В случае, если достоверное определение расхода сжатого воздуха для данной строительной машины или механизированного пневматического инструмента сопряжено со значительными трудностями, целесообразно не учитывать эту статью затрат в составе сметной расценки на эксплуатацию строительной машины (механизированного пневматического инструмента). При этом затраты, связанные с потреблением сжатого воздуха, должны учитываться в смете отдельной строкой, посредством учета в ней затрат, связанных с эксплуатацией компрессорной установки, предусмотренной проектом. Время эксплуатации компрессорной установки принимается по времени эксплуатации машины, потребляющей сжатый воздух.
4.6. Затраты на смазочные материалы
4.6.1. Нормативный показатель затрат на смазочные материалы для карбюраторных машин (работающих на бензине) определяется по формуле:
340 × 27 пикс.   Открыть в новом окне |
где:
0,035; 0,004; 0,015 - коэффициенты, учитывающие расход смазочных материалов;
, , - рыночные цены, соответственно, на моторные масла, пластичные смазки и трансмиссионные масла с учетом затрат на их доставку до обслуживаемой машины данной типоразмерной группы, руб./кг;
- норма расхода бензина для машин данной типоразмерной группы (модели) в среднем за год, кг/маш.-ч.
4.6.2. Нормативный показатель затрат на смазочные материалы для дизельных машин определяется по формуле:
375 × 27 пикс.   Открыть в новом окне |
где:
0,044; 0,004; 0,015 - коэффициенты, учитывающие расход смазочных материалов;
, , - рыночные цены, соответственно на моторные масла, пластичные смазки и трансмиссионные масла на дату введения в действие сметной расценки с учетом затрат на их доставку до обслуживаемой машины данной типоразмерной группы, руб./кг;
- норма расхода дизельного топлива для машин данной типоразмерной группы (модели) в среднем за год, кг/маш.-ч;
- коэффициент, учитывающий затраты на бензин при работе пускового двигателя. При отсутствии пускового двигателя коэффициент не применяется. Этот коэффициент устанавливается (в рекомендуемом порядке очередности применения) на основе рекомендаций завода-изготовителя или по фактическим затратам.
4.6.3. Нормативные показатели затрат на смазочные материалы для машин с электроприводом или работающих на сжатом воздухе, определяются (в рекомендуемом порядке очередности применения) по:
- паспортным данным;
- инструкциям на эксплуатацию машин;
- рекомендациям, приводимым в технической литературе.
4.7. Затраты на гидравлическую жидкость
Нормативный показатель затрат на гидравлическую (рабочую) жидкость (Г) определяется по формуле:
227 × 53 пикс.   Открыть в новом окне |
где:
О - средневзвешенный показатель вместимости (емкости) гидравлической системы машин данной типоразмерной группы, л, устанавливается по паспортным данным машины;
- плотность гидравлической жидкости - 0,87 кг/л;
- коэффициент доливок гидравлической жидкости, восполняющих систематические ее утечки при работе машины. Для машин отечественного производства этот показатель принимается на основе замеров объемов фактических утечек гидравлической жидкости. При отсутствии необходимых данных показатель принимается равным 1,5.
Для импортных машин показатель принимается по рекомендациям фирм-изготовителей или на основе замеров объемов фактических утечек гидравлической жидкости;
- периодичность полной замены гидравлической жидкости для машин данной типоразмерной группы, раз/год, принимается (в порядке очередности) по:
- паспортным данным;
- инструкциям на эксплуатацию машин;
- рекомендациям, приводимым в технической литературе.
Если иное не предусмотрено инструкцией по эксплуатации машины, показатель принимается равным 2, что означает переход в течение года с летнего сорта гидравлической жидкости на зимний сорт и наоборот;
- цена приобретения гидравлической жидкости франко-наливная база (автозаправочная станция), руб./кг;
- затраты на доставку гидравлической жидкости до обслуживаемой машины, руб./кг, определяются с учетом транспортных расходов, включая погрузо-разгрузочные работы, стоимость тары и т.д.;
Т - годовой режим работы машины, маш.-ч/год.
4.7.2. Если периодичность замены гидравлической жидкости инструкцией по эксплуатации машины данной типоразмерной группы установлена в маш.-ч, формула расчета нормативного показателя затрат на гидравлическую жидкость (Г) принимает следующий вид:
202 × 60 пикс.   Открыть в новом окне |
где:
- периодичность замены гидравлической жидкости, маш.-ч.
В аналогичном порядке определяются затраты на охлаждающую жидкость.
4.7.3. При отсутствии при разработке сметных норм и расценок данных по затратам на доставку гидравлической жидкости до обслуживаемой машины, эти затраты в формулах (27) и (28) учитываются посредством применения к цене приобретения коэффициентов, фактически сложившихся в регионе по данному элементу затрат.
4.8. Затраты на перебазировку машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации)
Нормативные показатели затрат на перебазировку определяются по следующим схемам: своим ходом, на буксире, на прицепе без демонтажа, на прицепе с демонтажом и последующим монтажом.
4.8.1. Затраты на перебазировку своим ходом, в которой занята машина, подлежащая перебазировке (кран на автомобильном ходу, автогудронатор, автобетононасос и т.п.) , определяются по формуле:
, (29)
где:
- оплата труда машиниста перебазируемой машины данной типоразмерной группы, руб./маш.-ч (см. раздел 4.4);
- затраты на энергоноситель при работе машины в транспортном режиме, руб./маш.-ч. Величина этого показателя может отличаться от показателя (Э), отражающего затраты на энергоноситель при работе машины в технологическом режиме, порядок определения которого приведен в разделе 4.5. Показатель определяется по формуле:
225 × 53 пикс.   Открыть в новом окне |
где: