г.Карабаш: рекультивация земель в черте города, а также прилегающих к эстакадам разгрузки сырья; выполнение подготовительных работ для строительства систем сухой газоочистки и сернокислотного цеха; организация полноценного сбалансированного питания детей, подростков, беременных и кормящих матерей; медико-экологическая реабилитация населения и профилактика заболеваний, в том числе выполнение комплексных мероприятий по восстановлению городской больницы.
г.Златоуст: строительство самотечного тоннеля хозяйственно-бытовых стоков от станции Кварцит в г.Златоусте; организация и строительство площадки депонирования бытовых и промышленных отходов с сортировкой и использованием вторсырья.
г.Челябинск: ОАО "Мечел", КХП - строительство биохимустановки по очистке фенольных вод; ОАО "ЧЭМК", цех 5 - строительство рукавных фильтров за ферросплавными печами 21, 22, цех 7 - строительство рукавных фильтров за ферросплавными печами 41, 42; АООТ "ЧЭЗ" - реконструкция печи обжига с установкой термокаталитической камеры дожига летучих и бенз(а)пирена печь N 2 цех N 1; МУП ПОВВ, цех механического обезвоживания осадка на очистных сооружениях - реконструкция существующих сооружений блоков емкостей, модернизация технологических процессов; ОАО "ЧЭЦЗ" - внедрение установки для доочистки хвостовых газов сернокислотного производства (промывное и сушильное отделения третьей системы сернокислого производства).
Областные средства направлялись также на мероприятия по природоохранному строительству в городах Аше, Усть-Катаве, Южноуральске, Копейске, Сатке, Пласте, Касли, Увельском, Катав-Ивановском, Нязепетровском районах, выполнен и выполняется ряд НИР и ОКР.
По инициативе населения области принимались дополнительные меры по сохранению областных памятников природы. Принято постановление Губернатора от 21.02.2000 N 83 "О дополнительных мерах по сохранению озера Увильды", по представлению Губернатора принято постановление Законодательного собрания от 30.03.2000 N 820 "О внесении изменений и дополнений в Порядок использования памятников природы Челябинской области", согласно которому в водоохранной зоне оз.Увильды запрещается отвод земельных участков под новое строительство и предоставление в аренду земельных участков. Выполнена инвентаризация земель, расположенных в водоохранной зоне оз.Увильды, разработан проект границ охранных зон Челябинского (Городского) и Каштакского боров и режима хозяйственной деятельности в этих зонах.
Сохранение неприкосновенной достаточно большой территории конкретного региона и всей Земли является важнейшим условием обеспечения экологического равновесия. Эта задача решается путем создания сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ). При этом каждое административное формирование (район, город, область) должно иметь такую площадь ООПТ, которая позволяла бы сохранить природное равновесие, и этим вносила бы лепту в поддержание такого равновесия на сопредельных территориях.
На Конвенции ООН по Окружающей среде и Развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.), на IV Всемирном Конгрессе по Национальным паркам и Охраняемым территориям (Каракас, февраль 1992 г.) отмечена исключительно важная практическая и эстетическая роль особо охраняемых природных территорий (ООПТ) для жизни человечества, сбережения биологического разнообразия и генофонда планеты.
Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1155 "Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации" установлено, что сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации.
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" относит особо охраняемые природные территории к объектам общенационального достояния.
Заповедное дело на территории Челябинской области имеет глубокие исторические традиции. Старейший заповедник России - Ильменский был организован Декретом СНК 20 марта 1920 г. для сохранения уникальных минеральных богатств. В дальнейшем заповедник был преобразован из минералогического в комплексный (в ведении УрО РАН). В настоящее время заповедник имеет важнейшее значение как ядро формирования системы ООПТ на территории Челябинской области, имея уникальный научно-методический и научно-практический потенциал.
Наиболее широкий размах заповедное дело в области получило после 1990 г. Именно в это время организованы национальные парки "Таганай" и "Зюраткуль" Федеральной службы лесного хозяйства России, музей-заповедник "Аркаим".
В настоящее время проектируются национальные парки "Ашинский лес", "Зигальга", природные парки "Серпиевский пещерный град", "Сикияз-Тамак", а также организация заказников, памятников природы и других категорий ООПТ.
