2.9. Меры охраны, выбранные проектной организацией, подписываются главным инженером и (или) руководителем проектной организации, а выбранные предприятием по добыче полезных ископаемых - главным инженером, главным маркшейдером и главным геологом этого предприятия.
2.10. Меры охраны подлежат рассмотрению, согласованию и утверждению в течение 20 дней после представления всех материалов, предусмотренных пунктом 2.8 настоящей Инструкции.
На согласование материалов по мерам охраны должны приглашаться представители заказчика проекта и организации, эксплуатирующей охраняемый объект. О месте и времени согласования материалов мер охраны организации должны быть извещены за 5-10 дней до согласования.
Меры охраны могут быть утверждены пользователем недр и без согласия организации, эксплуатирующей объект, однако в этом случае они вступают в силу только через 30 дней, если утвержденные меры охраны за это время не будут опротестованы заинтересованной организацией.
Решение об утверждении мер охраны сообщается организации, эксплуатирующей объект, с соответствующим обоснованием в 10-дневный срок. В сообщении должны быть указаны дата утверждения и вступления в силу мер охраны и порядок обжалования при несогласии с этими мерами охраны.
2.11. Согласование и утверждение мер охраны существующих объектов оформляются надписью на титульном листе пояснительной записки и на выкопировках с планов горных работ и скрепляются подписью и печатью.
Утвержденные меры охраны объектов в 10-дневный срок направляются всем заинтересованным организациям (предприятиям).
2.12. В том случае, когда организация, эксплуатирующая охраняемый объект, не согласна с выбранными мерами охраны, она может обжаловать это решение.
Протест по утвержденным мерам охраны существующих зданий и сооружений заинтересованные организации направляют пользователю недр, где он подлежит рассмотрению в 10-дневный срок.
При несогласии заинтересованной организации с решением по ее протесту материалы по мерам охраны в 10-дневный срок передаются в соответствующий округ Госгортехнадзора России, который в течение 10 дней после их получения обязан вынести окончательное решение по выбранным мерам охраны и сообщить его заинтересованным организациям (предприятиям).
2.13. Протесты по мерам охраны, утвержденным в составе проекта на строительство, расширение и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых, а также на строительство, расширение и реконструкцию объектов, не связанных с разработкой месторождения в пределах горных отводов и на площадях залегания полезных ископаемых, направляются организациям, утвердившим эти проекты.
Протесты по мерам охраны существующих городов и населенных пунктов, промышленных комплексов, сложных технических и транспортных сооружений заинтересованные организации направляют в ведомства, утвердившие меры охраны.
Эти протесты подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня их поступления.
Если заинтересованная организация не будет удовлетворена решением ведомства, то протест по мерам охраны рассматривается Госгортехнадзором России по представлению ведомства, в котором находится эта организация. Решение, принимаемое Госгортехнадзором России, обязательно для исполнения обеих заинтересованных сторон. Решение сообщается в 15-дневный срок после всех представленных материалов.
2.14. При отказе в согласовании или утверждении мер охраны один экземпляр проекта возвращается организации, его направившей, с указанием причин отказа.
3. Порядок ведения горных работ в предохранительных целиках
3.1. Предусмотренное проектами на строительство, расширение и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых проведение горных работ в пределах предохранительных целиков согласовывается с органами Госгортехнадзора России и утверждается пользователем недр.
3.2. Проведение в предохранительных целиках под объектами подготовительных выработок, не предусмотренных утвержденными проектами на строительство, расширение и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых, допускается только по специальному проекту, предусматривающему мероприятия, обеспечивающие предотвращение проявления опасных деформаций в охраняемых объектах, согласованному с органами Госгортехнадзора России.
3.3. Проекты проведения подготовительных выработок в предохранительных целиках составляются предприятием по добыче полезных ископаемых или по его поручению проектной организацией и утверждаются пользователем недр не менее чем за 2 месяца до начала их проходки органом, утвердившим меры охраны, предусматривающие оставление предохранительного целика.
В пояснительной записке должны быть изложены меры охраны по сохранению устойчивости горных пород при проходке и в период эксплуатации этих выработок, а также по их закладке при погашении.
3.4. Предприятие по добыче полезных ископаемых обязано письменно сообщить организации, эксплуатирующей объект, о проекте проведения подготовительных выработок в предохранительном целике до представления проекта на утверждение.
3.5. Оформление утверждения проектов проведения подготовительных выработок в предохранительных целиках и их рассылка заинтересованным организациям производятся в том же порядке, что меры охраны объектов.
3.6. Проведение в предохранительных целиках под объектами одиночной подготовительной выработки, не предусмотренной при утверждении мер охраны объекта, разрешается органами Госгортехнадзора России без повторного рассмотрения этих мер при наличии специального проекта при соблюдении следующих условий:
а) расстояние по вертикали от кровли проектируемой выработки до контакта коренных пород с четвертичными отложениями более 10Н и до основания охраняемого объекта или земной поверхности более 20Н, где Н - высота выработки вчерне;
б) ширина выработки вчерне не более 5 м;
в) угол наклона выработки не более 45°;
г) проектируемая выработка будет в границах предохранительного целика пересекать имеющиеся выработки под углом более 45° и будет удалена от ближайших непересекаемых ею выработок на расстояние более четырехкратной своей ширины, но не менее 10 м;
д) исключение возможности выщелачивания пород над предохранительным целиком, обрушений или выноса рыхлых отложений в выработки, способных привести к образованию провалов под охраняемым объектом и к прорыву воды;
е) полной закладки прорезывающей выработки по миновании надобности в ней.
