В целях реализации Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. N 1535 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст.1478), Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий (далее именуется - Положение).
2. Установить, что решение о ликвидации не запрещенного к приватизации государственного (муниципального) унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, за исключением ликвидации вследствие несостоятельности (банкротства), принятое по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, соответствующим государственным органом либо органом местного самоуправления, уполномоченным принимать такие решения от имени собственника (далее именуются - уполномоченный орган), а также решение уполномоченного органа о выполнении решения суда о ликвидации государственного (муниципального) предприятия, возложившего обязанности по осуществлению ликвидации этого предприятия на указанный уполномоченный орган, являются одновременно решениями о приватизации этого предприятия в форме продажи его имущества (активов), если указанные решения не предусматривают создания на базе этого имущества (активов) федерального казенного предприятия (казенного завода, казенной фабрики или казенного хозяйства) или государственного (муниципального) учреждения.
При этом обязательной продаже в соответствии с Положением подлежит все имущество (активы) предприятия, за исключением входящих в его состав объектов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте в соответствии с федеральным законом (в том числе не подлежащих приватизации по законодательству Российской Федерации о приватизации). Указанные объекты могут быть по решению уполномоченных органов переданы в установленном порядке иным юридическим лицам.
3. Находящееся в государственной (муниципальной) собственности имущество (активы), оставшееся после ликвидации государственных (муниципальных) предприятий, в отношении которых до введения в действие Положения были приняты решения о ликвидации, но не были приняты решения о передаче в установленном порядке этого имущества иным юридическим лицам либо о создании на базе указанного имущества федеральных казенных предприятий (казенных заводов, казенных фабрик или казенных хозяйств) или государственных (муниципальных) учреждений, подлежит обязательной приватизации (продаже) в соответствии с Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, за исключением входящих в состав этого имущества объектов, не подлежащих приватизации по законодательству Российской Федерации о приватизации.
В этих целях:
поручить федеральным органам исполнительной власти в месячный срок передать имущество (активы), оставшееся после ликвидации федеральных государственных предприятий, в ведение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом;
рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации передать имущество (активы), оставшееся после ликвидации находившихся в собственности субъектов Российской Федерации государственных предприятий, в ведение соответствующих комитетов по управлению имуществом.
4. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, его территориальным органам, комитетам по управлению имуществом субъектов Российской Федерации осуществить проверку всех фактов произведенной ранее передачи (внесения в уставные капиталы акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ) имущества (активов), оставшегося после ликвидации государственных предприятий, и предпринять юридические действия по признанию недействительными соответствующих актов (сделок) в случае их несоответствия законодательству Российской Федерации.
Рекомендовать органам местного самоуправления провести аналогичную проверку и предпринять соответствующие действия в отношении имущества ликвидированных муниципальных предприятий.
5. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом в месячный срок разработать в соответствии с гражданским законодательством и в установленном порядке утвердить примерный договор с ликвидатором на управление делами предприятия в процессе его ликвидации.
Председатель Правительства Российской Федерации | В. Черномырдин |
Положение о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий (утв. постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 469)
I. Общие положения
1. Положение о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий определяет порядок подготовки и осуществления продажи имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (далее государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, именуются - предприятия). Ликвидация указанных предприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.
2. Настоящее Положение не распространяется на случаи продажи имущества (активов) государственных (муниципальных) предприятий, в отношении которых по основаниям и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий, принято решение о применении ликвидационных процедур, а также на случаи продажи имущества (активов) ликвидируемых предприятий-должников, осуществление которой регулируется Положением о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. N 1114 "О продаже государственных предприятий-должников" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, 6, ст. 592).
3. В настоящем Положении под продажей имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий понимается продажа в собственность гражданам и юридическим лицам имущества (активов) государственных (муниципальных) предприятий, в отношении которых приняты решения о ликвидации, а также государственного (муниципального) имущества, оставшегося после ликвидации указанных предприятий, при отсутствии со стороны продавцов требований к покупателю о выполнении каких-либо условий в отношении объекта продажи.
4. Объектами продажи в соответствии с настоящим Положением являются вещи, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, входящие в состав обособленного имущества ликвидируемого предприятия, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, либо оставшиеся после ликвидации предприятия.
II. Подготовка продажи имущества (активов)
5. Подготовка продажи имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий осуществляется: в отношении имущества (активов) государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности либо в государственной собственности субъекта Российской Федерации, - соответственно Госкомимуществом России либо комитетом по управлению имуществом субъекта Российской Федерации; в отношении имущества (активов) муниципальных предприятий - соответствующим органом местного самоуправления. Далее указанные органы именуются "Комитет".
6. После принятия решения о ликвидации предприятия соответствующий Комитет в установленном порядке назначает ликвидатора, одновременно заключая с ним договор на управление делами предприятия в процессе его ликвидации. Ликвидатором может быть назначен руководитель ликвидируемого предприятия, или должностное лицо соответствующего комитета по управлению имуществом либо фонда имущества, или аттестованный в установленном порядке специалист по антикризисному управлению.
7. Для разработки плана приватизации (продажи имущества (активов) ликвидируемого предприятия соответствующий Комитет создает комиссию по приватизации (продаже), далее именуемую комиссией. Обязанности председателя комиссии возлагаются на ликвидатора. Состав комиссии и порядок ее работы определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
8. Комитет устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок и сроки ликвидации предприятия, а также сроки разработки плана приватизации (продажи имущества (активов) ликвидируемого предприятия.