Одной из важнейших составляющих сети ООПТ области являются государственные природные заказники. В области создан 21 охотничий заказник Департамента охотресурсов, занимающихся охраной и воспроизводством ценных видов охотфауны - диких копытных животных, водоплавающих птиц, сурка-байбака и др. В настоящее время планируется создание федерального зоологического заказника на базе Кочердыкского заказника.
В 1969 г. в Троицком районе области организован Троицкий ботанический заказник в ведении Пермского государственного университета. Отсутствие финансирования, ведомственное подчинение в последнее время пагубно сказалось на сохранении уникальнейших растительных сообществ Зауральской степи и лесостепи. В заказнике ведется выпас крупного рогатого скота, заготавливаются корма, идет распашка целинной степи, В 2000 г. истекает установленный Исполнительным комитетом Совета народных депутатов Челябинской области срок режима заказности. В настоящее время необходимо решить вопрос о продлении режима особой охраны данной территории и финансовой поддержки для обеспечения этого режима.
Формирование сети памятников природы в области началось еще в начале 60-х годов. Тогда с целью сохранения наиболее ценных природных объектов и комплексов было организовано более 60 памятников природы, среди которых оз.Увильды, Каштакский бор, оз.Тургояк, Игнатьевская пещера и другие. Сегодня в области существует более 180 памятников природы и планируется создание еще более 50. К сожалению, неудовлетворительные меры охраны привели к тому, что ряд из этих объектов в результате хозяйственной деятельности потеряли свою природную, эстетическую ценность (р.Атлян).
Как показывает мировая практика, только полноценная государственная поддержка позволяет сохранять территории, подобные государственным природным заповедникам, национальным паркам и другим категориям ООПТ, успешно решать стоящие перед ними задачи, что является основополагающим фактором для устойчивого, экологически безопасного развития региона.
Исследованиями Центра Госсанэпиднадзора в Челябинской области, выполненными в 1985-1993 годах, выявлена закономерность влияния многокомпонентного загрязнения атмосферного воздуха на состояние заболеваемости населения в городах с развитыми предприятиями металлургии. Токсические вещества, содержащиеся в выбросах предприятий, являются биологически активными и оказывают неблагоприятное влияние на состояние здоровья населения, повышая в 2-3 раза уровень общей заболеваемости, а также уровень общей смертности. При этом крайне неблагоприятными прогностическими признаками являются: регистрация повышенных уровней одних и тех же болезней в группах детского и взрослого населения, регистрация больных с неопределенным диагнозом, что подтверждает повышенная распространенность патологий в классе "неточно обозначенные состояния", рост уровней заболеваемости во времени, например, новообразований, болезней крови у взрослого населения, болезней эндокринной системы, психических и ряда других расстройств у взрослого и детского населения опытных городов. [Комплексный доклад Центра Госсанэпиднадзора "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Челябинской области в 1997 году"].
С целью выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека областным центром Госсанэпиднадзора в 1997-1999 годах в рамках "Программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 1997-2000 гг." были выполнены работы по сбору и оценке данных по заболеваемости населения в связи с влиянием социальных и экологических факторов. Работы в 1997 году охватили восемь городов области: Челябинск, Магнитогорск, Карабаш, Миасс, Нязепетровск, Чебаркуль, Еманжелинск, Карталы. В 1998 году по заказу администрации работы по СГМ выполнены еще для 6 городов: Кыштым, Копейск, Пласт, Сатка, Верхний Уфалей, Златоуст, в 1999 году выполнена оценка еще для 12 городов: Аша, Сим, Миньяр, Бакал, Катав-Ивановск, Юрюзань, Куса, Касли, Верхнеуральск, Коркино, Троицк, Южноуральск. Материалы исследования ориентированы на выделение городов с наихудшими характеристиками заболеваемости населения, которая является интегральным показателем влияния социальных, экологических и экономических факторов (так называемое ранжирование), с целью интенсивного развития социально-гигиенического мониторинга (СГМ), направленного на выявление причинно-следственных связей "заболеваемость-фактор" и последующую подготовку рекомендаций о проведении доступных и приемлемых мероприятий.