Если какое-либо из перечисленных условий не соблюдается, то проведение подготовительной выработки допускается только по проекту, предусматривающему меры по предотвращению возможного появления опасных деформаций в охраняемых объектах.
3.7. Ведение очистных работ в пределах предохранительных целиков с отступлением от требований действующих нормативных документов под объектами, отнесенными к I категории (разряду) охраны, а также под объектами с ожидаемыми деформациями, превышающими допустимые деформации для данных объектов, производится только по согласованию с Госгортехнадзором России по представлению предприятий по добыче полезных ископаемых.
По остальным объектам разрешение на ведение очистных работ в предохранительных целиках выдается органами Госгортехнадзора России.
Содержание материалов для получения разрешения на ведение очистных работ в предохранительных целиках должно соответствовать пункту 2.8 настоящей инструкции.
3.8. Для получения разрешения на выемку запасов из предохранительного целика в случае, когда надобность в охране объекта миновала, предприятие по добыче полезных ископаемых обязано не менее чем за 2 месяца до начала очистных работ в целике представить в округ Госгортехнадзора России в двух экземплярах заявление о выдаче разрешения с приложением проекта ведения горных работ в предохранительном целике.
В пояснительной записке к проекту должна быть указана причина утраты надобности в охране объекта, приведены способы, сроки и порядок выемки предохранительного целика, данные о количестве извлекаемых запасов полезного ископаемого, справка - согласие организации, эксплуатировавшей ранее охраняемый объект, а также намечаемые мероприятия по безопасному ведению горных работ при выемке целика.
3.9. Главный маркшейдер предприятия обязан вести систематический контроль за соответствием утвержденному проекту фактических размеров выработок, проходимых в предохранительных целиках, и за выполнением горных мер охраны, предусмотренных проектом (п. 1.6.1 настоящей Инструкции).
Результаты контроля вносятся в специальный Журнал (приложение 4 к настоящей Инструкции) и сообщаются под расписку в Журнале главному инженеру предприятия по добыче полезных ископаемых. Главный инженер обязан принимать незамедлительно меры по устранению выявленных отступлений от мер охраны.
4. Наблюдения за охраняемыми объектами
4.1. Для получения всех необходимых данных о характере и параметрах процесса сдвижения горных пород и земной поверхности и взаимосвязи их с деформациями подрабатываемых объектов, характере повреждений подрабатываемых объектов, определения степени эффективности выбранных мер охраны, а также предупреждения ответственных лиц и организаций о проявлении деформаций в подрабатываемых объектах организуются наблюдения (как визуальные, так и инструментальные) за процессом сдвижения земной поверхности (основания сооружения) под влиянием горных работ и за охраняемыми поверхностными и подземными объектами.
Наблюдения могут проводиться маркшейдерской службой предприятия, специальной группой по наблюдению за сдвижением, а также специализированными организациями, привлекаемыми для этого предприятиями по добыче полезных ископаемых или предприятиями, эксплуатирующими охраняемые объекты.
Объем и состав наблюдений должны соответствовать требованиям действующих инструкций по наблюдению за сдвижением горных пород и земной поверхности и проекту мер охраны.
При подработке водных объектов должны проводиться гидрогеологические наблюдения за поступлением воды в горные выработки и фильтрацией жидкости (через ограждающие дамбы и плотины водо- и шламохранилищ).
Для разработки мероприятий по поддержанию необходимого гидрогеологического режима сельскохозяйственных, лесных и других угодий ведутся наблюдения и контроль за состоянием поверхностных и подземных вод в зоне ведения горных работ.
4.2. На месторождениях, для которых утверждены правила или указания по охране сооружений, инструментальные наблюдения для контроля за состоянием подрабатываемых объектов и сдвижением земной поверхности должны предусматриваться мерами охраны в случаях, когда:
а) необходимость проведения наблюдений предусмотрена правилами или указаниями, например, при подработке водных объектов, городов и населенных пунктов и т.д.;
б) меры охраны по согласованию с органами Госгортехнадзора России приняты с обоснованными отступлениями от требований правил и указаний.
4.3. На месторождениях с неизученным характером процесса сдвижения земной поверхности инструментальные наблюдения за состоянием охраняемых объектов и сдвижением земной поверхности должны предусматриваться во всех случаях.
При подвигании выработок в направлении к охраняемому объекту в мерах охраны должно предусматриваться также проведение наблюдений за сдвижением земной поверхности до подхода зоны влияния очистных и подготовительных выработок к охраняемому объекту. Если по результатам наблюдений будут получены величины углов сдвижения и других параметров сдвижения, отличающиеся от принятых в мерах охраны объекта, то меры охраны объекта подлежат уточнению.