1999 г., всего со средствами облэкофонда 297,7 млн.руб. за 4 года. Из этих средств 86 млн.руб. планировалось направить на выполнение 127 НИР и ОКР, остальные 211,7 млн.руб. - на объекты капстроительства, в том числе: более 65 млн.руб. на долевое участие в мероприятиях федеральных программ "Экологическая безопасность Урала" и "Отходы", 75 млн.руб. на проектирование и строительство завода по производству строительных стеновых изделий из зол Аргаяшской ТЭС, более 11 млн.руб. - организация производства по переработке отходов коксохимического и электродного производства в г.Челябинске.
Вследствие названных выше факторов Программа 1997-2000 оказалась малоинтересной главным субъектам природоохранной деятельности - муниципальным образованиям и предприятиям.
В 1997-1998 годах областные средства были направлены на мероприятия: организация производства по переработке отходов резино-технических изделий и выпуска товаров народного потребления в учреждениях ЯВ-48/2 Магнитогорска и Челябинска; организация в Челябинске производства расширяющих добавок к цементам с использованием отходов производства; проектирование и строительство в Аргаяшском районе завода по производству строительных изделий на основе высокоэффективных легкого заполнителя зол ТЭС (золопорит); выполнение первоочередных мероприятий по компенсации населению Карабаша отрицательного последствия загрязнения окружающей природной среды; строительство станции биологической очистки хозфекальной канализации в п.Увельский; строительство 2-ой очереди городских очистных сооружений в Южноуральске; выполнен ряд НИР и ОКР.
В 1998 году Законодательное собрание приняло решение о консолидации облэкофонда в областной бюджет. В этом же году Коллегия при Губернаторе рассмотрела вопрос "Об экологической обстановке в Челябинской области и мерах по ее улучшению" и решила считать показатели здоровья населения основными при принятии и реализации программ и мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в области. Другие решения Коллегии направлены на стимулирование природоохранной деятельности предприятий, на совершенствование механизмов взаимодействия администрации области, органов местного самоуправления, природоохранных органов при решении экологических проблем. Это позволило повысить эффективность Программы 1997-2000 как инструмента природоохранной политики администрации области.
В 1999-2000 годах большая часть средств на Программу 1997-2000 из областного бюджета, в том числе облэкофонда, направляется как долевые к средствам предприятий и муниципальных образований, ведущих природоохранное строительство, для обеспечения своевременного ввода наиболее важных природоохранных объектов:
г.Магнитогорск: строительство объектов доочистки правобережных очистных сооружений и хозяйственно-бытовой канализации, производительностью 150 тыс.м3/сутки; строительство второй очереди левобережных очистных сооружений и хозяйственно-бытовых сточных вод; завершение строительства вращающихся печей N 4, 5 ОАО "ММК" для обжига извести и поэтапный вывод из работы шахтных печей N 1-6; реконструкция цеха улавливания коксового газа N 2 коксохимического производства ОАО "ММК"; строительство комплекса конвертера N 3 с поэтапным выводом из работы мартеновских печей ОАО "ММК".