В результате ранжирования 25 городов области выделены 9 территорий с высоким и повышенным риском заболеваемости у детей, подростков и взрослого населения: Магнитогорск - высокий риск у детей, Пласт - высокий риск у взрослых, повышенный риск у детей и подростков, города Челябинск, Кыштым, Миасс, Карталы - повышенный риск у детей, Нязепетровск и Аша - повышенный риск у взрослых, Касли - повышенный риск заболеваемости у подростков и взрослых. Город Карабаш не включен в общее ранжирование, так как имеет статус "зона экологического бедствия". В г.Магнитогорске, например, у детей отмечено значительное превышение фоновых уровней следующих заболеваний: костно-мышечной системы в 9,01 раз; перинатального периода в 4,56 раз; новообразований в 3,69 раз; неточно обозначенных состояний в 9,8 раз; врожденных пороков развития в 4,33 раз; эндокринной системы в 5,9 раз; крови и кроветворных органов в 2,25 раз. Необходимо отметить, что только в Магнитогорске у детей отмечено превышение фоновых уровней новообразований.
Выявленные в результате работ высокие и повышенные значения риска, характеризующего заболеваемость населения от всех факторов, включая экологические и социально-экономические, говорят о необходимости действий по установлению основных факторов, определяющих повышенный риск, выявлению и оценке вклада экологических факторов в общий риск и действий по устранению этих факторов. Исследования по г.Челябинску показывают выраженное влияние общей заболеваемости населения от загрязнения атмосферного воздуха отдельными ингредиентами: около 40% случаев общей заболеваемости обусловлено влиянием двуокиси азота, окиси углерода, аммиака, из них у взрослых и подростков 21%, у детей 19% случаев заболеваний.
В рамках "Программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 1997-2000 гг." были выполнены работы по оценке качества питьевой воды в городах и районных центрах области. Установлено, что потребляют воду, не соответствующую стандарту по санитарно-химическим показателям, около 1 миллиона человек, бактериально загрязненную воду - более 700 тысяч человек.
Высокую степень загрязнения имеют источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения г.г.Еманжелинска, Копейска, Агаповского, Верхнеуральского, Катав-Ивановского, Троицкого, Чебаркульского и ряда других районов.
В соответствии с "Критериями оценки экологической обстановки..." качество питьевой воды по бактериологическим показателям позволяет отнести к зоне экологического бедствия три водопровода: Брединский, Кусинский городской, Чебаркульский водопровод курортной зоны. Более 35% проб воды из указанных водопроводов по микробиологическим показателям представляли чрезвычайно высокую эпидемиологическую опасность, поскольку коли-индекс в этих пробах был более 20 единиц (норма более 3 единиц) и в среднем составил 120-140 единиц (эпидопасная вода - очень неблагополучный водопровод). Как чрезвычайную экологическую ситуацию по бактериологическим показателям можно оценить качество питьевой воды водопроводов в г.г.Троицке, Коркино, Чебаркуле, Нязепетровске, р.ц. Кизильское, Агаповке, Варне, Еткуле и ряде других.
В связи с этим в настоящее время за счет средств Программы 1997-2000 разрабатывается областная целевая комплексная программа по обеспечению населения Челябинской области питьевой водой.
Радиоэкологическая обстановка в Челябинской области обусловлена в основном прошлой деятельностью ПО "Маяк" г.Озерск. Для решения задач сбора и накопления информации о радиационной обстановке в Челябинской области, обеспечения этой информацией органов власти и управления, населения области и СМИ администрация области организовала создание территориальной системы радиационного мониторинга (ТСРМ), в которую вошли организации и структуры 6 министерств и ведомств, в том числе все предприятия Минатома России на территории области. Структура и состав ТСРМ утверждены постановлением Губернатора от 27.08.98 г. N 446. Данные регулярных наблюдений за радиационной обстановкой, а также результаты проведенных исследований, показывают отсутствие сверхнормативного радиационного воздействия от текущей деятельности ПО "Маяк" и других объектов атомной промышленности. По данным Центра госсанэпиднадзора по Челябинской области, в 1997 году эффективную дозу техногенного облучения более 1 м3в (миллиЗиверт) в области получили 5,8 тыс.чел., такую же и более дозу медицинского облучения - 596,0 тыс.чел. Тем не менее, учитывая повышенный интерес населения к последствиям и результатам текущего функционирования объектов атомного комплекса на территории области, радиационный мониторинг необходимо продолжать.
По оценкам многих отечественных и зарубежных авторов доля влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья населения составляет в среднем 20-25%, занимая второе место после факторов образа жизни, а на загрязненных территориях может достигать 40-60%.
