Дата введения 1 января 2000 г.
1. Общие положения
1.1. Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств разработаны во исполнение постановления Госстроя России от 11.02.98 N 18-15 "О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве" и устанавливают порядок пересмотра действующих и разработки новых сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и технологических автотранспортных средств*(1), с целью соблюдения организациями-разработчиками единого порядка их разработки и подготовки к обработке на машинных носителях (в дальнейшем изложении: "Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин").
Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин разрабатываются в уровне цен по состоянию на 01.01.2000 года.
Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин комплектуются в сборники, которые утверждаются в установленном порядке. Сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации, и применяются в обязательном порядке в строительстве, осуществляемом с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. В случае финансирования строительства из других источников, применение указанных сметных норм и расценок на эксплуатацию машин носит рекомендательный характер.
Порядок разработки сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, установленный настоящими методическими указаниями, является обязательным для всех организаций-разработчиков сметных нормативов.
1.2. Сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин подразделяются на: федеральные, территориальные и отраслевые.
Федеральные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, разрабатываемые в уровне цен для базового района страны (Московской области), утверждаются и вводятся в действие Госстроем России, с включением в Перечень действующих нормативных документов в строительстве и являются основой для разработки сборников федеральных единичных расценок.
Территориальные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, включающие в свой состав полный набор машин, применяемых в соответствующем регионе, разрабатываемые для административно-территориальных единиц Российской Федерации (регионов), утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации, регистрируются в Госстрое России в соответствии с руководящими документами по строительству (РДС 10-202-94) и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.
Территориальные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно-территориальных образованиях.
Отраслевые сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, включающие в свой состав полный набор машин, используемых на объектах специализированных видов строительства (водохозяйственное, горнокапитальное, транспортное, энергетическое, строительство газо- нефтепроводов, объектов связи и т.п.), утверждаются министерствами Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами (далее - федеральные органы и отраслевые структуры), представляются на заключение (согласование) в Госстрой России в соответствии с РДС 10-201-94 и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.
Отраслевые сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, разработанные и утвержденные федеральными органами и отраслевыми структурами, после согласования с Госстроем России, могут быть включены в Федеральный сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию машин.
Отраслевые сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, привязанные к местным условиям строительства, предназначены для составления сметной документации по специализированным стройкам.
1.3. Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин предназначаются для разработки единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные работы, а также по монтажу технологического оборудования; для определения сметных затрат на объекте, когда продолжительность эксплуатации машин определяется по проекту производства работ или проекту организации строительства; для взаиморасчетов между подрядными строительными организациями и подразделениями строймеханизации с учетом положений, изложенных в п.1.5.
1.4. Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин разрабатываются с учетом их дифференциации по типоразмерным группам, устанавливаемым по основному техническому параметру для данного вида машин (для экскаваторов - вместимость ковша, для бульдозеров - мощность, для кранов - грузоподъемность и т.д.). Сметные нормы и расценки формируются как средневзвешенная величина по маркам (моделям) машин, входящим в типоразмерную группу. Отбор машин-представителей по маркам (моделям) производится с учетом выполняемых с их применением объемов работ и уровня производительности с прогнозом на период действия сметных нормативов.
1.5. Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин содержат прямые затраты, в состав которых помимо эксплуатационных затрат включены накладные расходы и сметная прибыль, начисленные на показатели оплаты труда рабочих, занятых на ремонте и техническом обслуживании, замене быстроизнашивающихся частей и перебазировке машин. Порядок начисления накладных расходов и сметной прибыли, включаемых в состав расценок, приведен в п.п. 4.2, 4.3, 4.8. Методических указаний.
Накладные расходы и сметная прибыль на показатели оплаты труда машинистов начисляются дополнительно при определении сметной стоимости строительства и осуществлении взаиморасчетов между подрядными строительными организациями и подразделениями строймеханизации.
Накладные расходы принимаются по индивидуальной норме для конкретной организации (подразделения строймеханизации) или по укрупненным нормативам по видам строительства и видам строительных и монтажных работ, приведенным в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-4.99) и Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99), утвержденных постановлениями Госстроя России от 17.12.99 N 76 и от 17.12.99 N 78.
Порядок разработки индивидуальных норм накладных расходов приведен в п.п. 3.6-3.9 МДС 81-4.99.
Сметная прибыль учитывается в порядке, установленном п. 3.1.7 МДС 81-1.99.
При разработке норм и расценок на эксплуатацию машин не учитываются налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж.
