Инструкция о порядке утверждения мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок РД 07-113-96 (утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 28 марта 1996 г. N 14) (с изменениями от 27 стр. 2

Указанные меры охраны (горные и строительные) должны быть согласованы и утверждены за 6 месяцев до начала подработки охраняемых объектов в целях обеспечения реализации этих мер.
Выбранные меры охраны подлежат согласованию и утверждению в порядке, установленном в разделе 2 настоящей Инструкции.
1.12. Выбору мер охраны должно предшествовать комплексное обследование состояния как объектов, подлежащих охране от вредного влияния горных разработок, так и программы ведения горных работ (горные меры). В состав комиссии включаются представители органов Госгортехнадзора России, Роскомнедр, проектной организации, пользователя недр, организации, эксплуатирующей объект или являющейся его владельцем. Комиссия назначается организацией или предприятием, на которые возложен выбор мер охраны.
Результаты обследования оформляются актом, в котором излагается техническое состояние объекта.
1.13. В целях учета в мерах охраны происшедших изменений горно-геологических условий, систем разработки и технологии ведения горных работ, а также состояния и метода эксплуатации охраняемого объекта меры охраны, принятые проектными организациями при проектировании предприятий по добыче полезных ископаемых и объектов, подлежат повторному рассмотрению этими же проектными организациями и при необходимости уточнению до начала вредного влияния горных разработок на охраняемый объект.
Уточненные меры охраны объекта подлежат согласованию и утверждению в порядке, установленном в разделе 2 настоящей Инструкции.
1.14. Все подрабатываемые объекты до начала и после окончания влияния на них горных разработок, а при необходимости и в процессе подработки, когда деформации охраняемых объектов превышают расчетные, должны обследоваться комиссией в составе представителей органов Госгортехнадзора России, предприятия по добыче полезных ископаемых, подрабатывающего охраняемый объект, и организации, эксплуатирующей этот объект.
В зависимости от назначения, ценности, конструктивных особенностей, характера эксплуатации и технического состояния объекта в комиссию должны также включаться представители организаций, осуществляющих проектирование и строительство объекта, а также специалисты организаций, разработавшие меры охраны. После каждого обследования составляется акт, в котором отражаются качество выполнения предусмотренных мер охраны (горных и строительных), состояния объекта (конструктивные особенности, износ, деформации и степень их влияния на эксплуатационную способность) и при необходимости - предложения по дополнительным мерам охраны объекта.
Все случаи, когда охраняемые объекты получают деформации, превышающие расчетные (ожидаемые) и препятствующие их дальнейшей нормальной эксплуатации, должны расследоваться комиссиями, назначенными предприятием по добыче полезных ископаемых, в которые обязательно должны включаться представители органов Госгортехнадзора России и научно-исследовательских и проектных организаций, занимающихся вопросами сдвижения горных пород и земной поверхности и строительством зданий и сооружений на подрабатываемых территориях.
1.15. По миновании надобности в объекте, охраняемом предохранительным целиком, предприятие по добыче полезных ископаемых должно обязательно разработать ТЭО или проект по отработке этих запасов в целике, согласованные с органами Госгортехнадзора России, с учетом требований, изложенных в пункте 3.7 настоящей Инструкции.
1.16. Меры охраны объектов от вредного влияния горных разработок, включенные в проекты на строительство, расширение и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых, а также в проекты на строительство, расширение и реконструкцию объектов, не связанных с разработкой месторождений, но расположенных в пределах горных отводов, согласовываются и утверждаются одновременно с указанными проектами.
1.17. После окончания строительства объектов, не принадлежащих предприятию по добыче полезных ископаемых, застройщик, ответственный за выполнение в полном объеме строительных мер, обязан представить последнему выписку из акта, удостоверяющего выполнение строительных мер охраны, с приложением топографического плана участка строительства, с нанесением всех подземных инженерных коммуникаций.
1.18. Предприятие по добыче полезных ископаемых не позднее чем за 6 месяцев до начала горных работ в зоне их влияния на охраняемый объект, а также о начале влияния горных работ на охраняемый объект обязано письменно известить об этом организацию, эксплуатирующую этот объект или являющуюся его владельцем.
1.19. Предприятие по добыче полезных ископаемых может производить выемку полезных ископаемых под всеми объектами, построенными со строительными мерами охраны в соответствии с проектами, если горно-геологические условия (число планируемых к отработке пластов и рудных тел, их мощность, глубина залегания, угол падения) не изменились по сравнению с теми, которые были приняты при их проектировании. Подработка производится с обязательным уведомлением владельца охраняемого объекта согласно пункту 1.18 настоящей Инструкции. К уведомлению прилагается акт, подтверждающий соответствие фактических горно-геологических условий принятым при проектировании.
Пользователь недр обязан вести наблюдения за процессами сдвижения горных пород и земной поверхности и результаты наблюдений представлять ежемесячно в органы Госгортехнадзора России.
1.20. При разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом охраняемые объекты должны располагаться за границами призмы возможного обрушения борта карьера (разреза). Границы призмы обрушения определяются в соответствии с действующими Инструкцией по наблюдению за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости и Инструкцией по расчету устойчивости бортов разрезов при их ликвидации и обеспечению сохранности прилегающих к разрезам территорий, утвержденными Госгортехнадзором России.