В нашей области ряд экологических факторов занимает ведущее место в группе факторов риска, обусловивших высокий уровень заболеваемости и неудовлетворительное обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. К таким факторам относятся [Комплексный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Челябинской области в 1998 году, Центр Госсанэпиднадзора в Челябинской области, 1999 г.]: неудовлетворительное состояние среды обитания населения области, в том числе в связи с продолжающимся загрязнением атмосферного воздуха во всех промышленных центрах, накоплением вредных веществ в почве населенных мест, повышенным действием радиационного фактора для 10% населения; неудовлетворительное состояние водоснабжения большинства населенных пунктов в сельской местности и в городских поселениях. Значительный удельный вес экологических факторов среди прочих, влияющих на формирование здоровья населения области, в сочетании с выраженным негативным действием этих факторов в конкретных населенных пунктах определяют необходимость принятия действенных мер по улучшению состояния окружающей природной среды и ослаблении влияния факторов загрязнения окружающей среды на здоровье населения Челябинской области.
2. Концепция, основные цели и задачи программы, сроки реализации
Целевые программы природоохранных мероприятий служат инструментом экологической политики области. Эффективность действий властей, в том числе в сфере экологии, оценивается населением по конкретному улучшению условий жизни.
Программа основывается на необходимости выполнения на территории области природоохранных мероприятий, исходя из экологической ситуации, и сформирована с учетом социально-экономических, финансовых, правовых и иных условий организации и выполнения этих мероприятий.
Практика выполнения Программы 1997-2000 показала, что население волнуют, прежде всего, экологические проблемы его места проживания, непосредственно влияющие на состояние здоровья, условия жизни, труда и отдыха. "Общеобластные" проблемы ("Отходы", "Атмосферный воздух", "Диоксины" и т.п.) имеют различные остроту, источники, форму проявления, условия и возможности решения для каждого конкретного населенного пункта.
"Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 2001-2005 годы" не имеет универсального характера и не включает решения всех экологических проблем области. Для населения главная экологическая проблема - негативное влияние загрязнения окружающей среды на состояние здоровья, условия жизни, труда и отдыха. Наиболее действенным вариантом решения названной проблемы в настоящих условиях представляется вариант объединения и стимулирования областью природоохранных действий муниципальных образований и предприятий-природопользователей. Программа ориентирована на решение насущных экологических проблем территорий путем активной работы с муниципальными образованиями по поощрению природоохранной деятельности на их территории.
Программа включает природоохранные мероприятия, наиболее значимые для конкретных территорий и области в целом, согласованные с муниципальными образованиями и природопользователями по срокам и планируемым долевым участием в их реализации. По сравнению с Программой 1997-2000 существенно увеличен объем работ по поддержанию режима особо охраняемых природных территорий области.
Основные цели Программы:
- ослабление влияния факторов загрязнения окружающей среды на состояние здоровья, условия жизни, труда и отдыха населения;
- улучшение состояния окружающей природной среды на территории области;
- обеспечение сохранности природного многообразия, ресурсов растительного и животного мира.
Основные направления движения к поставленной цели:
- экологически безопасное развитие промышленного производства, внедрение экологически чистых технологий и производств, вывод из эксплуатации устаревших производств и оборудования;
- развитие нормативно-правовой базы и экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования;
- сохранение и развитие существующей сети ООПТ, реализация ее огромного потенциала в целях поддержания экологического равновесия и предотвращения гибели типичных и уникальных природных комплексов и экосистем, их использование в научных, просветительских и рекреационных целях;
- совершенствование системы экологического мониторинга, расширение информационного обеспечения;
- совершенствование системы экологического воспитания и образования, а также расширение участия общественности в решении экологических проблем.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие основные задачи:
Стабилизация экологической обстановки и достижение нормативных показателей общей техногенной нагрузки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нормализация экологической ситуации в городах и районах, отнесенных к территориям с наиболее неблагоприятной экологической ситуацией, и принятие мер по реабилитации здоровья населения, проживающего на них.
Обеспечение сохранения и развития сети особо охраняемых природных территорий как резерватов дикой природы.
Развитие и обеспечение функционирования системы экологического мониторинга для контроля эффективности природоохранной деятельности, проводимой в области.
Совершенствование нормативно-правовой базы, экономических и финансовых механизмов для повышения эффективности природоохранной деятельности, обеспечения активизации инвестиционной природоохранной деятельности и внедрения экологически чистых технологий и производств.
Развитие и обеспечение функционирования системы экологического воспитания и образования населения области.