Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 4 июля 2007 г. N 169 "Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов"

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 883 "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 5 ст. 651) приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Министр
Ю.П. Трутнев
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 августа 2007 г.
Регистрационный N 9979

Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (утв. приказом МПР РФ от 4 июля 2007 г. N 169)

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 883 "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы"*(1).
2. Методические указания определяют требования к структуре проектов схем комплексного использования и охраны водных объектов, состав и последовательность действий по их разработке, утверждению и реализации, внесению изменений в эти схемы.
3. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов (далее - Схемы) разрабатываются в целях:
определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты;
определения потребностей в водных ресурсах в перспективе;
обеспечения охраны водных объектов;
определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.
4. Основной задачей разработки Схем является формирование инструментария принятия управленческих решений по достижению устанавливаемых Схемами целевых показателей качества воды водных объектов рассматриваемого речного бассейна и уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.
5. Материалы утвержденных Схем предназначены для:
планирования и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных, региональных, ведомственных целевых программ;
разработки региональных и муниципальных программ (планов) водохозяйственных и водоохранных мероприятий;
подготовки предложений по установлению и пересмотру ставок платы за пользование водными объектами;
регулирования водопользования, в том числе определения объемов допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, объемов допустимого сброса сточных вод и/или дренажных вод, др.
6. Схемы разрабатываются для речных бассейнов, идентификация которых и установление границ осуществляется при гидрографическом районировании территории Российской Федерации*(2).
7. Очередность разработки Схем по речным бассейнам устанавливается Графиком разработки Схем, который формируется и утверждается Федеральным агентством водных ресурсов исходя из следующих принципов:
учета водохозяйственной обстановки в границах соответствующих речных бассейнов;
сроков разработки, согласования и утверждения Схем;
учета объема средств федерального бюджета, выделяемых на разработку Схем.
График разработки Схем периодически (каждые 5 лет) корректируется в соответствии с ходом его реализации, изменением возможностей финансирования работ и возникновением новых задач.
8. График разработки Схем, информация о начале и ходе разработки Схем по конкретным речным бассейнам, а также материалы утвержденных Схем размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте Федерального агентства водных ресурсов и на сайте соответствующего территориального органа Федерального агентства водных ресурсов.
9. Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет.
Целевые показатели качества воды в водных объектах, лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, выделяемые для каждого субъекта Российской Федерации, основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечни водохозяйственных мероприятий и мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, предполагаемые объемы необходимых для реализации Схем финансовых ресурсов, устанавливаются в Схемах по этапам, продолжительностью 5 лет каждый.
10. При разработке Схем должны учитываться:
прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную перспективу по Российской Федерации, по отраслям экономики, по регионам;
утвержденные Схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов;
действующие на момент начала разработки Схемы региональные и местные документы по планированию развития промышленных зон, населенных пунктов, развития транспортной инфраструктуры, реструктуризации и развития сельского хозяйства, создания рекреационных зон и охраняемых природных территорий, планы и программы водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также мероприятий по защите от негативного воздействия вод;
положения международных договоров Российской Федерации в области совместного использования и охраны трансграничных водных объектов (для охватываемых Схемой трансграничных водных объектов).
11. Информационной основой разработки Схем являются сведения государственного водного реестра и государственного мониторинга водных объектов.
12. Схемы разрабатываются на геоинформационной основе в соответствии с требованиями к техническим и программным средствам ведения слоев цифровой картографической основы.
13. Документирование сведений, содержащихся в материалах, входящих в состав Схем, осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.
14. Обращение со сведениями, составляющими государственную тайну, при подготовке, согласовании, утверждении Схемы, а также реализации мероприятий, входящих в ее состав, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
15. В составе Схемы разрабатывается система количественных индикаторов достижения устанавливаемых Схемой целевых показателей и программа мониторинга реализации мероприятий Схемы.
16. Корректировка Схемы осуществляется на основании результатов мониторинга ее реализации не чаще одного раза в 5 лет.

II. Основные термины и определения

17. В Методических указаниях используются следующие основные термины и определения:
бассейновый округ - основная единица управления в области использования и охраны водных объектов, состоит из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей*(3);
водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима*(4);
водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте*(4);
водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы*(4);
водоохранная зона - территория, которая примыкает к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира*(5);
водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом*(4);