2. Порядок согласования и утверждения мер охраны объектов

2.1. Приведенный в настоящем разделе порядок согласования и утверждения мер охраны распространяется на все случаи выемки полезных ископаемых под охраняемыми объектами, оставления под ними предохранительных целиков, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
2.2. Меры охраны объектов по вновь строящимся, расширяемым и реконструируемым предприятиям по добыче полезных ископаемых, как составная часть общего проекта таких предприятий, подлежат согласованию с пользователем недр до утверждения проекта в целом.
С ним же подлежат согласованию меры охраны строящихся, расширяемых и реконструируемых в границах горных отводов объектов, не связанных с разработкой месторождений.
При застройке зданиями и сооружениями площадей залегания полезных ископаемых, которые на данный период не вовлечены в разработку или их освоение предполагается в перспективе, меры охраны таких объектов согласовываются с территориальными подразделениями Роскомнедр и утверждаются органами Госгортехнадзора России.
2.3. Согласованию с органами Госгортехнадзора России подлежат меры охраны:
предусматривающие оставление предохранительных целиков под объектами;
выбранные в соответствии с Временными правилами охраны сооружений и природных объектов от вредного влияния подземных разработок на рудных месторождениях с неизученным процессом сдвижения горных пород;
имеющие обоснованные отступления от требований и указаний по охране зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок, а также соответствующих нормативных документов Минстроя Российской Федерации;
применяемые в порядке опытно-промышленных испытаний.
Примечание. Разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых, выдаваемые органами Госгортехнадзора России, не являются согласованием мер охраны.
2.4. Проекты выемки запасов полезных ископаемых под железными дорогами МПС до их утверждения с пользователем недр подлежат обязательному согласованию с соответствующими управлениями железных дорог и органами Госгортехнадзора России, а по участкам магистральных железных дорог с особо интенсивным движением поездов (размеры движения пассажирских и грузовых поездов в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и однопутных - более 48 пар в сутки с МПС России и Госгортехнадзором России в соответствии с действующими нормативными документами.
2.5. Меры охраны (горные и строительные) существующих городов и населенных пунктов, промышленных комплексов, сложных технических и транспортных сооружений и других объектов до их утверждения с соответствующими органами государственной власти подлежат согласованию с предприятиями (организациями), являющимися их владельцами.
2.6. Выбранные и согласованные в установленном порядке меры охраны, входящие составной частью в ТЭО или в проекты на строительство, расширение и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых, а также в ТЭО или проекты на строительство, расширение и реконструкцию объектов, не связанных с разработкой месторождений, не располагаемых на площадях залегания полезных ископаемых и в границах горных отводов, утверждаются в порядке, предусмотренном для утверждения проекта в целом.
2.7. Меры охраны объектов, построенных ранее в пределах горних отводов без строительных мер защиты, как правило, утверждаются пользователями недр.
2.8. Меры охраны объектов, представляемые на согласование и утверждение, составляются в четырех экземплярах и должны содержать следующие материалы.
2.8.1. Пояснительную записку с обоснованием выбранных мер охраны, в которой приводятся:
характеристика охраняемого объекта (назначение, год строительства, кем разрешено, конструктивная схема, линейные размеры, несущие конструкции, материал и толщина стен, коммуникации, оборудование, выполненные строительные меры охраны и их состояние, остаточная стоимость, срок ликвидации и допустимые деформации для технологического оборудования и объекта подработки);
горно-геологическая характеристика месторождения в районе охраняемого объекта;
углы для построения границ зон влияния горных разработок на охраняемые объекты (или границ предохранительных целиков), запасы полезного ископаемого в пределах этих границ;
расчет (по имеющейся методике или на основании данных натурных наблюдений) ожидаемых максимальных величин сдвижений и деформаций земной поверхности под охраняемым объектом, а для железных дорог МПС дополнительно величины ее суточных оседаний. Если такая методика и данные инструментальных наблюдений отсутствуют - описание имеющихся результатов инструментальных и визуальных наблюдений в горно-геологических условиях, близких к рассматриваемым;
сравнительная технико-экономическая оценка вариантов мер охраны объектов и обоснование принятого из них;
описание проектируемой наблюдательной станции и программы наблюдений;
заключения специализированных научно-исследовательских, проектных институтов, геологических организаций.
2.8.2. Выкопировку с плана горных работ (для крутопадающих залежей, кроме того, проекции разработок на вертикальную плоскость) и выкопировки со сводного плана горных работ - при разработке группы сближенных залежей в масштабе не мельче 1:2000, пополненные на дату представления проекта на утверждение (согласование), а также выходы тектонических нарушений под наносы. Для объектов вытянутой формы (трубопровод, дорога) масштаб плана допускается 1:5000-1:10000.
На выкопировках должны быть показаны охраняемые объекты, границы зон опасного влияния на них горных разработок (при оставлении предохранительных целиков - границы этих целиков), проектируемые горные выработки по прорезыванию, по частичной или полной выемке предохранительного целика.
2.8.3. Геологические разрезы, характеризующие мощность и условия залегания полезного ископаемого, литологию и тектонику месторождения в районе охраняемых объектов.
На разрезах должны быть показаны пройденные и проектируемые горные выработки, охраняемые объекты и границы зон вредного влияния на них горных выработок (при оставлении предохранительных целиков - границы этих целиков).
2.8.4. Перечисление мер охраны, сроков их проектирования и реализации.
2.8.5. Чертежи и расчеты по построению границ зон опасного влияния горных выработок на охраняемые объекты (границ предохранительных целиков).
2.8.6. Технико-экономическое обоснование оставления предохранительного целика (если в качестве меры охраны, предусматривается его оставление), а также мер охраны, выбранных с обоснованным отступлением от правил или указаний по охране зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок.
2.8.7. Справку (сообщение) организации, эксплуатирующей охраняемый объект, об ознакомлении с выбранными мерами охраны и об их согласовании.
2.8.8. План наблюдательной станции.