9. План приватизации (продажи имущества (активов) ликвидируемого предприятия должен отвечать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации, и содержать следующие сведения: состав и стоимость объектов, не подлежащих приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации и исключаемых из состава имущества (активов) предприятия, подлежащего продаже; состав сданных в аренду объектов недвижимого имущества, подлежащих продаже их арендаторам, а также порядок и условия их продажи, включая цену; состав и стоимость объектов, включенных в каждый из имущественных лотов, в том числе объектов, обремененных правами третьих лиц; начальная цена каждого имущественного лота. План приватизации (продажи) утверждается соответствующим Комитетом.
10. Комиссия обязана не позднее 7 календарных дней с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса предприятия направить арендаторам объектов недвижимого имущества, имеющим право приобретения этих объектов в собственность в соответствии с разделом 4 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, уведомления о продаже, содержащие предложение подать заявления о приобретении указанных объектов в собственность. Оплата арендаторами указанных объектов при их приобретении в собственность осуществляется в течение 15 календарных дней с момента подачи ими заявлений.
Если арендатор в течение 30 календарных дней с момента получения им уведомления комиссии о продаже не подал заявления о приобретении объекта недвижимого имущества в собственность либо в установленные сроки не произвел его оплату, указанный объект подлежит включению в имущественный лот и продаже на аукционе с обязательным уведомлением участников аукциона об обременении объекта правами третьих лиц.
11. Начальная цена каждого имущественного лота, а также цена приобретения арендаторами в собственность объектов недвижимого имущества, определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации.
III. Разделение имущества (активов) и формирование имущественных лотов
12. Комиссия до разделения имущества (активов) предприятия на имущественные лоты для его продажи на аукционе производит:
исключение из состава имущества (активов) предприятия объектов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте в соответствии с федеральным законом (в том числе не подлежащих приватизации по законодательству Российской Федерации о приватизации);
выделение из состава имущества (активов) предприятия сданных в аренду объектов недвижимого имущества, подлежащих продаже их арендаторам;
выделение из состава имущества (активов) предприятия объектов, в отношении которых собственником приняты решения о целесообразности их передачи иным государственным (муниципальным) предприятиям или учреждениям, при условии, что их продажа не потребуется для удовлетворения требований кредиторов.
13. При разделении имущества (активов) предприятия объекты, являющиеся предметами залога, выделяются в отдельные имущественные лоты. Оставшееся имущество (активы) предприятия подлежит разделению на имущественные лоты исходя из цели получения наибольшей выручки от его продажи.
14. Если для получения наибольшей выручки от продажи имущества (активов) предприятия необходимо обеспечить сохранение производственных структур этого предприятия, производящих пользующуюся спросом продукцию либо имеющих возможность при условии их перепрофилирования выпускать такую продукцию, а выделение и продажа входящих в состав указанного имущества объектов, являющихся предметами залога, в виде отдельных имущественных лотов приведет к нарушению технологической взаимосвязи элементов указанных производственных структур либо затруднит (сделает невозможным) их организационное и (или) территориальное обособление, комиссия обязана принять исчерпывающие меры по получению согласия залогодержателей на замену этих предметов залога.
15. В целях получения наибольшей выручки от продажи имущества (активов) предприятия помещения, расположенные в одном здании (строении, сооружении), могут быть включены в различные имущественные лоты и проданы по отдельности. Их покупатели наряду с этими помещениями приобретают также долю в праве собственности на общее неделимое имущество данного здания (строения, сооружения).
Продажа нескольким лицам неделимых вещей, а также вещей, не подлежащих разделу в силу закона, осуществляется путем продажи долей в праве общей собственности на эти вещи, которые определяются комиссией и включаются ею в состав имущественных лотов.
Отношения между собственниками в указанных случаях регулируются
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Очередность продажи имущества (активов) предприятия устанавливается планом приватизации (продажи).
При разделении имущества (активов) ликвидируемого предприятия на имущественные лоты и определении последовательности их продажи предусматривается первоочередная продажа объектов, не являющихся необходимыми для хозяйственной деятельности предприятия, осуществляемой в процессе его ликвидации, с целью выполнения имеющихся у него обязательств.
Объекты, указанные в абзаце четвертом пункта 12 настоящего Положения, подлежат продаже только в случае недостаточности средств, полученных от продажи иного имущества (активов) ликвидируемого предприятия, для удовлетворения требований кредиторов.
IV. Организация продажи имущества (активов)
17. Продавцом имущества (активов) ликвидируемого и ликвидированного предприятия является соответствующий фонд имущества.
18. Для организации продажи имущества (активов) предприятия Комитет передает продавцу: план приватизации (продажи); акты оценки имущества; проект информационного сообщения о проведении аукциона.
19. На основе полученных данных продавец составляет информационное сообщение о проведении аукциона по продаже объектов, включенных в имущественные лоты, и организует его публикацию в средствах массовой информации и своем информационном бюллетене не позднее чем за 30 календарных дней до объявленной даты проведения аукциона.
Если начальная цена имущественного лота превышает 5000 установленных законом минимальных размеров оплаты труда на дату утверждения плана приватизации (продажи) либо состав объектов, включенных в имущественный лот, обеспечивает сохранение производственных структур предприятия, производящих продукцию, по которой предприятие занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, информационное сообщение о проведении аукциона по продаже такого имущественного лота должно быть в обязательном порядке опубликовано в бюллетене Российского фонда федерального имущества.
20. Непосредственное осуществление продажи имущества (активов) ликвидируемого предприятия и организацию аукциона фонд имущества поручает ликвидатору, заключив с ним договор поручения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании договора поручения ликвидатор организует проведение аукциона, подведение его итогов, производит расчеты с участниками аукциона, обеспечивает за счет вырученных средств удовлетворение требований кредиторов, выполняет иные действия, предусмотренные договором поручения.