1.6. Нормативные показатели сметных норм и расценок исчисляются в расчете на 1 машино-час среднесменного времени эксплуатации машин, которое включает:
- время участия машин в выполнении технологических операций, в т.ч. для автотранспортных средств;
- время их перемещения с базы механизации (строительной площадки) на строительную площадку (базу механизации);
- время замены быстроизнашивающихся частей, режущего инструмента и сменной рабочей оснастки;
- время перемещения машин по фронту работ в пределах строительной площадки;
- время технологических перерывов в работе машин при выполнении строительно-монтажных работ;
- время подготовки машин к работе и их сдачи по окончании работы;
- время на ежесменное техническое обслуживание машин;
- перерывы в работе машиниста (машинистов экипажа), регламентируемые законодательством о труде.
1.7. Сметные нормы и расценки имеют код ОКП и шестизначный отраслевой код: 2 первых знака обозначают код раздела, 3-ий и 4-ый знаки - код подраздела, 5-ый и 6-ой знаки - код типоразмерной группы машин.
1.8. Наименования и единицы измерения физических величин, учитываемых при разработке сметных норм и расценок, принимаются в расчетах по системе СИ, в соответствии с "Перечнем единиц физических величин, подлежащих применению в строительстве" (СН 528-80).
1.9. Наименования машин устанавливаются в соответствии с действующими стандартами Российской Федерации (по классификатору продукции ОКП), а при отсутствии информации - по паспортным данным.
1.10. Числовые показатели приводятся с точностью до трех значащих цифр, при этом после запятой указываются не более 2 значащих цифр. Округление показателей производится в соответствии с требованиями СН 528-80.
1.11. Форма сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств приведена в приложении 1.
2. Организация разработки сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин
2.1. Методическое руководство разработкой федеральных, территориальных и отраслевых сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, координацию работ и контроль за их разработкой осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России (далее - Управление ценообразования).
2.2. Разработка Федеральных сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин производится организациями-разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования. В техническом задании указываются основания для разработки сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, этапы и сроки выполнения работ, нормативные источники, которыми следует руководствоваться при подготовке сметных норм и расценок, стоимость работ.
Разработанный проект сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию машин проходит экспертизу в организациях, рекомендуемых Управлением ценообразования. Экспертные заключения рассматриваются Межведомственной комиссией (МВК) по разработке документов по ценообразованию в строительстве Госстроя России.
На основе экспертных заключений и результатов рассмотрений на МВК, организации-разработчики вносят в проект сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию машин соответствующие коррективы. Отредактированный сборник передается в Управление ценообразования, которое представляет его на утверждение в установленном порядке.
2.3. Разработка территориальных сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин осуществляется организациями-разработчиками под руководством региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), прошедших аккредитацию в Госстрое России. В тех регионах, где РЦЦС не созданы или не прошли аккредитацию, руководство разработкой сборников осуществляется региональными МВК, создаваемыми соответствующими решениями органов исполнительной власти. Организации-разработчики территориальных сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин назначаются решением администрации соответствующего субъекта Российской Федерации из числа ведущих региональных проектных и строительных организаций.
Разработанные проекты территориальных сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин проходят соответствующую экспертизу. На основе экспертных заключений, организации-разработчики вносят в сборники необходимые коррективы. Отредактированные материалы передаются в РЦЦС для рассмотрения и последующего утверждения администрацией субъекта Российской Федерации.
Утвержденные территориальные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин направляются на регистрацию в Госстрой России, после которой включаются в состав действующей сметно-нормативной базы.
Разногласия, возникающие в ходе работ, связанных с разработкой территориальных сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, передаются на рассмотрение в Межведомственные комиссии (МВК) при администрациях субъектов Российской Федерации.
В состав МВК рекомендуется включать представителей администрации субъекта Российской Федерации, регионального органа по ценообразованию (РЦЦС), территориального экспертного органа по строительству, ведущих строительных и монтажных организаций, региональных проектных институтов, транспортных предприятий и хозяйств, территориальных сбытовых организаций, основных организаций-заказчиков и др.
2.4. Разработка отраслевых сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин осуществляется ведущими отраслевыми проектными институтами, назначаемыми федеральным органом или отраслевой структурой, на основе договоров.
Разработанные проекты отраслевых сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин проходят экспертизу в отраслевых экспертных органах. Откорректированные материалы представляются на заключение в Госстрой России и после согласования утверждаются и вводятся в действие соответствующими федеральными органами или отраслевыми структурами.
2.5. Финансирование разработок сборников сметных норм и расценок всех уровней на эксплуатацию машин осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти, заинтересованными министерствами Российской Федерации, другими отраслевыми структурами с привлечением средств заказчиков на создание сметно-нормативной базы, согласно письму Госстроя России от 15.04.98 N БЕ-19-10/12, а также на договорной основе, предусматривающей возврат средств, затраченных на разработку и издание нормативов, за счет их реализации в качестве печатной продукции.
2.6. Разработка сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин всех назначений осуществляется поэтапно, в следующей последовательности: